07 апреля 2015г.
В настоящее время в качестве приоритетных направлений современного школьного образования рассматриваются развитие предметной области «Информатика», наличие экономических и правовых знаний у обучающихся, владение иностранными языками.
Иностранный язык сегодня превращается в ведущую дисциплину, так как ценность выпускника школы и вуза на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем его языковой подготовки. Между тем, методика преподавания иностранного языка сложилась ещѐ в советские времена. Главный еѐ недостаток – отсутствие разговорной практики. Школьники, изучающие язык, как правило, не могут на нѐм общаться в реальной жизни. Впрочем, и учителя в большинстве своѐм тоже слабо владеют навыками разговорной речи.
Понятно, что если подход к преподаванию не изменится, то введение обязательного экзамена по иностранному языку приведѐт многих учеников к катастрофе. По мнению педагогов, сегодняшняя ситуация гарантирует несдачу экзамена как минимум 80 % выпускников.
В Оренбургской области анализ результатов ЕГЭ по иностранным языкам в 2014 году проводился в десятый раз, что позволяет выделить достижения и проблемы в их преподавании. Так, 25 % участников экзамена получили высокие результаты (от 81 балла), что является определенным показателем качества предметной подготовки школьников. В то же время за весь период проведения ЕГЭ в штатном режиме ни один из выпускников области не набрал 100 баллов на экзаменах по этим предметам. Средний процент выполнения задания по аудированию на экзамене по английскому языку составил около 60 %, понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации продемонстрировали 42 % выпускников, полное понимание прослушанного текста всего лишь около 23 %.
Анализ результатов ЕГЭ по иностранным языкам, проведенный председателями региональных предметных комиссий, приводит к выводу о том, что успешная сдача экзамена зависит не только от уровня владения выпускниками теоретическими знаниями по предмету, но и умения использовать их при сопоставлении, описании ситуаций, конструировании вопросов. Хорошие результаты ежегодно показывают выпускники тех организаций, где упор делается на формирование метапредметных навыков. Введение устной части в ЕГЭ по замыслу специалистов должно привлечь большее внимание и обучающихся, и учителей к овладению умениями устной речи, стимулировать их формирование на протяжении всех лет обучения в школе. Поэтому остро назрела необходимость в специальной подготовке учителя, методически грамотного, хорошо владеющего современными технологиями обучения и разговорной речью.
В 2014-2015 учебном году в школах области работают 1 570 учителей иностранного языка: 1103 (70,3 %) – английского, 423 (26,9 %) – немецкого, 44 (2,8%) – французского. Высшее профессиональное образование имеют 92 % учителей английского, 88 % – немецкого, 98 % – французского языков. Доля специалистов, не имеющих соответствующего образования, составляет в регионе 9 %. Для сравнения по русскому языку данный показатель равен 4 %. 79,3 % учителей иностранных языков имеют квалификационные категории. 67 % педагогов области имеют большой опыт работы в школе. Со стажем от 20 и более лет доля учителей английского языка составляет 37,4 %, немецкого – 62,6 %, французского – 82 %.
Ежегодно педагогическое сообщество области пополняется молодыми специалистами – выпускниками педагогических учебных заведений. Однако, проблема комплектования образовательных организаций данной категорией педагогов остается острой. Так, на 2014-2015 учебный год потребность в учителях иностранных языков составляла 124 человека. Пришли на работу в школы только 25 (20 % от планового показателя).
В области проводится масштабная работа по повышению квалификации педагогов, работающих с выпускниками по подготовке к ЕГЭ. Результаты тестирования показали, что большинство учителей имеют неплохие базовые знания грамматики, но отсутствие речевой практики, недостаток современной лексики делают их речь недостаточно быстрой, содержащей, как правило, шаблонные выражения и клише. Основными ошибками, допущенными учителями, были: произносительные при чтении текста и речевые при построении предложения; несоблюдение правил построения вопросительного предложения на преподаваемом языке; несоответствие содержания высказывания поставленной цели.
В подготовке учителя иностранного языка нового формата первостепенная роль отводится вузам. В ближайшие год-два вузы окончат студенты, которые при поступлении на факультет иностранных языков предмет
«иностранный язык» не сдавали. Упомянутый выше опрос в учительской среде подтверждает, что уже на этапе присутствия в школе видно, что студенты старших курсов ощущают дефицит языковой практики. Запаса лексики, знаний грамматики им хватает только для полноценной работы с учениками 3-4 классов.
Анализ поставленных проблем позволяет определить ряд мероприятий, могущих поспособствовать решению проблем в области преподавания иностранного языка. Так, в сфере подготовки учителей, следует:
– усилить практическую ориентированность образовательного процесса; рассмотреть возможность проведения непрерывной педагогической практики студентов на базе лучших школ городов области;
– использовать в практике работы со студентами виды работ и заданий, направленных на выработку различных аспектов языковой компетенции;
– шире применять активные методы обучения деловому и профессиональному языку;
– использовать в учебном процессе сборники текстов различной направленности, хрестоматии с упражнениями на развитие различных навыков чтения и повышение общего уровня культуры и профессиональной грамотности;
– интегрировать новые информационные технологии в практику преподавания иностранных языков;
– организовать систему консультирования учителей и руководителей школ по актуальным проблемам обучения иностранным языкам;
– продолжить работу по обеспечению преемственности содержания подготовки специалистов, бакалавров, магистров в системе «педагогический колледж – педагогический университет».
В сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей иностранного языка необходимо:
– продолжить систематическую работу по совершенствованию моделей повышения квалификации педагогических кадров за счет увеличения числа стажерских практик, мастер-классов, разработок индивидуальных образовательных маршрутов педагогов с использованием современных информационно- коммуникационных технологий (дистанционных курсов, организации педагогической поддержки на сайтах, проведения форумов);
– привлекать к работе на курсах повышения квалификации лучших педагогов-практиков области;
– усилить работу по оказанию педагогической поддержки муниципальным методическим объединениям учителей иностранного языка;
- провести работу по совершенствованию предметно-методического модуля дополнительных профессиональных образовательных программ по иностранному языку за счет корреляции со школьными программами, затруднениями обучающихся и педагогов, выявленными в ходе аналитической работы.
Есть задачи непосредственно для руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, методических служб, районных/городских методических объединений:
– провести анализ результатов ЕГЭ по иностранным языкам с последующим выявлением причин высокой или низкой подготовки обучающихся;
– обобщить и распространить опыт работы педагогов, выпускники которых имеют стабильные высокие результаты на региональном уровне;
– организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными к обучению по индивидуальным образовательным траекториям (маршрутам обучения);
– создать систему внутришкольного мониторинга качества подготовки обучающихся по иностранному языку с целью дальнейшей корректировки методической работы с педагогами как на муниципальном, так и на региональном уровнях;
– повышать ответственность учителей иностранного языка за результаты своей педагогической деятельности;
– стимулировать педагогическую деятельность высококвалифицированных кадров и молодых специалистов;
– решать вопросы социальной поддержки молодых специалистов с целью закрепления их в сельских школах;
– укреплять материально-техническую базу для обеспечения качества преподавания иностранных языков в школе.