Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2015г.

Повышение эффективности отечественного здравоохранения в настоящих условиях невозможно без решения насущной задачи разработки системы организации и порядка контроля качества медицинской помощи [1].
Определение значений приоритетности выбранных показателей качества методом анализа иерархий (МАИ) позволили нам создать математическую модель оценки качества стоматологической помощи [2, 3, 4]. Создание модели заняло несколько этапов:
1. Определение приоритетов признаков, включенных в математическую модель.
2. Перенос значений выбранных признаков в один и тот же диапазон.
3. Объединение всех признаков в одной математической модели. Результаты первого этапа (приоритеты показателей)представлены в Табл.1.



Приоритетность показателей, рассчитанная по системе МАИ

Таблица 1

Показатели качества стоматологической помощи

Приоритеты

1.

Удельный вес осложненного кариеса

0,10069

2.

Соотношение числа вылеченных зубов к удаленным

0,10183

3.

Удельный вес осложнений после удаления зубов

0,10865

4.

Удельный вес первичных посещений стоматологов

0,07365

5.

Среднее число посещений на лечение одного зуба

0,08795

6.

Удельный вес санированных среди первичных обращений

0,14512

7.

Количество УЕТ на одного врача в день

0,12773

8.

Средняя продолжительность временной нетрудоспособности

0,09899

9.

Отсутствие случаев, сопровождающихся жалобами пациентов

0,15539

 

Суммарно по всем показателям

1,00000





Второй этап предполагает нормирование всех признаков. Это необходимо, для последующего включения в единую математическую модель разнородных показателей. Для нашего варианта предлагается нормирование от 0 баллов (худший вариант) до 5 баллов (лучший вариант) за каждый признак. Простейшее решение состоит в присваивании баллов в зависимости от качества медицинской помощи по конкретным принятым позициям. Пример представлен в Табл.2.


Удельный вес осложненного кариеса

Таблица 2

Значение

Баллы

Нет осложненного кариеса

5

До 10 %

4

10 - 15 %

3

15 - 20 %

2

20 - 25 %

1

Более 25 %

0


Допустимо до 15% осложненного кариеса

Таким образом, взнос каждого признака составляет от 0 до 5 баллов. Примем для нашей итоговой математической модели интегральное значение качества стоматологической помощи составляет от 0 до 100 по всем показателям. Для переноса наших значений в диапазон 0..100 используем единый коэффициент 100/5 = 20.
Теперь значение каждого приоритета (см. Табл.1) умножаем на полученный коэффициент и формируем математическую модель оценки качества стоматологической помощи. Получаем формулу предлагаемого интегрального показателя качества стоматологической помощи (ИПКСП):
ИПКСП=2,0138*П1+2,0366*П2+ 2,173*П3+ 1,473*П4+ 1,759*П5+ 2,9024*П6+ 2,5546*П7+ 1,9798*П8+ 3,1078*П9(1)

Таблица 3 Показатели, включенные в итоговую математическую модель качества стоматологической помощи

Обозначен ие

Показатели качества стоматологической помощи

Коэффициент в математической модели

1.

П1

Удельный вес осложненного кариеса

2,0138

2.

П2

Соотношение числа вылеченных зубов к удаленным

2,0366

3.

П3

Удельный вес осложнений после удаления зубов

2,173

4.

П4

Удельный вес первичных посещений стоматологов

1,473

5.

П5

Среднее число посещений на лечение одного зуба

1,759

6.

П6

Удельный вес санированных среди первичных обращений

 

2,9024

7.

П7

Количество УЕТ на одного врача в день

2,5546

8.

П8

Средняя продолжительность временной нетрудоспособности на 1 случай

 

1,9798

9.

П9

Отсутствие случаев, сопровождающихся жалобами пациентов

 

3,1078

 

 

Суммарно по всем коэффициентам

20

Предлагается представление ИПКСП в процентах, это отражает смысл данного показателя и облегчает его интуитивное понимание.
При подстановке в полученную формулу значений показателей качества стоматологической помощи мы можем рассчитать интегральный показатель качества (ИПКСП) для каждого врача, или по ЛПУ в целом. В Табл.4 даны примеры расчета ИПКСП на 10 врачей-стоматологов. По таблице четко отслеживается качество работы стоматологов в анализируемом лечебном учреждении.



Пример расчета ИПКСТ для группы врачей-стоматологов

Таблица 4

 

Врач- стоматолог

Значение показателей (баллы)

ИПКСП (%)

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

П8

П9

1

Врач А.

5

4

5

3

5

3

4

5

3

80,4424

2

Врач М.

4

4

4

5

4

3

4

4

2

72,355

3

Врач К.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

100

4

Врач Е.

5

5

4

4

4

4

4

4

4

84,0504

5

Врач Ф.

4

3

4

4

4

3

3

3

3

67,4188

6

Врач Б.

5

5

4

4

4

5

5

3

4

87,5276

7

Врач С.

4

4

4

4

4

4

4

4

4

80

8

Врач Т.

5

3

4

4

3

5

5

5

5

88,7628

9

Врач Е.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

60

10

Врач А.

4

5

3

4

4

4

4

4

4

79,8636



Учитывая достаточно сложную и трудоемкую методику расчетов по принципам МАИ, нами была разработана специальная компьютерная программа на базе инструментального пакета программ С++ Builder XE3 для автоматизации расчета показателей МАИ (Рисунок 1).



Рис.1. Главное окно разработанной программы

Необходимость данной разработки обусловлена высокой трудоемкостью математической обработки полученных данных. В ходе последних для получения усредненных величин требовался расчет среднего геометрического, т.е. для 42 анкет нужно было извлечь корень 42-ой степени!
Естественно, что эта операция была заменена на деление логарифма, а обработка данных анкет была выполнена с применением вычислительной техники.
Выводы.
1. Разработанная методика позволяет объективизировать приоритетность показателей качества медицинской помощи и определить их относительную важность для оценки качества помощи в целом.
2. Нами были выбраны 9 показателей для проведения дальнейших исследований по принципам МАИ.

3. В дальнейшем на основе полученных результатов приоритетности показателей качества была разработана модель оценки качества работы врача-стоматолога поликлинического звена, пригодная для использования в практическом здравоохранении.
4. На базе полученной матрицы приоритетов предложена формула интегрального показателя качества стоматологической помощи, позволяющего оценить качество медицинской помощи отдельного врача или коллектива ЛПУ в целом.
5. Для автоматизации оценки качества была разработана специальная компьютерная программа на базе пакета программ С++ Builder XE3.
6. Таким образом, применение метода анализа иерархий (МАИ) является перспективным для комплексной оценки качества стоматологической помощи, а также аналогичного использования в других разделах медицины с целью моделирования качества оказания медицинской помощи.

Список литературы

1. Бутова В.Г. Экспертиза качества стоматологической помощи / В.Г. Бутова, B.JI. Ковальский. - М.: Издат. дом STBOOK, 2005. - 191с
2. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Пер. с англ. - М.: «Радио и связь», 1993. - 368 с.
3. Saaty. Thomas L. The Analytic Hierarchy Process. New York: McGraw-Hill. 1980.
4. Saaty. Thomas L.and Luis G. Vargas TheLodic of Priorities. Boston: Kluwer-Nijhoft. 1982.