Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Вольск
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Аннотация.

В статье дается характеристика электронного учебника, как одного из средств активизации обучения курсантов. Рассмотрена методика разработки электронного учебника его цели и задачи.

Одной из базовых составляющих информатизации процесса обучения в военном вузе стало ускоренное и функциональное использование электронных учебно-методических материалов, которые имеют как достоинства, так и недостатки.

В данной статье рассмотрим обобщенную характеристику электронного учебника (ЭУ) как одного из основных средств обучения курсантов в современном информационном обществе.

Предполагается, что электронный учебник должен быть готовым продуктом, результатом деятельности коллектива авторов-разработчиков, в который входят преподаватели, методисты, программисты. Однако чаще всего формализация ЭУ как элемента образовательного процесса прорабатывается программистами без привлечения прочих авторов, с целью создания его программной оболочки. Будущие авторы ЭУ далеки от участия в этом процессе, так как не обладают навыками программирования и вынуждены принимать (или не принимать) сделанные другими электронные оболочки, позволяющие создавать «авторские» разработки. [1, с. 25] Авторство преподавателей в них получается ограниченным: оно возможно лишь в тех рамках, которые предоставили преподавателю создатели оболочки.

Как правило, преподаватель получает возможность авторского представления предметной информации (структуры, содержания ЭУ, контрольных или тестовых вопросов и задач, практических упражнений). При этом его вовсе не спрашивают, какой ему видится системная организация образовательного процесса по освоению предметной информации на  основе ЭУ. Сложившийся стереотип переноса линейного,  последовательного и модульного способов построения содержания образования на структуру ЭУ делает идентичными обычный учебник и электронный. Фактически в таком варианте ЭУ становится лишь электронной версией, вариантом обычного учебника. [2, с.12 - 14]

Необходимо уточнить понятие «информационная структура учебника». Под информационной структурой учебника пониматься система логически связанных между собой информационных компонент, отображающих помимо предметной информации, подлежащей усвоению, технологию, методику процесса обучения в определенной дидактической системе.

Это объяснимо, так как процесс обучения на основе книжного учебника последователен и соответствует классической схеме дидактического цикла. Данная схема обучения состоит из нескольких компонентов: представление нового материала (предметной информации); контрольные вопросы для проверки знания и понимания представленного материала; примеры решения задач с применением этого материала; список задач, требующих знания и понимания представленного материала и умений его использовать при решении практических задач.

Под учебным материалом учебника понимается всякая информация, которая относится к образовательному процессу, а не только ту информация, которая отвечает предметному содержанию. Наличие учебной информации в учебнике позволяет интерпретировать его как информационно-деятельностную модель обучения, которая отображает теорию и методику самого процесса обучения.

Учитывая, что ЭУ нацелен выполнять две основные дидактические цели - представлять предметную информацию и организовывать освоение представленной информации,  можно выделить два ключевых показателя систематизации  и структуризации учебной информации в ЭУ: показатель  логики представления предметной информации и показатель логики освоения представленной информации.[3, с. 23] Именно они находятся в основании построения ЭУ и определяют средства формализации образовательного процесса. Блочно- модульная организация учебных материалов предполагает, что весь учебный материал ЭУ разбит на логические единицы информации, называемые модулями. Модули объединены между собой в некоторую иерархическую структуру, которая имеет вид дерева.

Также можно предложить и другой критерий построения иерархической структуры ЭУ – степень детализации предметного материала. С ней можно связать ту глубину освещения предметной информации, которая соответствует минимальному и максимальному объемам знаний курсантов по дисциплине. Подчеркнем, что критерий построения иерархической структуры блочно-модульной организации ЭУ может быть определен самим преподавателем, проектирующим свой ЭУ. Значимо то, что критерий иерархии обусловливается показателем логики представления предметной информации.[3. с. 28]

В результате обеспечивается авторское видение не только представления предметной информации, но и технологических факторов процесса обучения. Назовем следующие особенности применения плана ЭУ как копии его информационной структуры:[4. с. 11-12]

•        процесс формирования  плана является  первичным, базовым моментом формирования ЭУ, так как последующее наполнение отдельных модулей и блоков ЭУ во всех дидактических слоях будет осуществляться автором на основе построенного плана. Подчеркнем, что наполнение модулей конкретным теоретическим или дидактическим материалом на этапе построения плана ЭУ не проводится;

•        в плане воссоздается как блочно-модульная организация ЭУ, так и его дидактическое слоение. Для выделения авторских компонентов процесса обучения и представления предметного материала автором ЭУ определяются независимые между собой критерии дидактического расслоения учебного материала и построения его иерархической структуры;

вертикальная дидактическая структура ЭУ, предназначенная для ознакомления курсантов с новым теоретическим материалом, является первичной. В ней отражается иерархия предметной информации. Тематическая систематизация и детализация материала по отдельным темам учебной дисциплины являются авторской составляющей представления учебного материала в ЭУ;

•        каждый вертикальный дидактический слой ЭУ формируется на основе плана теоретического материала. Любой модуль или блок исходного плана теоретического материала может иметь и дидактическое наполнение, которое определяется автором и фиксируется им на плане;

•        сформированный таким образом граф-план ЭУ становится практической основой проекта образовательного процесса в высшей школе, ибо он представляет собой основной инструмент преподавателя для управления предполагаемой учебной деятельностью курсанта на основе ЭУ;

•        рассматривая граф-план с позиций преподавателя или автора, мы отмечаем, что он дает возможность корректировать и развивать курс на этапе его эксплуатации в соответствии с изменениями объективных факторов процесса обучения, контролировать тематическую и дидактическую полноту ЭУ.

Электронный учебник, сформированный на основе плана, предусматривает возможность модификации и пополнения учебного материала непосредственно самим преподавателем на этапе эксплуатации ЭУ в учебном процессе. Это разрешает адаптировать ЭУ к изменчивости определенных объективных факторов процесса обучения, например, учебных планов специальности, учебных программ курсов, контингента обучаемых, организационных составляющих процесса обучения.

 

Список литературы

1.      Иванова А.В., Иванова А.П., Дарбасова Л.А. Развитие познавательного интереса курсантов вуза в современных социокультурных условиях // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 2.

2.      Кроль В.Г. «Личный» электронный учебник: концепция // Высшее образование в России. - 2015. - № 1.

3.      Овчинникова К. А. Электронный учебник как модель образовательного процесса // Высшее образование в России. - 2013. - № 9.

4.      Циринг Д. А. Самостоятельность и беспомощность у курсантов высших учебных заведений // Высшее образование сегодня. 2014. - № 6.