Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

В мировой экономике, в которую сегодня интегрируется Россия, успешность бизнеса определяется нематериальными факторами, обозначаемыми термином «знания». Если раньше стоимость компаний составляли финансовый капитал, здания, оборудование и другие материальные ценности, то в новой, постиндустриальной эпохе главным источником богатства стал их интеллектуальный капитал.

Знание – единственный вид ресурса, существенно отличающий один вид бизнеса от другого, ресурс, который не поддается быстрому воспроизводству конкурентами, что позволяет компаниям, умеющим им управлять, получить уникальные и устойчивые преимущества. Способность активно накапливать, генерировать и применять знания - основной источник экономического преимущества компаний на рынке. Конечной целью новых управленческих технологий и информационных систем является гармонизация интеллектуального потенциала человека и потребности бизнеса в объективном, доступном и тиражируемом знании. Соединение возможностей информационных технологий и человеческого потенциала создает главные конкурентные преимущества у компаний XXI века.

Развитие интеллектуального потенциала общества определяет «успешность» страны в рамках мировой экономики. Только страна, способная совершить прорыв в области накопления интеллектуального потенциала, его распределения и использования в трех основных сферах - образовании, науке и производстве, - сможет занять лидирующие позиции на мировой арене.

Необходимость повышения интеллектуального потенциала усиливается динамично развивающимися процессами социально-экономической глобализации, распространяющимися не только на сферы материального производства и потребления, но и на сферу образования.

В частности, в последнее десятилетие наибольшее влияние на изменения в сфере высшего образования в России имеют такие факторы как общемировая смена парадигмы образования (с традиционной на постиндустриальную или инновационную), вхождение России в Болонский процесс, вхождение в ВТО и др. Одновременно с этим наблюдается снижение престижа российского образования на мировом образовательном рынке и потеря качества образования, по оценкам потребителей, на внутреннем рынке [3; 4; 8].

Способность общества формировать, распространять и применять знания имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Переход к инновационной экономике связан с резким возрастанием роли и значения профессионального образования. При этом качественное изменение претерпевает в первую очередь высшее образование, которое главным образом и обеспечивает основу инновационного общества – производство нового знания.

Анализ основных тенденций развития современного образования позволяет выделить следующие особенности [1]:

·         роль непрерывного обучения как универсального и фундаментального механизма самоорганизации и адаптации к постоянным и все более динамичным изменениям окружающего мира осознается практически всеми организациями и специалистами на всех уровнях и во всех видах деятельности;

·         в связи с необходимостью непрерывного обучения, как для индивидов, так и для организаций, а также в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий необходимые образовательные ресурсы, в том числе и тьюторская поддержка преподавателя обеспечивается там и тогда, когда это необходимо и удобно для обучающегося, т.е. все меньше связана с организацией процесса обучения внутри учреждения образования и все больше переходит в ранг дистанционного или виртуального;

·         в связи с динамичными изменениями во всех сферах жизни требуемые компетентности специалистов постоянно меняются и теряют «жесткость описаний», что приводит к неадекватности редко обновляемых «жестких» образовательных стандартов и даже самого разделения многих видов деятельности на отдельные специальности и дисциплины;

·         все более значительная часть образовательной деятельности становится связанной с дополнительным профессиональным и послевузовским образованием взрослых людей. Дополнительное «образование через всю жизнь» (Lifelong  Learning) становится главным, а базовое образование (школа и вуз) –  лишь необходимой предподготовкой;

·         все большее значение приобретает не конкретная сумма знаний и навыков на выходе процесса обучения, но желание и возможность непрерывно обучаться и совершенствоваться в течение всей жизни;

·         образовательная деятельность принципиально связана с развитием науки и инновационных процессов, а ее новые возможности основаны на новейших информационных и коммуникационных технологиях;

·         образовательная деятельность  на основе  современных информационных и коммуникационных технологий способна обеспечить новое качество жизни людям, имеющим ограниченные возможности.

Идея непрерывного образования или Lifelong Learning известна сегодня во всем мире как глобальный подход, позволяющий своевременно и полно отвечать требованиям постиндустриальной экономики.

Для успешного инженера, экономиста, товароведа, менеджера, политолога или юриста XXI века важно не только получить высококачественное профильное образование, но и постоянно актуализировать свои знания в соответствии с требованиями внешней среды. Девиз такого образования: «Постоянно учиться, повышать свою квалификацию, осваивать новые области знания, отказываясь от устаревших, неэффективных идей, методов и технологий, заменяя их более совершенными».

Во многих западных странах уже не один год создают условия для массового участия взрослого населения в программах обучения [7].

Стремясь к интеграции в европейское образовательное пространство, российским вузам не следует слепо копировать зарубежный опыт. Международные сравнения свидетельствуют, что для того чтобы сравняться с лучшими зарубежными вузами и опередить их по некоторым параметрам необходимо прежде всего активизировать инновационные процессы во всей системе образования [5; 6].

Однако, структура распределения объемов прикладных научных исследований в рамках партнерства с организациями, осуществлявшими технологические инновации, сильно отличает Россию от экономически развитых стран Европы. Статистика подтверждает, что во многих европейских странах, с которыми традиционно принято сравнивать Россию, в инновационных исследованиях больше задействована вузовская наука, нежели специализированные научные организации [2].

Процессы перестройки высшего образования в России идут крайне медленно. Поэтому можно прогнозировать, что реализуя данную модель, вузы могут столкнуться со специфическими проблемами, которые связаны с общим отставанием системы высшего образования от реалий сегодняшнего дня.

В настоящее время, по данным Минобрнауки всего лишь 25,4% преподавателей вузов участвуют в финансируемых научных исследованиях и только 20-25% вузов России активно развивает инновационную деятельность.

Инновационная деятельность высших учебных заведений, порождаемая необходимостью совершенствования процесса преподавания, модернизации содержания учебных курсов и оценочной практики, помогает вузу выживать и поддерживать свою общественную значимость в современных социально- экономических условиях.

Для изменения существующего положения необходимо в достаточно короткий срок реализовать такие инновации в высшем профессиональном образовании, как:

·         накопление опыта участия вузов в инновационной деятельности в научно-технической сфере;

·         формирование при вузах сети технопарков и инновационно-технологических центров;

·         формирование вокруг крупных вузов бизнес-окружения;

·         реализация межотраслевых договоров и соглашений на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

·         создание локальных информационных сетей вузов и сообществ вузов с различной степенью объединения информационных ресурсов.

Очевидно, что реализация вышеназванных задач невозможна без четкой ориентации стратегии развития вуза на формирование:

·         восприимчивости       топ-менеджмента       вуза,        его       административно-хозяйственного,       научно-педагогического и учебно-вспомогательного персонала к новым задачам;

·         динамичной и гибкой внешней и внутренней политики;

·         активных внешних связей и сотрудничества с различными партнерами, в первую очередь из бизнес- среды.

Современное поколение университетов, по Щедровицкому, – это «университеты без стен», которые опираются  на  деловую  сеть  выпускников  университета,  осуществляют  учебную,  исследовательскую  и консультационную деятельность, являясь полноценными участниками рынка [9].

Если ключевым процессом стратегического развития вуза станет коммерциализация нового знания через трансфер технологий и создание инновационных компаний, университеты смогут перейти в разряд активных участников социально-экономического развития регионов, что в свою очередь станет основой инновационного развития России.

Таким образом, в условиях современных изменений в образовательных и информационных технологиях появляется новая функция управления вузом, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.

На практике выполнение данной функции находит выражение в систематическом формировании, обновлении и применении знаний с целью максимизации эффективности вузов и прибыли от активов, основанных на знаниях.

Для достижения конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг вузу оказывается недостаточно выполнять минимальные требования к качеству образования. Необходимо кардинальное изменение стратегии развития вуза и реальное «встраивание» его инновационного потенциала в развитие экономики страны.

 

Список литературы

1.     Антропов М.С. Система менеджмента качества деятельности образовательной организации // Интернет- сайт Бийского технологического института http://www.bti.secna.ru/portal/smerdina/ library.shtml

2.     Васякин Б.С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении // Диссер. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. / Всероссийская государственная академия Министерства финансов Российской Федерации – Москва, 2007.

3.     Исаева К.В. Интеграция векторов развития образовательного рынка России // Диссер. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. – Москва, 2006.

4.     Исаева К.В. Интеграция векторов развития образовательного рынка России – Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. / Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова – Москва, 2006.

5.     Исаева К.В. Менеджмент-маркетинг знаний как вектор инновационного развития высшей школы // Образование и наука в современных условиях. – Чебоксары: Изд-во: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – № 4 (5). – С. 304-308.

6.     Калинина И.А. Специфика и эффективность подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в контексте развития и модернизации образования // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. –№ 3. – С. 82-89.

7.     Яблочкина И.В., Меламуд М.Р. Преподавание отечественной истории на факультете дистанционного обучения: опыт и проблемы. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2006. – № 2. – С. 3-7.

8.     Яблочкина И.В. Инновационное гуманитарное образование в вузе // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. 2016. С. 147-149.

9.     Щедровицкий П.Г. Томские лекции об управлении (1998-2000 гг.). Управление развитием: изменения сферы производства, обращения и использования знания. – Томск, 2001.