Повышение эффективности отечественного здравоохранения в настоящих условиях невозможно без решения насущной задачи разработки системы организации и порядка контроля качества медицинской помощи [1].
Определение значений приоритетности выбранных показателей качества методом анализа иерархий (МАИ) позволили нам создать математическую модель оценки качества стоматологической помощи [2, 3, 4]. Создание модели заняло несколько этапов:
1. Определение приоритетов признаков, включенных в математическую модель.
2. Перенос значений выбранных признаков в один и тот же диапазон.
3. Объединение всех признаков в одной математической модели. Результаты первого этапа (приоритеты показателей)представлены в Табл.1.
|
№ |
Показатели качества стоматологической помощи |
Приоритеты |
|
1. |
Удельный вес осложненного кариеса |
0,10069 |
|
2. |
Соотношение числа вылеченных зубов к удаленным |
0,10183 |
|
3. |
Удельный вес осложнений после удаления зубов |
0,10865 |
|
4. |
Удельный вес первичных посещений стоматологов |
0,07365 |
|
5. |
Среднее число посещений на лечение одного зуба |
0,08795 |
|
6. |
Удельный вес санированных среди первичных обращений |
0,14512 |
|
7. |
Количество УЕТ на одного врача в день |
0,12773 |
|
8. |
Средняя продолжительность временной нетрудоспособности |
0,09899 |
|
9. |
Отсутствие случаев, сопровождающихся жалобами пациентов |
0,15539 |
|
|
Суммарно по всем показателям |
1,00000 |
Второй этап предполагает нормирование всех признаков. Это необходимо, для последующего включения в единую математическую модель разнородных показателей. Для нашего варианта предлагается нормирование от 0 баллов (худший вариант) до 5 баллов (лучший вариант) за каждый признак. Простейшее решение состоит в присваивании баллов в зависимости от качества медицинской помощи по конкретным принятым позициям. Пример представлен в Табл.2.
|
Значение |
Баллы |
|
Нет осложненного кариеса |
5 |
|
До 10 % |
4 |
|
10 - 15 % |
3 |
|
15 - 20 % |
2 |
|
20 - 25 % |
1 |
|
Более 25 % |
0 |
Таким образом, взнос каждого признака составляет от 0 до 5 баллов. Примем для нашей итоговой математической модели интегральное значение качества стоматологической помощи составляет от 0 до 100 по всем показателям. Для переноса наших значений в диапазон 0..100 используем единый коэффициент 100/5 = 20.
Теперь значение каждого приоритета (см. Табл.1) умножаем на полученный коэффициент и формируем математическую модель оценки качества стоматологической помощи. Получаем формулу предлагаемого интегрального показателя качества стоматологической помощи (ИПКСП):
ИПКСП=2,0138*П1+2,0366*П2+ 2,173*П3+ 1,473*П4+ 1,759*П5+ 2,9024*П6+ 2,5546*П7+ 1,9798*П8+ 3,1078*П9(1)
|
№ |
Обозначен ие |
Показатели качества стоматологической помощи |
Коэффициент в математической модели |
|
1. |
П1 |
Удельный вес осложненного кариеса |
2,0138 |
|
2. |
П2 |
Соотношение числа вылеченных зубов к удаленным |
2,0366 |
|
3. |
П3 |
Удельный вес осложнений после удаления зубов |
2,173 |
|
4. |
П4 |
Удельный вес первичных посещений стоматологов |
1,473 |
|
5. |
П5 |
Среднее число посещений на лечение одного зуба |
1,759 |
|
6. |
П6 |
Удельный вес санированных среди первичных обращений |
2,9024 |
|
7. |
П7 |
Количество УЕТ на одного врача в день |
2,5546 |
|
8. |
П8 |
Средняя продолжительность временной нетрудоспособности на 1 случай |
1,9798 |
|
9. |
П9 |
Отсутствие случаев, сопровождающихся жалобами пациентов |
3,1078 |
|
|
|
Суммарно по всем коэффициентам |
20 |
Предлагается представление ИПКСП в процентах, это отражает смысл данного показателя и облегчает его интуитивное понимание.
При подстановке в полученную формулу значений показателей качества стоматологической помощи мы можем рассчитать интегральный показатель качества (ИПКСП) для каждого врача, или по ЛПУ в целом. В Табл.4 даны примеры расчета ИПКСП на 10 врачей-стоматологов. По таблице четко отслеживается качество работы стоматологов в анализируемом лечебном учреждении.
|
№ |
Врач- стоматолог |
Значение показателей (баллы) |
ИПКСП (%) |
||||||||
|
П1 |
П2 |
П3 |
П4 |
П5 |
П6 |
П7 |
П8 |
П9 |
|||
|
1 |
Врач А. |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
80,4424 |
|
2 |
Врач М. |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
72,355 |
|
3 |
Врач К. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
100 |
|
4 |
Врач Е. |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
84,0504 |
|
5 |
Врач Ф. |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
67,4188 |
|
6 |
Врач Б. |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
87,5276 |
|
7 |
Врач С. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
80 |
|
8 |
Врач Т. |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
88,7628 |
|
9 |
Врач Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
60 |
|
10 |
Врач А. |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
79,8636 |
Учитывая достаточно сложную и трудоемкую методику расчетов по принципам МАИ, нами была разработана специальная компьютерная программа на базе инструментального пакета программ С++ Builder XE3 для автоматизации расчета показателей МАИ (Рисунок 1).
Необходимость данной разработки обусловлена высокой трудоемкостью математической обработки полученных данных. В ходе последних для получения усредненных величин требовался расчет среднего геометрического, т.е. для 42 анкет нужно было извлечь корень 42-ой степени!
Естественно, что эта операция была заменена на деление логарифма, а обработка данных анкет была выполнена с применением вычислительной техники.
Выводы.
1. Разработанная методика позволяет объективизировать приоритетность показателей качества медицинской помощи и определить их относительную важность для оценки качества помощи в целом.
2. Нами были выбраны 9 показателей для проведения дальнейших исследований по принципам МАИ.
3. В дальнейшем на основе полученных результатов приоритетности показателей качества была разработана модель оценки качества работы врача-стоматолога поликлинического звена, пригодная для использования в практическом здравоохранении.
4. На базе полученной матрицы приоритетов предложена формула интегрального показателя качества стоматологической помощи, позволяющего оценить качество медицинской помощи отдельного врача или коллектива ЛПУ в целом.
5. Для автоматизации оценки качества была разработана специальная компьютерная программа на базе пакета программ С++ Builder XE3.
6. Таким образом, применение метода анализа иерархий (МАИ) является перспективным для комплексной оценки качества стоматологической помощи, а также аналогичного использования в других разделах медицины с целью моделирования качества оказания медицинской помощи.
Список литературы
1. Бутова В.Г. Экспертиза качества стоматологической помощи / В.Г. Бутова, B.JI. Ковальский. - М.: Издат. дом STBOOK, 2005. - 191с
2. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Пер. с англ. - М.: «Радио и связь», 1993. - 368 с.
3. Saaty. Thomas L. The Analytic Hierarchy Process. New York: McGraw-Hill. 1980.
4. Saaty. Thomas L.and Luis G. Vargas TheLodic of Priorities. Boston: Kluwer-Nijhoft. 1982.