Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА В РФ. МЕСТО ВЕДОМСТВЕННЫХ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ДАННОМ СЕГМЕНТЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2016г.

Резюме: В статье рассматривается процесс развития санаторно-курортной отрасли в рамках системы здравоохранения Российской Федерации, проблемы, которые требуют своего решения. Рассматривается также место и роль ведомственных санаторно-курортных учреждений в данном сегменте российского здравоохранения.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортные учреждения, проблемы, ведомственные санаторно-курортные учреждения.

Summary: The article discusses the development of sanatorium branch in the Russian Federation within the health care system, problems that need to be addressed. We also consider the place and role of departmental sanatoriums in this segment of the Russian health care.

Keywords: sanatorium-resort complex, spa facilities, problems departmental spa facilities.

В комплексе лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает курортология, в которой ведущее место принадлежит санаторно-курортному лечению и оздоровлению. Эффективность санаторно-курортного лечения не вызывает сомнения: после долечивания в санатории больные в 3–4 раза чаще и в 1,5–2,5 раза быстрее возвращаются к производительному труду. В результате курса санаторного лечения и оздоровления в 2–2,5 раза снижается уровень трудопотерь по болезни [11].

Санаторно-курортный комплекс России начал формироваться, начиная с в XVIII века, когда по указанию Петра I для лечения были открыты Марциальные и липецкие воды. С присоединением к России Кавказа, Крыма и Средней Азии, богатых лечебными местностями, курортное дело развивалось более интенсивно. Однако курортные факторы применялись эмпирически, отсутствовал научный подход к изучению показаний и противопоказаний к лечению на курортах. Курортное лечение практически было не доступно широким массам населения, характеризовалось низким уровнем организации лечебной работы вследствие недостаточного количества лечебных учреждений, медицинских кадров, доминированием частной практики [2].

После 1917 г. курорты были объявлены государственной собственностью, курортная помощь была включена в общий план лечебно-профилактических мероприятий. К управлению курортами были привлечены профсоюзы, к развитию на научной основе - медицинские научные общества, к охране курортных ресурсов - местные советы. Были открыты ряд профильных НИИ, организованы курортные поликлиники. Основными лечебными учреждениями на курорте стали санатории. Таким образом, были заложены основы развития санаторно-курортного дела в стране.

В дальнейшем в процессе совершенствования управления курортами происходила дифференциация курортов общегосударственного и местного значения, в 1923 г. впервые организованы ведомственные санатории на курортах, внедрена и совершенствовалась система амбулаторно-курсовочного лечения, развернута реконструкция старых и строительство новых рекреационных предприятий, расширялась география курортных зон на восток в Сибирь и на Дальний Восток; активно развивались рекреационные районы, укреплялась  средняя емкость здравниц; развивались новые формы обслуживания (курсовочное - на базе курортных поликлиник, семейный отдых в пансионатах и домах отдыха, организация ведомственных здравниц и баз отдыха); планомерно изучались природные лечебные ресурсы на территории всего СССР с выделением перспективных лечебных местностей и т.д.

В результате в СССР была построена система санаторно-курортного лечения и оздоровления, которая не имела аналогов в мировой практике. Являясь частью общей структуры эффективного оздоровления населения с соблюдением принципов преемственности поликлиника-стационар-санаторий, она была рассчитана на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования, способ и режим работы которой был ориентирован на выполнение задачи по поддержанию здоровья трудящихся и никак не зависел от рыночных законов спроса и предложения. Эффективно действовала трехэтапная система реабилитации, где санаторно-курортным мероприятиям отводилась значительная роль; поставлена задача всемерного развития санаторно-курортной помощи в пределах республики, области или группы областей; сформирована и внедрена централизованная система планирования и управления санаторно-курортным комплексом, что обеспечивало условия его стабильного существования и развития.

К середине 80-х гг. XX столетия в экономике курортного комплекса полностью проявились застойные явления, изношенное оборудование не обновлялось, средств на расширенное воспроизводство здравниц не хватало. К концу 80-х гг. XX в. прекратилось централизованное выделение денег во многие здравницы и санатории. Уровень комфортности и качества сервиса многих здравниц перестали соответствовать современным требованиям того времени в этой сфере. В более выигрышном состоянии находились ведомственные санатории или санатории, стоящие на балансах крупных предприятий.

Дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса происходило под влиянием двух основных факторов: социально-демографического кризиса и реформирования государства, его социальных институтов [13].

Реформы, начавшиеся в 1991 г.,  усугубили положение санаторно-курортного  комплекса, практически привели к разрушению основ его функционирования. В условиях перестройки на рыночные механизмы экономики санаторно-курортная система столкнулась с большими трудностями. С развитием рынка курортный комплекс страны изменялся не только количественно, но и качественно. Основные изменения происходили параллельно с изменениями в российском законодательстве, с приватизацией. Изменились условия функционирования курортной отрасли, возникла необходимость в разработке новых структурно- организационных форм, учитывающих исторические, региональные особенности и рекреационно- оздоровительные возможности курортных факторов. Кроме того, эти формы должны были обеспечивать повышение рентабельности санаторно-курортной отрасли, а значит, учитывать закономерности бизнеса и предусматривать применение технологии управления качеством обслуживания [8,12].

В целом этот период характеризовался недофинансированием санаторно-курортной отрасли со стороны государства, отсутствием адекватной законодательной базы, низким уровнем медицинской инфраструктуры c достаточно устаревшим оборудованием и большим количеством разрозненных участников, отсутствием на рынке качественных специализированных медицинских продуктов в сочетании с высокой сервисной составляющей, низким уровнем клиентоориентированности и качества предоставляемых услуг, тенденцией к предоставлению более коротких, по сравнению с традиционными, сроками курсов санаторно-курортного лечения и снижением численности потребителей, повышенным спросом на рынке выездного оздоровительного международного туризма, со стороны российских граждан, переориентацией санаториев в гостиничные комплексы и выхолащиванием медицинской составляющей, уходом с рынка множества санаториев [5].

В результате сложившаяся диспропорция между высокой потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности в их получения в определенной степени, которая обусловила осуществление комплекса государственных мер, относящихся к санаторно-курортному лечению и оздоровлению граждан.

Существенным шагом в этом направлении было утверждение Минздравом РФ «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации» (Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 113). Проблема охраны здоровья здоровых в Российской Федерации была, безусловно, актуальной ввиду не только критически низкого уровня состояния популяционного здоровья, прогрессирующей нехватки сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей, но и низкого уровня развития культуры здоровья у населения и сохраняющегося в обществе потребительского отношения к здоровью, отсутствия личной ответственности за сохранение и укрепление здоровья у каждого конкретного индивида, а также низкого уровня гигиенических навыков населения.

Принятие концепции означало переход приоритетов от системы, ориентированной на лечение больных и реабилитацию инвалидов, к системе, основанной на формировании культуры здоровья, направленной на профилактику болезней, то есть к активному  сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей [3,1].

В целях реализации Концепции охраны здоровья здорового человека Минздравом России была утверждена отраслевая Программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.» (Приказ МЗ РФ от 21.03.03 № 114), в которой были определены цели и задачи реализации стратегии организации и развития охраны и укрепления здоровья у здоровых и практически здоровых людей; основные направления реализации Программы; механизм реализации  Программы; ожидаемые конечные результаты. Реальной структурой здравоохранения, осуществляющей оздоровительные мероприятия для населения, были Центры здоровья. Санаторно-курортные учреждения фактически являлись такими центрами здоровья [13].

Необходимость и актуальность развития курортно-рекреационного комплекса нашли отражение в Концепции государственной политики развития курортного дела в РФ (Решение коллегии Минздрава РФ от 24.06.03 № 11) [11].

Концепция была разработана с целью обеспечения системного подхода к решению проблемы охраны здоровья населения страны - создания современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи. Было положено начало развитию оздоровительного туризма за рубежом, в частности, медицинского, который в России привлекает своей высококвалифицированной медицинской помощью [6].

Следующей вехой в развитии санаторно-курортного комплекса страны стало принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в Статье 40 введено понятие «медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение». В номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников введена должность врача по медицинской реабилитации (Приказ МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1183н). Определены основные принципы осуществления реабилитации и санаторно-курортного лечения, в основе которых лежат: этапность, непрерывность, преемственность, научная обоснованность. Для санаторно-курортного лечения определены его виды с разграничением полномочий органов государственной власти разных уровней в Российской Федерации.

Санаторно-курортная отрасль России требует дальнейшего развития путем решения главных проблем, которые заключаются в следующем:

-   качество обслуживания на российских курортах остается на низком уровне;

-   не решена ценовая политика российских курортов как основной фактор оттока туристов;

-   на российских курортах заметно ощущается недостаток сопутствующих услуг;

-   существует проблема эффективности землепользования;

-    до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян, в том числе в региональном разрезе, и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов и др.;

-   не упорядочено обеспечение путевками населения территорий;

-   требует изменения работа научно-исследовательских организаций;

-     необходим механизм обновления стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий;

-   необходим новый финансовый менеджмент, основывающийся на реализации межбюджетных отношений и работе, как с государственным страховщиком, так и со страховыми медицинскими организациями;

-   требуется создание научно обоснованных результативных коротких лечебных курсов, их легализация в соответствующих нормативных актах;

-   очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях);

-       целесообразно налаживание информационно-рекламного дела усилиями дееспособного органа управления отраслью, и на федеральном, и на региональном уровне;

-    для эффективного развития санаторно-курортных организаций важно не только привлечение частных капиталов и инвестиций (в том числе иностранных), но и участие государственных органов;

-     отсутствует эффективная система государственного управления курортом, нет федерального органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

-      важным моментом является возрождение традиции регулярного санаторно-курортного лечения и оздоровления, как неотъемлемой части национальной культуры и здорового образа жизни [4,9,10].

Существующий в России санаторно-курортный комплекс представлен здравницами разной ведомственной принадлежности (Минздрава России, ФСБ России, Минобороны России, ФМБА России, РЖД и др.), организационно-правовой формы (учреждение, организация, акционерное общество и др.), формы собственности (государственная, общественная, в том числе профсоюзная, частная, иностранная, смешанная и др.) [12].

Наличие в государственном секторе санаторно-курортных учреждений ведомственного подчинения (впервые организованных в 1923 г.) является специфической чертой созданного в РФ санаторно-курортного комплекса. Принадлежность санаторно-курортных учреждений к системам РЖД, МВД, Министерству обороны, ФСБ и др. или отдельным крупным промышленным предприятиям всегда обеспечивало им дополнительное финансирование и высокую степень материально-технической обеспеченности и возможностей. В период внедрения рыночных отношений это позволило им отчасти пребывать в более выигрышном положении. Являясь частью здравоохранения Российской Федерации, ведомственный санаторно-курортный комплекс развивался под влиянием тех же политических, социальных и экономических внешних факторов. При этом определенные нюансы ему придавали внутренние факторы, обусловленные принадлежностью к тому или иному ведомству.

Актуальность изучения санаторно-курортной помощи, оказываемой в системе ведомственной медицины, обусловлена накопленным опытом реализации профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану, укрепление и восстановление здоровья граждан.

Проблемы ведомственного здравоохранения на современном этапе представляют собой большой научный интерес в свете решения таких наиважнейших задач, как сохранение здоровья экономически активного населения, своевременное выявление негативных профессиональных факторов, формирование программ по профилактике возможных заболеваний, организация в полном объеме лечебно-диагностических мероприятий.

Несмотря на то, что ведомственное здравоохранение МО, МВД, ФСБ, железнодорожников, энергетиков имеет значительно лучшие показатели состояния здоровья своих сотрудников, чем в целом по стране, обусловленные лучшим финансированием, материально-техническим оснащением, подбором кадров, в публикациях и научных исследованиях, тем не менее, нельзя не отметить низкую эффективность использования имеющихся ресурсов ведомственного санаторно-курортного комплекса, негативные тенденции кадрового обеспечения и использования коечного фонда, несбалансированность структуры санаторно-курортного обеспечения, ориентацию лечебно-профилактических мероприятий преимущественно на борьбу с имеющимися болезнями, а не на охрану здоровья, совершенствование медико-оздоровительных мероприятий, на первичную профилактику преморбидных состояний, на отсутствие четких критериев оценки эффективности санаторно- курортной помощи. Несомненно, в ведомственном санаторно-курортном комплексе имеются резервы совершенствования деятельности санаторно-курортных организаций, повышения качества и эффективности оздоровления и реабилитации в них [7], опыт использования которых, может быть распространен на санаторно- курортный комплекс в целом.

 

Список литературы

1.     Баклушина Е.К. Государственная политика в сфере санаторно-курортного лечения // Восстановительное лечение в условиях санатория: Мат. 2-ой научно-практич. конф. 25-27 июня 2007 г. г.Череповец. – Череповец, 2007. – С. 10-15.

2.     Буевская А.А., Лебедев А.А. История и современность социально-экономических  проблем санаторно- курортной отрасли в России и за рубежом / Проблемы управления здравоохранением. – 2002. - № 5. - С. 70- 73.

3.     Васин В.А. Восстановительное лечение и реабилитация в условиях лечебно-профилактических учреждений (организационные вопросы) // Здравоохранение. – 2004. - № 9. – С. 41-47.

4.     Казаков В.Ф., Балакин С.А., Пестов Ю.Д., Дмитриев А.Я., Митрошкина Т.А. Задачи повышения

экономической эффективности санаторно-курортного учреждения // Курортные ведомости. – 2008. - № 6. Электронная версия.

5.     Лимонов В.И. Проблемы развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в период рыночных отношений (экономический аспект) // Экономика здравоохранения. - 2006. - N 3-4. - С. 47-51.

6.     Маврина Н.Ф., Маркус Ю. Перспективы развития оздоровительного туризма в России и за рубежом // Вестник Российского нового университета:  Сб.науч.  тр. – М.: РосНОУ, 2011. - Вып. 2. - С. 186-189. rosnoy.ru/pub/022_fam/important/vestnik_journal/2-2011.pdf

7.     Поздняков В.А. Медико-организационные аспекты совершенствования санаторно-курортного обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2015. – 24 с.

8.     Поляков Б.А., Кизеев М.В. Эффективность медицинской и хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения санаторного типа в период активной фазы реформирования отрасли и макроэкономической нестабильности // Вопросы курортологии, физиотерапии, лечения и физической культуры. – 2010. - № 2. – С. 59-61.

9.     Понамарев О.И. Санаторно-курортные организации: особенности, задачи, проблемы и их решение // Российское предпринимательство. - 2009. - № 6, Вып.2(137). - С.144-148.

10. Разумов А.Н., Костродымов Н.Н. Курортология сегодня и завтра // Общественное здоровье и здравоохранение XXI века: проблемы, пути решения, подготовка кадров»: Сб. тез. Всерос. научно-практ. конф. 3-4 октября 2012 г., г. Москва. – М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – С. 391-394.

11. Стародубов В.И., Хальфин Р.А., Сиземова Л.И., Ерофеев Ю.Б. Необходимость развития курортно- рекреационного комплекса РФ // Здравоохранение. – 2004. - № 9. – С. 15-20.

12. Разумов А.Н., Поважная Е.Л. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение // Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / Под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С. 301-310.

13. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать? – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.