Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2018г.

Аннотация: Профессиональное сообщество требует определения современных характеристик квалификации, которым должен соответствовать высококвалифицированный специалист. Идет процесс формирования профессиональных стандартов, которые содержат квалификационные требования к замещению должностей. Не обошел вниманием этот процесс и здравоохранение. Но правоприменительная практика показала актуальность разъяснений порядка применения профессиональных стандартов, определения спорных и проблемных мест. В статье проанализированы: главный побудительный мотив для разработки профессиональных стандартов; порядок их применения в здравоохранении; озвучены проблемные места; даны рекомендации по правоприменительной практике; обращено внимание на необходимость законодательного урегулирования некоторых неточностей.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, здравоохранение, квалификационные требования к должностям в здравоохранении.

С 1 июля 2016 года вступил силу ряд положений Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (4), связанных с внедрением профессиональных стандартов.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (9) определено следующее:

•                      обязательность применения для перечисленных в названии структур профессиональных стандартов;

•                      внедрение их в плановом порядке до 2020 года;

•                      определение обязанности или права работодателей проводить переобучение и переподготовку работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Главным побудительным мотивом для разработки и внедрения профессиональных стандартов в практику производства товаров и услуг в условиях развивающегося в России рыночного производства послужило несоответствие между потребностями рынка труда в кадрах и подготовкой специалистов образовательными организациями. На определенном этапе специалисты и ученые в области профессионального образования, представители бизнес-сообщества пришли к мысли о необходимости более тесного сотрудничества в области подготовки кадров с учетом обновленных потребностей и квалификационных компетенций.

Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599  «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (1) и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (2) были поставлены задачи о разработке профессиональных стандартов и выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.

Понятие «профессиональный стандарт» введено в Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) в 2012 году. В соответствии со статьей 195.1 ТК РФ «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Указом Президента РФ от 16.04.2014 N 249 (3) создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – НСПК), который объединяет усилия бизнеса, органов исполнительной власти и профессиональных союзов по формированию профессиональных стандартов, их последующую трансформацию в федеральные государственные образовательные стандарты, проведение независимой оценки квалификаций.

НСПК создает Советы по профессиональным квалификациям по разным отраслям экономики. В области здравоохранения такой совет создан на базе некоммерческого партнерства «Национальная Медицинская Палата», председателем которой является Рошаль Л.М. Советы по профессиональным квалификациям в рамках своих полномочий координируют деятельность по разработке профессиональных стандартов.

На сегодняшний день в разных отраслях экономики утверждено более 1000 различных профессиональных стандартов, в т.ч. в области здравоохранения (медицинской и фармацевтической деятельности) утверждено около двадцати. На февраль 2018 г. в плане Совета по профессиональным квалификациям стоит разработка более 40 профессиональных стандартов по узким врачам специалистам: врач-хирург, врач-дерматолог, врач-уролог и т.д. (10). Около половины из них планируется утвердить в первой половине 2018 года.

В государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, кроме непосредственно медицинского персонала, работают и представители других профессий, профстандарты по которым следует также внедрять: специалист в области управления персоналом (5), бухгалтер (6), специалист в области охраны труда (7) и др.

В соответствии с ранее названным постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 в настоящий момент каждое медицинское учреждение должно иметь свой план внедрения профстандартов, утвержденный приказом главного врача или руководителя медучреждения.

План может предусматривать следующие разделы:

1. Организационно-правовое и информационное сопровождение.

2.           Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям профессиональных стандартов.

3. Развитие профессиональной компетенции работников.

4. Разработка нормативно-правовых и локальных актов.

В рамках первого раздела может быть создана рабочая группа, состав которой утверждается приказом, осуществлено информирование через сайт или общее собрание работников о необходимости внедрения профстандартов, проведена разъяснительная работа по ним и т.д.

В рамках второго раздела должны быть проведены анализы утвержденных профстандартов с должностными инструкциями, имеющимися в медучреждении. В рамках анализа исследуются:

-   название должности, закрепленной в профстандарте, и название должности в соответствии со штатным расписанием, их соотношение. В соответствии со статьей 57 ТК РФ название трудовой функции (должности), если с выполнением работ по ней связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, установленных федеральным законодательством, то ее название должно применятся в соответствии с квалификационными справочниками (далее - ЕКС) или профстандартами. Название возможной должности в профстандарте берется не из названия самого профстандарта, а из раздела "возможные наименования должностей". При этом, каждый профстандарт имеет привязку к конкретному названию из ЕКС. Здесь уместно сказать, что по тем, имеющимся профстанадратам, которые уже утверждены, название должностей практически не меняются, но имеются новые названия. Так, например, профстандарт "специалист в области медико-профилактического дела" предусматривает такие возможные должности: главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт, врач- бактериолог, врач-вирусолог, врач-дезинфектолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач- паразитолог, врач по гигиене детей и подростков, врач по гигиене питания, врач по гигиене труда, врач по гигиеническому воспитанию, врач по коммунальной гигиене, врач по общей гигиене, врач по радиационной гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы, врач-эпидемиолог. ЕКС предусматривал только одно название: врач- специалист.

Наименования должностей в штатном расписании медицинской организации и, как следствие, в должностных инструкциях должны соответствовать Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников, которая утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н. Если наименования должностей в профстандарте и действующей номенклатуре не совпадают, Минздрав России вносит коррективы в приказ № 1183н. В свою очередь, медицинская организация должна изменить штатное расписание и соответственно кадровые документы.

-   уровень квалификации, требуемый в соответствии с профстандартами, и уровень квалификации по имеющимся должностям. Статья 195.3. ТК РФ предусматривает обязательное использование характеристик квалификации, которые содержатся в профстандартах, если действующим законодательством установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Для сферы государственного и муниципального здравоохранения обязательное применение соответствующего уровня квалификации для медицинских работников закреплено в Приказе Минздрава России от 23 июля 2010 года № 541н., а также вышеназванным постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. По мере внедрения новых профессиональных стандартов в здравоохранение Приказ № 541н будет терять силу в части тех специалистов, по которым приняты профессиональные стандарты. Для сферы частной медицины постановление Правительства РФ № 584 не действует, но все остальные нормативные акты являются обязательными. Таким образом, профстандарты медицинской сферы применимы в обязательном порядке для медицинских организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм. Все остальные профстандарты, используемые для немедицинских должностей, обязательны к применению только в сфере государственной и муниципальной медицины.

Пока на сегодняшний день только один профстандарт в области здравоохранения предусматривает по отношению к квалификации, ранее определенной в квалификационных справочниках, новое требование, а именно: обязательное повышение квалификации к замещению должности. Это профстандарт "младший медицинский персонал" - по первой обобщенной трудовой функции "Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека", по должности - "санитар". Профстандарт в отношении санитара предусматривает наличие среднего общего образования и профобучение по должности "Санитар".

Применение отдельных профессиональных стандартов в части требований к квалификации будет крайне затруднено. Так, например, профессиональный стандарт «врач-биофизик» (8) предусматривает обязательную квалификацию для занятия этим видом деятельности «Высшее образование - специалитет по специальности  "Медицинская  биофизика",  полученное  по  основной  образовательной  программе  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования после 1 января 2016 года». Возникает вопрос – а лица, которые получили образование ранее, совсем исключаются из этого вида деятельности? Таким образом, с учетом среднего срока обучения в медицинском вузе 6-7 лет, специалистов по данному направлению, которые обучаются по стандартам 2016 г., мы получим только к 2022-2023 году. Минздрав России в курсе этой проблемы и работает над ее урегулированием.

Третий раздел плана должен предусматривать анализ квалификации конкретного работника, ее соответствие профстандарту, решение вопроса о повышении квалификации или переподготовке работника в соответствии с требованиями профстандарта. Вышеназванное постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 определило, что повышение квалификации или профессиональная переподготовка осуществляется за счет средств бюджета, внебюджетных средств или за счет денежных средств самого работника. А конкретно этот вопрос отнесен к ведению работодателя или его учредителя. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 332 и ряда нормативно-правовых актов Минздрава России (Приказы № 599 от 27.08.2015 и № 575н от 04.08.2016) в здравоохранении появляется новый источник финансирования программ повышения квалификации, а именно: средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС) из нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС. Нужно отметить, что использование этих средств на указанные нужды возможно только при соблюдении в обязательном порядке определенных условий, таких как длительность учебных мероприятий, участие медицинской организации в системе ОМС и др. Для врачей важно знать, что повышение квалификации с использованием средств ОМС возможно только через личный кабинет врача на портале edu.rosminzdrav.ru (приказ Минздрава России от 04.08.2016 № 575н <Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации...>).

В настоящий момент особо актуальным для медицинских организаций является вопрос, как будет осуществляться финансирование профессиональной подготовки санитаров. Этот же вопрос беспокоит и всех остальных работников здравоохранения. В рамках плана внедрения профстандартов работодатель может составить план повышения квалификации работников. Следует отметить, что работники, которые не будут соответствовать по своей квалификации требованиям профстандарта к 2020 году, могут быть признаны не соответствующими своим должностям по недостатку квалификации, а значит, уволены с занимаемых должностей.

Четвертый раздел плана должен, прежде всего, предусматривать вопросы актуализации должностных инструкций. Должностные инструкции актуализируются в следующем:

-    в части названия должности в соответствии с требованиями профстандарта. Поскольку, как говорилось выше, статья 57 Трудового кодекса РФ предусматривает применение названия должности в соответствии как с квалификационным справочником, так и с профстандартом, то пока существуют на равных и тот и другой документы, использовать можно любое название. Постепенно, с приемом новых сотрудников, название должностей необходимо менять на те, которые указаны в профстандартах;

-   в части квалификационных требований. Но с этим вопросом пока можно не спешить. Во-первых, не все работники, фактически замещающие эти должности, имеют указанный в профстандартах уровень квалификации. Изменив им должностную инструкцию, мы можем повергнуть сами себя в противоречия между должностной инструкцией и фактом. Во-вторых, внедрение профстандартов осуществляется до 2020 года. Поэтому есть время для переобучения работников, после чего станет возможным изменение этой части инструкции;

-     содержание прав и обязанностей работника. В профстандарте каждая обобщенная трудовая функция делится на трудовые функции. Каждая трудовая функция делится на трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения. Необходимые знания и необходимые умения включаются как составляющее части характеристики квалификации. Необходимо не только иметь документы о соответствующем уровне образования, но и на практике показывать те знания и умения, которые закреплены в профстандарте.  Трудовые действия - это то, что называется в должностной  инструкции правами и обязанностями. Действующим законодательством не определена обязанность работодателей использовать в должностных инструкциях абсолютно все трудовые действия профстандарта. Так, например, профстандарт "младший медицинский персонал" содержит две обобщенные трудовые функции. Первая - "Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека", т.е. работа по должности санитара. Эта обобщенная трудовая функция предусматривает три трудовые функции: перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов; санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря; уход за телом умершего человека. Очевидно, что такая трудовая функция, как "уход за телом умершего человека", есть не во всех медучреждениях. А две другие трудовые функции могут входить в обязанности разных санитаров. Таким образом, трудовые функции могут быть распределены по разным должностным инструкциям. При этом, законодательно работодатель не ограничен в этом никакими нормативными актами. В то же время при составлении должностной инструкции врачей-специалистов, работающих в детских медицинских организациях, необходимо использовать сразу два профстандарта - "специалист по педиатрии» и профстандарт конкретного  врача-специалиста (которые запланированы  к разработке). Таким образом, содержание должностной инструкции в части прав и обязанностей может включать в себя полностью весь профстандарт, его часть, а может использоваться сразу несколько профстандартов.

Возможно, внедрение профстандартов затронет и содержание других локальных нормативных актов медучреждения: правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда и др. Сроки, ответственных лиц и порядок их актуализации также может быть отражено в общем плане внедрения профстандартов.

В заключении следует сделать выводы о том, что внедрение профстандартов в здравоохранении процесс, требующий много усилий и времени. В силу определенных обстоятельств государственные медицинские учреждения находятся в начале этого пути. Кроме того, далеко не все профстандарты еще разработаны, разработка части из них вообще только запланирована. Но действующее законодательство предоставляет возможность внедрения профстандартов до 01 января 2020 года, и время на это в медицинских организациях есть.

 

Список литературы

 

1.        Указ Президента РФ от 07.05.2012, N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // СЗ РФ. 07.05.2012. N 19. Ст. 2336.

2.        Указ Президента РФ от 07.05.2012, N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СЗ РФ. 07.05.2012. N 19. Ст. 2334

3.        Указ Президента РФ от 16.04.2014, N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (вместе с «Положением о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям») // СЗ РФ. 21.04.2014. N 16. Ст. 1882.

4.        ФЗ от 02.05.2015, N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.05.2015. N 18. Ст. 2625.

5.        Приказ Минтруда от 06.10.2015 г. № 691н

6.        Приказ Минтруда от 22.12.2014 г. № 1061н

7.        Приказ Минтруда от 04.08.2014 № 524н

8.        Приказ Минтруда России от 4 августа 2017 г. N 611н

9.        http://www.pravo.gov.ru

http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=22236