Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Авторы:
Город:
п. Дорохово , Рузский р-он Московской области
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В современных социально-экономических условиях все острее ощущается нехватка специалистов среднего уровня квалификации, владеющих глубокими общетеоретическими знаниями и многофункциональными умениями. Нашему времени необходимы яркие индивидуальные личности и профессионально грамотные люди, которые может предоставить среднее профессиональное образование. Поэтому на современном этапе идет активный поиск создания качественно новой средней профессиональной школы, способной занять достойное положение в  рыночной экономике и удовлетворить потребность каждой личности в получении профессии. Сегодня инновационная деятельность в системе образования - неотъемлемая часть общественного развития как главного требования времени, компонент жизни любой успешной образовательной организации. Среднее профессиональное образование является важной составной частью непрерывного образования, ориентирует на обеспечение профессиональной реализации личности. Стремительные условия развития общества диктуют необходимость адаптации профессионального образования к потребностям рынка труда, который предъявляет высокие требования к профессиям, к личностным качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста. Именно инновационная деятельность создает основу духа соперничества учреждений на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста педагогов и студентов, универсальной чертой которой является единство традиции и новации. Итак, образование рассматривается как один из социокультурных институтов развития современного общества – это проектирование будущего, ориентированное на вхождение подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Историко-педагогический анализ развития отечественного среднего профессионального образования является основой для осмысления прошлого, совершенствования настоящего и прогнозирования будущего его развития. Разнообразны проявления инновационной педагогической практики, формирующихся в рамках гуманистической парадигмы образования: новые формы организации и способы преподавания обучения, наличие межпредметных связей на основе интеграции обучения, внедрение современных педагогических, информационных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, формирование ключевых компетенций студентов, направленных на совершенствование качества подготовки специалистов. Наше училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов осуществляет подготовку по специальности «Художник народных художественных промыслов», готовит молодое поколение к художественной деятельности: резьба и роспись по дереву, лозоплетение, витраж, которые нельзя представить без народных традиций, изначально связанные с трудовой деятельностью человека. Образы, выполненные в народных традициях и в разных материалах, пробуждают устойчивый интерес студентов к красоте окружающего и собственному творчеству. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне образования, а профессионализм ручного труда определял развитие культуры России в целом. Уникальность училища в том, что обучаем студентов забытым художественным росписям Русского Севера, которые показывают яркую и самобытную народную культуру. К ним относятся: пермогорская, мезенская, ракульская, борецкая, пучужская, шенкурская, урало-сибирская – все они входят в золотой фонд русского народного искусства, составляют пласт северной художественной культуры Родины, которое открывает истоки духовной жизни народа, наглядно показывает его ценности и является частью истории. Можно сказать, что училище восстанавливает связь времен, используя в образовательном пространстве роспись предметов крестьянского быта северных народов: ларцы, короба, посуду, блюда и др., резьбу по дереву, сравнительно недавно студенты начали осваивать витражную технику для оформления интерьера училища. Сегодня декоративно - прикладное искусство приобретает все большее значение и является важной составляющей современного образования, т.к. приобщает подрастающее поколение к традициям русской культуры, воспитывает определенное восприятие мира, развивает творческие способности, обеспечивает готовность наследовать духовные ценности. Приобщая к истокам народного искусства, даем возможность студентам почувствовать наследниками русских традиций – в этом видит педагогический коллектив, который по сути является художественно-творческим, свою образовательную и воспитательную миссию.

Инновационная деятельность училища состоит в использовании преподавателями деятельного подхода в образовании, который предполагает формирование у студентов как профессиональных, так и учебно- познавательных умений, т.е. ориентирован на практику обучения - подготовку специалиста-профессионала, обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи с инновационным подходом. В работе по деятельностной технологии преподаватели училища делают акцент на активные формы педагогического процесса: взаимодействие, диалог, сотрудничество педагогов и студентов, а также самих студентов друг с другом. Принципиальной особенностью деятельностной технологии обучения является изучение материала укрупненными дидактическими блоками, представляющими собой систему занятий по теме (разделу) дисциплины, объединенными общими целями и проблемой. Именно в рамках всего блока происходит выбор методов и средств обучения, форм диагностики усвоения учебного материала для каждого занятия. Выбор и разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется преподавателем на основе личных педагогических убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности, т.к. профессиональные дисциплины имеют свою специфику преподавания. Коллектив педагогов-художников, педагогов-мастеров прилагает все усилия для подготовки будущих специалистов, востребованных на рынке труда. Ведется разнообразная образовательная и воспитательная работа по изучению произведений различных видов народного и профессионального искусства, участие в выставочной деятельности, проведение пленэров, изучению памятников истории и культуры, которые приобщают студентов к художественному опыту и способствуют сохранению мастерства в регионе. Изучая опыт педагогов училища Т.Н. Кувшиновой, Е.И. Турченко, В.Б.Чернова, З.С.Кирилловой, Т.В. Козляновой, В.М. Жевноватченко, О.В. Бекешевой, В.А. Залещенок и др., их инновационные находки по использованию новшеств в педагогической деятельности, как применение ИКТ, проектной деятельности, самостоятельной работы студентов можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний, овладеть высоким уровнем личной активности путем включения их в поиск проблемы, стимулируют творческие способности, помогают приблизить учебу к практике. В трудах выдающихся отечественных педагогов К.Д.Ушинского, А.А.Вербицкого, М.У. Пискунова и др. содержится мысль о том, что процесс обучения должен опираться на различные виды самостоятельной работы обучаемых. Учебные занятия только тогда являются продуктивными, когда в соответствии с целями и содержанием студенты вовлечены в активную самостоятельную деятельность. Реализация программы самостоятельной работы студентов реализуется в разных формах: выполнение домашнего задания, работа с дополнительной учебной, справочной литературой, самостоятельное изучение отдельных тем по дисциплине, конспектирование, подготовка рефератов, сообщений, докладов, презентаций; работа с научно-технической документацией; выполнение курсовых проектов, прохождение практик, подготовка к итоговой аттестации выпускников и др.; участие в научно-практических конференциях; профессиональных декадах училища и региона; работа над индивидуальным заданием. В училище инновационная деятельность реализуется не только в образовательном процессе, но и в методической работе, в которой участвует педагогический коллектив под руководством Т.Н. Кувшиновой: это повышение профессиональной квалификации и компетенции педагогических работников и административно- управленческого персонала, мониторинг мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, разработка материалов для проведения учебных занятий (создание видеофильмов, аудиоматериалов, схем, таблиц и др.). За период 2012-2014гг. повысили квалификацию педагоги: Т.Г. Пальчунова, А.В. Нилова, И.В. Царькова, А.К. Иванов, Е.И. Турченко, Н.Г. Пантелеева, В.Б.Чернов, В.М. Жевноватченко; проходит переподготовку Т.В. Козлянова.

Согласно программным документам среднего профессионального образования мы перешли  на  новый уровень взаимодействия с социумом, стали открытой системой для сотрудничества с образовательными учреждениями ближайшего  и далекого окружения: средней общеобразовательной школой, школой искусств пос.Дорохово, отделом по работе с молодежью г.Рузы, педагогами дополнительного образования Центра детского творчества г.Рузы и др. Расширяем образовательное пространство путем участия в международных научно-практических конференциях Одинцовского гуманитарного института, Гжельского государственного художественно - промышленного института и др., т.е. учебно-методический блок училища поддерживается научной деятельностью педагогов и студентов. Мы считаем, что социальное окружение в образовании – это новые возможности для улучшения качества образования, создания единого воспитательного, образовательного и культурного пространства (закон «Об образовании»). Как результат научной деятельности училища можно рассматривать организацию проблемных областных семинаров на базе училища «Проблема подготовки конкурентоспособного специалиста в области художественного образования»; «Современные педагогические технологии и инновационные методы» под руководством Т.Н. Кувшиновой. Впервые на базе училища организовали и провели региональную студенческую научно-практическую конференцию «Мир моей профессии», в которой приняли участие специалисты по работе с молодежью, педагоги дополнительного образования Центра детского творчества г.Рузы, студенты училища, старшеклассники образовательных школ и обучающиеся школы искусств пос.Дорохово. Училище активно участвует в творческой жизни Подмосковья, проводит Дни открытых дверей, ежегодно участвует в празднике Мастеров России. Так участвовали в городском конкурсе, посвященном 685-летию Рузы, проводили мастер-классы (Н.Г. Пантелеева, А.В. Нилова, В.М. Жевноватченко, студенты: Маркова С., Моисеева И., Божинов Е., Карташова М., Румянцева Н.); областном педагогическом совете г.Видное; форуме «Культура Подмосковья» г. Красногорска. Преподаватели и студенты систематически проводят мастер – классы на областном и районном уровнях, где делятся накопившимся опытом с другими учебными заведениями: посетили Абрамцевский художественно - промышленный колледж, Калининское художественно-промышленное  училище, художественно - технический колледж игрушки в г. Сергиево - Посаде, наши студенты посетили мастер-класс З.К. Церетели, принимали участие в Девятых Молодежных Дельфийских играх. Дипломные и курсовые работы по различным специализациям выпускников и студентов училища часто экспонируются на художественных выставках областного, регионального и международного уровней, таких как: выставка – форум «Культурная реальность Подмосковья», всероссийских ежегодных выставках – «Жар-птица» и «Ладья». Основной задачей нашего художественного училища становится поднять инновационную работу в училище, когда мы будем способны создавать новую практику образования, позволяющую справиться с задачей повышения качества подготовки специалистов. Мы считаем, что эффективное развитие системы среднего профессионального образования возможно лишь на основе традиций, которые обеспечивают стабильность в функционировании данной образовательной системы, преемственность поколений, сохранение и использование лучшего педагогического опыта, а также новаторства, которое выступает в качестве механизма ее саморазвития.

   


Список литературы

1.      Закон РФ «Об образовании».- М., 2013.

2.      Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства. – М., 2012.

3.      Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М., 2003.