Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВИТАМИНОМ С ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ВИДА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
29 ноября 2015г.

Питание обучающихся, организованное в образовательных учреждениях для детей и подростков любого возраста, является одной из важнейших составляющих образовательной среды и оказывает решающее влияние на формирование здоровья детей и подростков. Недостатки в питания ведут к задержке физического развития, способствует снижению иммунного и антиоксидантного статуса организма, что отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения.
Цель: изучить питание и обеспеченность витамином С 2 - х, 6 – х и 10-х классов образовательных учреждениях (ОУ) разного вида (массовые школы и гимназии), которые имеют пищеблоки, работающие на продовольственном сырье или полуфабрикатах, производящие и реализующие блюда.
Методика исследования: Характеристики домашнего питания школьников изучались по результатам анкетирования учащихся и их родителей. Состояние здоровья детей и подростков оценивалось по ряду показателей: физическое развитие (ФР), умственная работоспособность (УР), патологическая пораженность (по данным медицинских осмотров - ф.112у, ф 026/у-2000). Обеспеченность детей витамином С оценивали по экскреции аскорбиновой кислоты в часовой порции мочи (метод индофенольного титрования по Тильмансу).
Оценка значимости влияния факторов школьного и домашнего питания на состояние здоровья школьников проводилась по показателям относительного риска (RR) и его этиологической доли (EF).
Результаты исследования и их обсуждения.
Проведенные исследования позволили выявить характерные особенности питания школьников в зависимости от вида ОУ. Для учащихся массовых школ в большей степени, чем для гимназистов, характерны нарушения режима питания. Среди них меньше подростков, завтракающих дома «каждый день» (80,5% против 90,6%; р<0,01), и питающихся в школе (55,5% учащихся 3-х классов против 75,0%; р<0,001). Выявлены различия в продуктовом наборе, используемом в питании: среди гимназистов более распространено регулярное употребление мяса и мясных продуктов, свежих фруктов (р<0,05).
Независимо от вида ОУ к 10 классу в 1,2 раза возрастает число учащихся, в рационе которых «каждый день» присутствуют мясо и мясопродукты, в 1,6 – 3 раза уменьшается число учащихся, потребляющих рыбу и рыбопродукты, и в 1,3 раза – молоко и молочные продукты. В целом молоко и молочные продуктов регулярно присутствуют в рационе только у 36,2% школьников.
Оценка физического развития школьников показала, что число детей с различными вариантами нарушений физического развития было сопоставимо в ОУ разного вида. Дефекты «домашнего питания» определили более высокую степень риска нарушений физического развития в группе старшеклассников (RR= 2,8; EF=64,3%).
Анализ заболеваемости учащихся ОУ разного вида, независимо от формы организации общественного питания, показал, что приоритетные ранговые места занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ – группы болезней и нарушений, обусловленные в значительной степени алиментарным фактором. В массовых школах среди старшеклассников отмечалась большая распространенность болезней органов пищеварения в сравнении с их сверстниками гимназистами (12,5% против 4,2%; р<0,05), в динамике лет обучения - рост числа заболеваний органов пищеварения (в 2 раза).
Распространенность клинических признаков недостаточности основных витаминов среди учащихся не зависела от вида образовательного учреждения. У школьников регистрировалась значительная распространенность признаков недостаточности группы витаминов В и витамина А: сухость и шелушение кожи (23,3% случаев), хейлоз (11,8% случаев), слоение ногтей (26,6% случаев). Признаки недостаточности витаминов С и Р регистрировались в 18,6% случаев. У 3,2% - 26,3% школьников был выявлен сочетанный дефицит нескольких групп витаминов.
Результаты биохимического исследования уринарной экскреции витамина С показали, что в 48,6% – 68,2% случаев имела место низкая обеспеченность организма витамином С. Риск формирования гиповитаминозных состояний в большей степени определяется отсутствием регулярного приема витаминов (RR=1,3 - 1,7; EF=23,1 - 41,2%), чем дефектами «домашнего» питания (RR =1,2; EF= 16,7), в большей степени выражен в группе учащихся старших классов.
Оценка развития утомления в течение учебного дня, недели показала, что в ОУ разного вида среди учащихся 3-х классов массовых школ выше распространенность признаков выраженного утомления - у 26,7% школьников, 4,5% гимназистов (р<0,001); в группе десятиклассников, наоборот, более неблагоприятная динамика показателей УР имела место у гимназистов.
Риск развития утомления школьников, обусловленный нарушениями качественной и количественной полноценности «домашнего питания», наиболее выражен в группе третьеклассников и относится к градации высокой и очень высокой степени (RR= 2,6-4,9; EF= 61,5%-79,6%).
Выводы.
Таким образом, в настоящее время в Волгограде сохраняется значительная распространенность дефектов в организации и качественной полноценности питания среди школьников. Для школьников массовых школ менее характерно соблюдение режима питания; среди них больше детей и подростков, которые не посещают школьную столовую, особенно среди старшеклассников; больше школьников, в рационе питания которых редко присутствуют биологически ценные белково-содержащие продукты.
В массовых школах распространенность заболеваний органов пищеварения, выраженного утомления выше, чем в гимназиях. Относительный риск нарушений здоровья, обусловленный дефектами питания, дифференцирован в зависимости от возраста и показателей здоровья. Дефекты «домашнего питания» определяли наиболее высокую степень риска нарушений физического развития у старшеклассников, у третьеклассников - высокий риск нарушений физического развития и развития утомления.

Список литературы.

1. Давыденко Л.А., Чернова Н.В., Шестопалова Е.Л., Бочарова Л.М. Характеристика питания и состояние здоровья школьников, обучающихся в образовательных учреждений разного вида. - Мат. научной конференции, Санкт-Петербург. - 2011. – С. 87-89.
2. Латышевская Н.И., Давыденко Л.А., Чернова Н.В., Чернова Н.В., Шестопалова Е.Л., Новикова А.Н. Количественная оценка риска для здоровья школьников, обусловленного дефектами питания. – Мат. II международной науч.-практ. конференции, Москва, 2013г. – С. 57-60.