Введение. Юношеская миоклоническая эпилепсия (ЮМЭ) является одной из наиболее распространенных форм идиопатической генерализованной эпилепсии (ИГЭ), которая характеризуется миоклоническими судорогами, а также возможным возникновением других типов приступов, таких как генерализованные тонико-клонические приступы или абсансы [9]. Характерным электроэнцефалографическим (ЭЭГ) признаком ЮМЭ является генерализованная пик/полипик-волновая активность с сохранением нормального фонового ритма. Пик начала болезни приходится на возраст от 14 до 16 лет, с диапазоном 8-26 лет. Приступам часто предшествует стресс, нарушения циркадного ритма с преобладанием приступов после пробуждения (83% пациентов), и часто причиной является депривация сна (77%) [10].
Специфический патогенез ЮМЭ на сегодняшний день неизвестен. Эпилепсия является социально значимым заболеванием. В настоящее время существуют доказательства, демонстрирующие, что люди с ЮМЭ имеют некоторые аномалии в структуре головного мозга и плохой (после достижения 25 лет) социальный прогноз, включая депрессии, социальную дезадаптацию и безработицу [7]. Эпилепсия может быть связана с когнитивными нарушениями, которые возникают в результате различных факторов, взаимодействующих между собой, таких как этиология, частота, тяжесть и тип припадков, наличие интериктальных разрядов на ЭЭГ, возраст начала заболевания, противоэпилептические препараты (ПЭП), а также психосоциальные факторы. Пациенты, страдающие эпилепсией, как правило, имеют более низкие интеллектуальные способности, чем население в целом [8].
Таким образом, истинная причина этих осложнений и их связь с эпилептическим процессом остаются предметом изучения многих ученых.
Цель: изучить научную литературу о когнитивных расстройствах у пациентов с ЮМЭ и представить данные о теориях когнитивной дисфункции.
Материалы и методы: мы провели обзор русскоязычной и англоязычной литературы, имеющейся в базах eLIBRARY.RU и PubMed с 2008 по 2016 год, используя ключевые слова: «юношеская миоклоническая эпилепсия», «когнитивные расстройства» и выявили 10 статей, удовлетворяющим условиям поиска, посвященных проблеме когнитивных нарушений у пациентов с ЮМЭ.
Результаты: Когнитивные нарушения у пациентов с ЮМЭ в большинстве своем связаны с дисфункцией лобной доли, так как именно она отвечает за принятие решений, индивидуальность, движения и речь.
В литературе существует четыре теории, объясняющие этот феномен:
1) связанные с заболеванием изменения; 2) побочные эффекты ПЭП;
3) генетическая предрасположенность; 4) микродисгенез
Эта теория предложена Jong-Mok Lee и соавт., которые пытались выяснить само заболевание или разряды на ЭЭГ являются причиной когнитивных нарушений. Они выдвинули теорию необратимых, связанных с заболеванием изменений, показав, что нарушения памяти и исполнительных функций коррелируют с возрастом первого припадка и течением эпилепсии [8].
Ряд исследований с использованием ЭЭГ показал, что пациенты без приступов имеют лучшие результаты по когнитивным тестам в сравнении с пациентами с эпилептиформной активностью на ЭЭГ [6]. Также заметили, что пациенты с генерализованными припадками имеют большие когнитивные проблемы, чем больные с парциальными припадками [3], однако другая группа ученых обнаружила обратные результаты [2].
Итак, теория связанных с заболеванием изменений поддерживается многими научными командами, но не может быть признана единственно верной. Действительно, мозг пациентов с ЮМЭ уже имеет патологические повреждения, являющиеся необратимыми. Однако когнитивные нарушения могут быть связаны и с другими причинами. Многие ученые описывают фактор ограничивающий изучение последствия противоэпилептической терапии, потенциально способствующей когнитивным нарушениям.
Когнитивные нарушения являются одним из главных побочных эффектов ПЭП, зависят от типа терапии (моно- или политерапия), дозы и поколения препарата. К вредному влиянию ПЭП на когнитивные функции можно отнести: 1) блокады Na+ каналов, 2) повышение активности ГАМК, и 3) уменьшение глутамат-опосредованного возбуждения [5].
Robert Roebling и соавт. сравнивали базовые препараты, используемые при ЮМЭ, и определили препараты вальпроевой кислоты (ВК), являющиеся препаратом 1 очереди выбора в лечении ЮМЭ, как наиболее опасные и часто встречающиеся с точки зрения когнитивных побочных эффектов препараты, отметив более низкий результат по вербальным тестам памяти у пациентов, получавших ВК. А также они обнаружили, что отмена ВК улучшает когнитивные процессы, что подтверждает хотя бы частичное влияние ПЭП на когнитивные расстройства [4].
Однако в научной литературе существуют упоминания об исследованиях, в которых не было найдено связи между типом принимаемого препарата и скоростью реакции, правильностью ответов на вопросы. В то же время есть данные ученых, наблюдавших положительные эффекты ПЭП, так Vollmar и соавт., используя фМРТ, выявили, что повышение дозы ВК приводит к снижению ненормальной левомоторной корковой активации, подразумевая нормализацию рабочей памяти, а также снижение приступной активности [10].
Таким образом, когнитивные расстройства при ЮМЭ могут быть, по крайней мере, частично вызваны побочными эффектами от лечения ПЭП. Но существует так много спорных вопросов в этой теории, что это, скорее всего, не единственная причина когнитивных расстройств.
Хорошо известно, что ЮМЭ – это болезнь с высокой генетической предрасположенностью, в связи с чем возникла необходимость в проведении семейных нейрофизиологических исследований, чтобы понять, какую роль имеют гены в развитии когнитивных нарушений у детей больных ЮМЭ.
В базе данных Online Mendelian Inheritance in Man (OMIM) отражены 9 хромосомных локусов, ассоциированных с развитием ЮМЭ, из них несколько локусов потенциально связаны с развитием когнитивных нарушений - локус EJM1 – ген EFHC1, локус JM2 - ген Сх-36; Локус EJM3, ген BRD2; Локус EJM2, ген CHRNA4 [1, 7].
Взаимосвязь генетических мутаций и когнитивных расстройств заключается в том, что гены, являющиеся основой эпигенетических механизмов, могут спровоцировать возникновение судорог, которые в свою очередь производят "корковую возбудимость" во время когнитивной активации как у пациентов, так и у их братьев и сестер. А более низкие результаты когнитивных тестов детей с клиническими проявлениями ЮМЭ по сравнению с их сибсами говорят о том, что не только генетический компонент участвует в когнитивных расстройствах [10].
Нахождение взаимосвязи двигательной системы и лобно-височной когнитивной сети побудило ученых к нейропатологическому изучению головного мозга у больных ЮМЭ. Так, микродисгенетические поражения были обнаружены в коре головного мозга и подкорковом белом веществе лобных долей и гиппокампа, после чего предположили нарушения нейрональной миграции и корковую дезорганизацию [8].
Woermann и соавт., используя воксель-базированную морфометрию, показал, что 40% пациентов ЮМЭ имеют значительные нарушения мозговой структуры.
Вывод: Мы проанализировали 10 источников литературы, касающихся когнитивных нарушений при ЮМЭ и пришли к выводу, что несмотря на активное внедрение новых методов диагностики, включая молекулярно-генетические, нейрорадиологические исследования, а также использование классических нейропсихологических тестов, когнитивные расстройства при ЮМЭ остаются важной и актуальной проблемой. Показана этиологическая гетерогенность когнитивных расстройств при данном заболевании, включающая эндогенные (генетические, микро- и макроструктурные изменения в головном мозге) и экзогенные (лекарственные) факторы.
Список литературы
1. Шнайдер Н. и др. «Клинико-генетическая гетерогенность юношеской миоклонической эпилепсии». Эпилепсия и пароксизмальные состояния.2015; 4: 35-40
2. Bornstein R. et al. «Effects of seizure type and waveform abnormality on memory and attention». Arch Neurol. 1988; 45(8): 884–7.
3. Dodrill CB. «Correlates of generalized tonic-clonic seizures with intellectual, neuropsychychological, emotional, and social function in patients with epilepsy». Epilepsia. 1986; 27: 399–411.
4. Giorgi F. «Social cognition in JME». Epilepsy Res. 2016 Dec; 128: 61-67
5. Hamed S. «The aspects and mechanisms of cognitive alterations in epilepsy: the role of antiepileptic medications». CNS Neurosci Ther. 2009; 15(2): 134-56.
6. Holmes GL, Lenck-Santini PP. «Role of interictal epileptiform abnormalities in cognitive impairment».Epilepsy Behav. 2006; 8(3): 504-15.
7. Krauss GL. «Cognitive Activation of "Hyperexcitable Cortex" in JME: Can It Trigger Seizures?». Epilepsy Curr. 2011 Nov; 11(6): 184-5.
8. Lee J. et al. «Longitudinal Assessment of Cognitive Function in Patients with Juvenile Myoclonic Epilepsy». Korean Epilepsy. 2008 Dec; 12(2): 85-91.
9. O'Muircheartaigh J. et al. «Abnormal thalamocortical structural and functional connectivity in juvenile myoclonic epilepsy». Brain. 2012 Dec; 135(12): 3635-44.
10. Wandschneider B. et al. «Frontal lobe function and structure in juvenile myoclonic epilepsy: a comprehensive review of neuropsychological and imaging data». Epilepsia. 2012 Dec; 53(12): 2091-8.