Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Архангельск
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших научных достижений,  технических  и  компьютерных  программных  средств  в  различных  аспектах  человеческой деятельности, в том числе и при совершенствовании спортивной подготовки подрастающего поколения.

В настоящее время процесс спортивной подготовки подростков, ориентированный на достижение высокого результата, с одной стороны, невозможен без планирования и контроля, достаточного медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренеров и индивидуального подхода к отбору подростков в соответствующий вид спорта. С другой стороны, этот процесс обусловлен достаточно высокой конкуренцией и большим разнообразием применяемых методов, технологий, технических средств и т.д.

Так, например, при подготовке спортсменов-боксеров известные в этой области тренеры Заславский В.Л., Мартынюк Л.Д. и др. (Республика Коми) успешно используют авторские методики при работе с подростками. Перед тренерами стоит сложная задача – предоставить начинающим спортсменам максимум возможностей для развития своего таланта – стать спортсменом-разрядником, чемпионом, не нанося при этом ущерба своему здоровью.

В существующих условиях оптимизация той или иной методики подготовки требует сбора и анализа большого количества данных о состоянии здоровья спортсмена, особенностях его развития в подростковом возрасте, динамике роста его спортивных достижений и т.п.

Тренеры высшей лиги имеют сегодня возможность использовать для этих целей информационно- аналитические системы мониторинга процесса спортивной подготовки спортсменов. Примерами подобных ИАС являются: международная система сбора  и обработки информации «Биологический паспорт спортсмена» [5], мобильное приложение удаленного мониторинга спортсмена «Спорт. Мониторинг спортсмена» [4], компьютерная программа «Организация питания спортсменов» (разработана в секторе биохимии спорта Санкт-Петербургского НИИ физической культуры) [3], компьютерная программа Спорт 4.0, позволяющая планировать и отслеживать параметры нагрузок, прикладного статистического пакета Statgraphics [2] и др.

Разработкой и совершенствованием подобных систем занимаются не только отдельные ученые (В.С. Мартынов, 1991; В.М. Игуменов, 1992; О.П. Юшков, 1994, Б.Н. Шустин и др., 1995; А.А. Новиков, А.О. Акопян, 1997) [1], но и, например, целые исследовательские институты: Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Санкт-Петербургский НИИ физической культуры, научная лаборатория инновационных технологий подготовки спортсменов ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» совместно с комплексной научной группой АУ РБ Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства».

Перечисленные выше организации предоставляют такие услуги как: комплексное тестирование спортсменов, оценка их функционального состояния, психоэмоционального статуса и координационных способностей, анализ биомеханики движений, оценка специальной физической подготовки и морфофункциональных показателей и др.

Однако в большинстве случаев, воспользоваться этими услугами и инновационными разработками тренеры, занимающиеся с подростками  в регионах РФ, не могут. Во-первых, в силу  недостаточности финансовых средств, выделяемых на закупку материально-технического обеспечения тренировочного процесса из местных бюджетов, во-вторых, из-за неподготовленности тренеров к использованию сложного оборудования и специализированных программ.

Таким образом, возникают противоречия между:

–    практической необходимостью автоматизации мониторинга процесса подготовки спортсменов, наличием соответствующих научных и технических разработок и невозможностью их использования в практике подготовки спортсменов – подростков;

–     важностью учета большого количества факторов для оптимизации программ тренировок и снижении риска травматизма спортсменов – подростков и использованием на практике лишь приближенных данных, основанных на наблюдениях и знаниях самого тренера.

За определенный промежуток времени, в рамках заданной тренером программы действий, при прочих равных условиях, подросток должен будет выполнить поставленные перед ним задачи, участвуя в тренировочном и соревновательном процессе, при сдаче нормативных показателей. Существует достаточно много таких показателей, которые характеризуют подростка как спортсмена и могут оказать существенное влияние на рост его достижений. На наш взгляд это могут быть, например: тип темперамента подростка, возрастная и спортивная физиология, генетика его развития и др.

Все эти и другие показатели необходимо обработать, проанализировать и структурировать с использованием информационно-аналитической системы (ИАС).

По нашему мнению, такая система, разработанная на основе использования информационных технологий (компьютерный программный комплекс), позволит в режиме реального времени выполнять обработку данных, анализ состояния и достижений спортсмена с соответствующим уровнем детализации.

Так, подростки, принимая участие в тренировочном процессе, выполняют определенный вид и объем спортивной нагрузки, для того чтобы достичь определенных спортивных результатов, т.е. выполняют те задания и упражнения, которые влияют на рост и формирование их мастерства.

Однако в процессе занятий начинающего спортсмена ждут несколько так называемых «подводных камней», а именно – спортивные нагрузки подростка, должны обязательно регламентироваться. Т.е. тренер в рамках своей компетенции должен давать нагрузку согласно достигнутому возрасту, уровню подготовки, конституции и т.д. И в связи с этим – нагрузка, которую подросток выполняет, не должна превышать его физических возможностей, дабы избежать негативных последствий, обусловленных состоянием его здоровья.  В связи с этим авторами разрабатывается алгоритм компьютерной программы, который будет учитывать соответствующие данные, в том числе и из дневника тренировок, заполняемого спортсменом-подростком.

Рассмотрим некоторые подходы к реализации алгоритма программы, предназначенной для оценки и мониторинга состояния спортсмена-подростка. Одним из экспресс-решений в программе является следующее: при введении данных по нагрузке, если спортсмен выполнил недостаточный их объем, программа будет выдавать в определенной зоне на экране соответствующее цветовое сообщение (например, синий фон), а при введении данных о спортивной нагрузке, превышающей соответствующий уровень пределов, фон становится красным, тем самым предупреждая спортсмена, о возможных перегрузках и др.

Особенность функционирования компьютерной программы заключается в многомерности учета различных параметров, используемых для контроля состояния спортсменов-подростков, т.к. одна из задач исследования заключается в выявлении зависимости спортивных результатов от индивидуальной предрасположенности подростков к соответствующим видам нагрузки.

Проблема исследования заключается в поиске возможностей создания информационно- аналитической системы мониторинга процесса спортивной подготовки подростков на основе общедоступного обеспечения и использования стандартного оборудования.

Объектом исследования является мониторинг процесса спортивной подготовки спортсменов – боксеров на примере подростков, занимающихся в спортивном зале НГЧ-8, г. Сосногорск, Республика Коми).

Предмет исследования: программные решения автоматизации мониторинга процесса спортивной подготовки подростков на примере спортсменов, занимающихся в спортивном зале НГЧ-8, г. Сосногорск).

Гипотеза исследования состоит в том, что работа тренеров спортзала НГЧ-8, связанная с оптимизацией тренировочного процесса, будет значительно облегчена внедрением информационно- аналитической системы комплексного мониторинга процесса подготовки спортсменов - подростков

Цель исследования. Разработать модель информационно-аналитической системы мониторинга процесса спортивной подготовки подростков, которая может быть реализована стандартными программными средствами.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных [6]:

–   обращенные к системному (В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур и др.) и личностно ориентированному (В.В. Краевский, И.С. Якиманская и др.) подходам в образовании;

– направленные на решение проблем в области педагогического проектирования (И.А. Колесникова и др.), активизации учебно-познавательной деятельности (А.А. Вербицкий и др.) и повышения ее эффективности (Подласый И.П. и др. )

–   исследующие особенности применения статистических методов и информационных технологий в образовании ( А.Д. Наследов, П.И. Образцов, Е.В. Сидоренко и др. )

Решаемые задачи, являются начальным этапом исследования авторов и не исчерпывает всей глубины поставленной проблемы, тем не менее, на основе предварительных результатов выполненных работ мы можем сделать следующие выводы: актуальность исследования обусловлена многими характерными для современной подготовки спортсменов причинами, среди которых: значительное усложнение самой системы спортивной подготовки подростков; отставание качества мониторинга от требований по организации спортивной подготовки как управляемого процесса; увеличение числа показателей, регистрируемых в процессе подготовки и соревнований; повышение требований к обеспечению качества обработки и анализа информации о подготовленности спортсменов-подростков.

 

Список литературы

 

1.   Акопян, А.О. Технология организации НМО сборных команд [Электронный ресурс] / А.О. Акопян // Вестник спортивной науки. – 2003. – № 1. – С.51-54. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-nmo-sbornyh-komand      (07.03.2017).

2.   Аксенов, М.О. Принципы спортивной тренировки / М.О. Аксенов, А.В. Гаськов. – Улан-Удэ: Изд- во Бурятского госуниверситета, 2009. – 80 с.

3. Гольберг, Н.Д. Питание юных спортсменов / Н.Д. Гольберг, Р.Р. Дондуковская. – М.: Советский спорт, 2007. – 240 с

4.   Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов – резерва спорта высших достижений. / Ф.А. Иорданская. – М.: Издательство: Советский спорт, 2014. – 140 с.

5.   Хадиуллина, Р.Р. Основные направления использования информационных технологий в практике спорта / Р.Р. Хадиуллина, Ф.А. Мавлиев, И.Я. Лутфуллин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 9 (91). – С. 88-93.

6. Ширшов, Е.В. Системно-дидактическое обеспечение образовательного процесса в вузе. Проблемы и перспективы развития: монография / Е.В. Ширшов. – Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2010. – 388 с.