Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕЩА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
27 февраля 2016г.

В Казахстане лещ является аборигеном водоемов бассейнов Каспийского и Аральского морей. Расселение по основным рыбопромысловым водоемам, начатое в 1949 г., продолжилось позднее и по степным озерам, различным по гидрологическим и биологическим условиям. В окунево-плотвичных озерах у леща через три – четыре поколения появлялась тугорослая форма, все более доминирующая. В заморных, карасевых озерах поддержание численности на уровне промысловой обеспечивалась регулярными вселениями посадочного материала.

В настоящее время имеются следующие данные о наличии леща (промысловой значимости или только упоминание) по озерам Северного и Центрального Казахстана в их прежнем административном статусе. По Целиноградской области: в озерах Быртабан, Жанды-Шалкар, Узынколь, Майбалык, По Кустанайской области оз. Речное, Большой Жарколь, Алаколь (Мокрое). По Кокчетавской области: оз. Большое Чебачье, Малое Чебачье, Жаксы-Жангистау, Имантау, Лобаново, Зерендинское. По Павлодарской области: озера поймы р. Иртыш - Уимшил, Фильшино, Тогузак, Подстарое. По Северо-Казахстанской области: озера Большое Белое, Пестрое, Большое Екатериновское, Лебяжье, Большой Тарангул, Малый Тарангул.

Материал и методики.

Экспедиционные выезды проводились на озера Акмолинской и Северо-Казахстанской областей.

Сбор и обработку собранных материалов проводили по утвержденной Советом КазНИИРХ  методике.

Выбор места и количество станции определяли на месте с применением GPS навигаторов.

Гидрохимические наблюдения проводились одновременно с основными ихтиологическими и гидробиологическими исследованиями. Отбор проб производился из поверхностного и придонного слоев воды по общепринятым методикам. Определение состава и свойства воды проводилось двумя методами – титрометрическим и колориметрическим по существующим методикам[6,7,8].

Зоопланктон отбирался методом отцеживания 50 литров воды через планктонную сетку Апштейна и тотальным обловом столба воды той же сеткой на глубинах более 1,5 м, с последующей фиксацией 4-х процентным формалином. Пробы зообентоса отбирались дночерпателем системы Петерсена с площадью захвата грунта 1/40 м2[7].

Сбор ихтиологических материалов проводился по общепринятым методикам [1,3,4,5].

Обработка имеющегося массива информации велась с использованием программы электронных таблиц «Excel». При анализе многолетних изменений гидробиоценозов привлекались материалы из фондов КазНИИРХ. Результат исследования.

При сравнении морфологических признаков популяций леща из водоемов естественного ареала и водоемов акклиматизации проявляется высокая экологическая пластичность данного вида. В водоеме акклиматизации Бугуньском водохранилище у леща (по сравнению с популяциями из Камыш - Самарских озер и р. Сарысу) уменьшилась величина антедорсального расстояния, расстояния P-V и длины V, высоты D и наибольшей высоты тела. Увеличилась длина хвостового стебля, высота А и длина головы.

Главными определяющими признаками наличия в популяции тугорослой формы являются (в процентах от длины тела без С): пониженная наибольшая высота тела, удлиненные хвостовой стебель и длина головы.

Размножение. Возраст наступления половой зрелости леща первых лет обитания в водоеме 4+ -5+ лет для всей популяции. С  увеличением  времени пребывания в водоеме снижается темп роста, так как появляется медленно растущая морфа. В оз. Имантау через 14 лет после вселения леща эта морфа составляла 95-97% от общих уловов. Половое созревание нормально растущих остается в тех же пределах -4+-5+ при средней длине 30,0 см и массе тела 400г. У медленнорастущих в возрасте 2+ все особи (n = 250) ювенальны, в возрасте 3+ большая часть имеет стадию зрелости II, но встречаются единичные (3,0% в пробе из 120 шт.) половозрелые самцы. Таким образом, началом созревания медленно- растущих самок и самцов следует считать возраст 3+ при длине тела 12,0- 16,0 см и массе 40,0-60,0 г. Определяет ли раннее созревание ускоренный половой цикл этих лещей сказать трудно. Специальные исследования не проводились. В результате трехлетнего изучения полового цикла леща оз. Лайкуль Кызыл-Ординской области выяснено, что 30,0% лещей тугорослой формы в возрасте от 6+ до 8+ лет были яловыми. Возможно, 1,0% самцов в стадии VI (полного выбоя) и есть такие яловые особи.

Нормальнорастущие самки в стадиях зрелости II и III включают лещей трех возрастных групп (2+,3+, 4+), самки в стадии зрелости IV – четырех возрастных групп, у медленно растущей формы леща в пробе из 65 особей три возрастные группы включали только самки в стадии зрелости II.

В стадию зрелости II нормальнорастущих лещей, охватывающую три возрастных группы (от 2+ до 4+ включительно), возможно попадают единичные однопорционные самки. Самки более поздних стадий зрелости включают как перво - так и повторно-созревающих. У медленносозревающих в стадии зрелости II определяющую долю составляют повторносозревающие самки.

Массовый анализ на размерно-весовой состав самцов и самок дал следующие результаты 90,0% самок имели длину от 12 до 16 см, массу от 31 до 50 г., 50,0 % самцов от 14 до 16 см., массу 41-50 г (n = 594).

В пробе выборочного материала (крупных лещей) 24,5% составляли самки и самцы длиной 24,1 – 26,0 см, массой от 101 до 300 г. Максимальные длина и масса в пробе (n = 146) - 40,0 см и 1200 г.

Соотношение полов в одних водоемах неодинаково по годам. Так, в Капшагайском водохранилище за 13 лет наблюдений три года отмечали преобладание самок 60,0 и 67,0%, четыре года – преобладание самцов 63,0 и 70,6%, шесть лет соотношение полов было близко 1:1. В других водоемах наблюдается постоянное преобладание самцов. В Джезказганском водохранилище самцы преобладали как в определенные периоды биологического цикла, так и в различных возрастных группах: перед нерестом – 77,6%, в период нагула -52,6%, в возрастных группах 2+ и 3+ - 61,0%, в группах 6+ и 7+ -62,2%. В оз.Челкар во время нереста леща относительное количество самцов колебалось от 53,8 до 91,0 %, после нереста - 66,5%. В оз. Имантау в период нереста соотношение полов не регистрировали, после нереста преобладание самцов 51,0% было незначительным.

Нерест леща проходит ранней весной, когда температура воды достигает 11-120 С. Продолжительность периода икрометания леща зависит от порционности икры самок. У лещей нормальнорастущей формы кроме порционно нерестующих самок, встречаются особи с одной  порцией  икры. Медленнорастущие –  все единовременно икромечущие. Свою икру они как правило откладывают на растения прибрежья, а нормально растущие откладывают икру чаще на глубинах от 1,5 до 2,0 м. 

Рост леща в водоемах Казахстана является отражением кормности последних, а также степени расслоения популяции на экоформы. Средние популяционные показатели роста восточного леща в малых водоемах Казахстана определены для возраста 3+.

Лещ является типичным бентофагом, но наряду с бентосными организмами питается также растениями и зоопланктоном. Молодь леща потребляет в основном зоопланктон. В Капчагайском водохранилище зоопланктон составлял до 71,0% по массе, индексы наполнения колебались от 41,0 до 130,0 0 /000. У взрослых лещей 63,7% по массе составляли макрофиты, 12,5% моллюски и 9,0% личинки хирономид. В водоемах вселения с богатой кормовой базой спектр питания леща расширяется. Если кормовая база создается в основном личинками хирономид, то лещ на всех этапах онтогенеза предпочитает именно эти организмы. В Джезказганском водохранилище в первые годы наполнения личинки хирономид по частоте встречаемости в пище леща составляли 100% в подледный период, 85,35% - весной и 80,9% - летом. Из других компонентов летом: ветвистоусые рачки – 25,0%, личинки ручейников – 16,0%, растения – 12,5%. Во время нереста лещ этого водоема не питался. С началом приема пищи, спустя 10-15 дней после окончания нереста, индексы наполнения были еще очень низки, в среднем 17,2 0 /000. В период нагула на участках с высокой биомассой бентоса (залив Костенгол-сай – 24 г/м2),  представленной на 96,6% личинками хирономид, в кишечниках отдельных особей насчитывалось до 2880 шт. этих организмов.

Прямая связь потребления личинок хирономид с биомассой бентоса не улавливается, также как с потреблением детрита. В старицах р. Урал с биомассой бентоса 1,94 – 3,63 г/м2 у леща в возрасте 5+ (31,5 см, 612 г) встречаемость личинок хирономид равна 20,0%; другие компоненты: моллюски – 15,0%, водоросли – 5,0%, детрит – 60,0%. В озерах Кушумской системы с биомассой бентоса 0,24 – 0,35 г/м2 у леща такого же возраста длиной 27,7 см, массой 450 г встречаемость личинок хирономид составила 42,0%, далее: поденки – 27,5%, детрит – 45,0%. В озерах Камыш-Самарской системы с высокой биомассой бентоса (4,62-14,68 г/м2 ) встречаемость личинок хирономид была всего 10,5%; далее: фитопланктон – 27,5%, зоопланктон – 8,0%, детрит -46,1%. Аналогичное «несоответствие» наблюдали в оз. Б. Чебачье в 1986 г. при высокой биомассе бентоса – 10,88 г/м2, в которой доля личинок хирономид составляла до 98,0%. В питании леща преобладали гаммарусы – 59,0%, далее: ручейники – 23,0%, моллюски – 8,0%. Личинки хирономид и детрит всего по 5,0% в массе пищевого кома.

Упитанность леща должна коррелировать с возрастом, полом, сезоном года и кормностью водоема. Но это четко проявляется на большом материале. Анализ упитанности на пробах 100 – 150 шт. или меньшем количестве рыб, отражает форму тела на фоне изменчивости. В Капчагайском водохранилище упитанность леща растет с возрастом: от 1,46 у годовиков до 2,13 у восьмигодовиков по Фультону и от 1,32 до 1,78 по Кларк (n = 283). В Джезказганском водохранилище самцы несколько упитаннее самок: 2,53 против 2,45 по Фультону и 2,27 против 2,13 по Кларк (n = 120). При этом упитанность самцов с возрастом (1+ до 5+) снижается на 0,64 по Фультону и на 0,35 по Кларк, тогда как упитанность самок увеличивается на 0,22 по Фультону и на 0,32 по Кларк.

У медленнорастущих лещей увеличение упитанности с возрастом просматривается как тенденция и увеличение изменчивости не наблюдается. Более высокий коэффициент упитанности медленнорастущих лещей, вычислены по известной формуле, отражает несовершенство последней, свидетельствующей в данном случае о том, что на единицу длины тела у этой морфы приходится большая масса тела, чем у нормальнорастущих.

Экологическая пластичность леща способность быстро осваивать новые водоемы, широкие возможности в использовании кормовых запасов водоемов от растений до крупных бентических организмов позволяют лещу успешно акклиматизироваться и увеличивать численность в самых разнообразных условиях.

Список литературы

1.      Баимбетов А.А., Тимирханов С.Р. Казахско-русский определитель рыбообразных и рыб Казахстана. – Алматы, -1999. – 347 с.

2.      Животовский Л.А. Популяционная биометрия. -М.: Наука, 1991.- 271 с.

3.      Кушнаренко А.И., Лугарев Е.С. Оценка численности рыб по уловам пассивными орудиями лова // Вопросы ихтиологии.- 1983.- Т. 23.- Вып. 6.- С. 921-926.

4.      Митрофанов В.П., Дукравец Г.М., Сидорова А.Ф. и др. Рыбы Казахстана.- Алма-Ата, -1992. - Т-5. – 464 с.

5.      Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб. – Москва, -1966. – 372 с

6.      Шарапова Л.И.,  Фаломеева А.П.  Методическое пособие при  гидробиологических рыбохозяйственных исследованиях водоемов Казахстана (планктон, зообентос). – Алматы, -2006. – 27 с.

7.      Цалолихин С.Я. Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических исследованиях на пресноводных водоемах. Зоопланктон и его продукция. – Л.: ГосНИОРХ, -1984. - 33 с.

8.      Цалолихин С.Я. Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических исследованиях на пресноводных водоемах. Зообентос и его продукция. – Л., -1983. – 52 с.