Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
10 февраля 2015г.

Проблема адаптации представляется наиважнейшей в периоды социальных, экономических изменений, так как происходящие события неотвратимо ведут к утрате стабильности в обществе. В условиях российской действительности, в отсутствие адекватных социальных благ и гарантий необходимо принимать появляющиеся вызовы, решать складывающиеся противоречия, принимать для себя такие стратегии поведения, которые позволяют достичь необходимого уровня сосуществования с современными рыночными условиями. Адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям не возможна без подготовленного социального – экономического подхода в мышлении.

Российская школа претерпела изменения, но не стала взаимосвязанным звеном рыночных отношений. Изменилось содержание программ, возросла вариативность курсов, сделаны акценты на информационные технологии, упрощен процесс обучения, но среднестатистическая школа до сих пор не стала «альма матер» для российских бил гейтсов - предпринимателей, и что также важно для российских пол алленов - инноваторов. В то же время замечено, что дети и подростки легко перенимают основные черты предпринимателя: активность, предприимчивость, прагматичность, но чаще используют их только для процесса «купи-продай». Обучение в школе и сегодня не имеет прикладного характера, знания и навыки не позволяют с определенной уверенностью выбрать ему тот род профессиональной деятельности, который не только бы удовлетворял ожиданиям молодого человека, но и гарантировал ему сносное существование.

В России в настоящее время в области образования молодежи и ее воспитания наблюдается устойчивый дефицит системных методов и технологий эффективной адаптации личности к взрослой жизни. В такой ситуации становится важным использование любого, уже имеющегося положительного опыта в этой сфере. Завтра подростки будут принимать решения, от которых зависит судьба страны. Необходимо, чтобы еще в раннем возрасте они сформировали умения и навыки, которые станут незаменимыми для формирования их компетентности, конкурентоспособности и готовности к вступлению во взрослую жизнь.

Для решения этих задач необходим поиск и анализ наиболее эффективных моделей социально - экономических технологий, способных выделить ценностные ориентации, сформировать деловые качества будущих работников, адекватно подготовить их выполнению профессиональных функций. Особое внимание необходимо уделить обеспечению непрерывности реализации модели социально - экономических технологий в системе воспитания и образования, комплексному подходу к данному аспекту становления личности. Именно в этом случае, будет сокращен разрыв между школьным образованием и современными требованиями общества.

Актуальность, практическая значимость проблемы обуславливают выбор темы исследования: технологии адаптации личности к современным рыночным условиям.

Адаптация личности есть и процесс, и результат. Социальная адаптация представляет собой процесс, в течение которого личность, как социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к изменениям и воздействию социальной среды, усваивает социальные ценности. Эффективность процесса адаптации напрямую зависит от активности применяемых форм для тренировки приспособления личности к условиям.

Адаптация к  рыночным условиям позволяет  обеспечить подготовку личности к деятельности в хозяйственной системе города, страны; прививает культуру потребления благ; учит контролировать финансы и семейный бюджет. Адаптация к рыночным  условиям готовит личность к принятию ролей производителя и потребителя, участника распределения, объекта экономической политики. Важно также адаптировать подрастающие личности к экономической действительности в стране: уровню стипендий, зарплат, жилищно- коммунальных тарифов.

Технология позволяет преобразовать знания, умения и навыки личности в практические действия для успешного участия в формировании и развитии новых процессов.

Апробация технологий, методов и приемов, положивших начало исследованию, осуществлялась на личном опыте автором на протяжении почти 15 лет в рамках деятельности учреждений дополнительного образования, занимающихся вопросами адаптации подростков к рыночным условиям.

В Тульском регионе в 1994 году была создана комплексная система адаптации молодежи, отвечающая вызовам рыночного общества, охватывающая образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, социально-реабилитационные центры и пр. Применяемые технологии получили отражение как во внешкольной деятельности, так в организации инвариантных форм каникулярной занятости.

По опыту автора можно сказать, что дети и подростки, прошедшие через данную систему адаптации, реалистично смотрят на свое будущее, рассудительно оценивают свои компетенции, планомерно готовятся к активной профессиональной деятельности в разных областях, в т.ч. рассматривают предпринимательство как один из видов своей профессиональной занятости.

Структура этапов комплексной системы адаптации личности к современным рыночным условиям может выглядеть следующим образом:

1.      Формирование нового экономического мышления (образовательный блок: система знаний и умений).

2.      Включение в  модели социально-экономических  технологий (проектно - деятельностный блок: формирование устойчивой системы навыков).

3.      Оценочно-стратегическое формирование личности (система мероприятий и конкурсов).

4.      Профессиональная ориентация личности в современных условиях.

Образовательный блок предусматривает программы «Школьная компания», «Финансовая грамотность» и пр. Подготовка преподавательского (тренерского) состава комплексно осуществляется посредством краткосрочных программ переподготовки.

Социально-экономические технологии составляют проектно - деятельностный блок системы адаптации. Прикладной характер технологий обеспечивает высокий уровень овладения участниками навыками.

Вариативность применения социально-экономических технологий можно проследить на примере их классификации: по видам формируемых навыков  (управленческие, проектные, коммуникативные и пр.); по формам группового взаимодействия (деловая игра, практикум, SMART-анализ, соцопрос, исследование рынка, проект, case-study, бизнес-симуляция.

Типология технологий в числе наиболее эффективных включает технологии игровых форм и IT- технологии. Игра позволяет создать имитацию реальной ситуации, наделяет участников ролями с присущими им характеристиками. Игра способствует полноценному формированию разносторонней активной личности. IT- технологии способны диагностировать больше ключевых моментов в формировании личности, создают сетевые формы тренировки, открывают возможности для межкультурного взаимодействия и оценки себя, своих конкурентных характеристик со сверстниками не только из своей школы.

Среди авторских техник представлены: Посредник (партнерство), Геологическая дилемма (ограниченность ресурсов), Биржа (фондовая биржа), Выбор продукта (анализ рынка), Воздушные замки (проект), Производство (технология производства), Президентский слалом (делегирование полномочий), Год семьи (семейный бюджет, инвестиции) и т.д.

Наиболее продолжительные технологии реализуются в каникулярное время. Особое место занимает лагерь «Эласт»- экономический лагерь старшеклассников, объединяет в себе лучшие современные практики и технологии адаптации молодежи, привлекает к себе лучших тренеров и бизнес - консультантов. Принципы организации работы в лагере - интенсивность занятий, обучение результативной командной работе, разнообразие и нестандартность технологий адаптации личности. «Эласт» представляет собой интегрированную макроэкономическую модель государства, выстроенную как единая система, с функционирующими органами государственного управления, средствами массовой информации, предприятиями, управляемыми самими участниками.

На протяжении 18 лет в Тульской области было проведена 31 экономическая смена с участием свыше 4500 старшеклассников из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. По оценкам, полученным за время реализации лагеря, предлагаемая модель научно и методически обоснована, программа психологически адаптирована для разных возрастных групп и позволяет поддерживать интерес участников на протяжении всей смены. Ежегодно проводятся неформальные встречи выпускников, что говорят о формировании долгосрочных дружеских связей.

Программа профильного лагеря «Эласт» дважды становилась лауреатом Всероссийского конкурса вариативных программ в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи, была апробирована в ВДЦ «Орленок». Выпускники сегодня работают в РАО «ЕЭС», «Газпром», «Россельхозбанк», «ArthurAndersen», ТВ- РБК, издание «Эксперт» и т.д.

Опыт последних десятилетий доказывает, что преимущества в развитии появляются у тех государств и регионов, которые делают ставку на молодежь, вкладывают ресурсы в ее формирование. Данное формирование невозможно без реализации ключевых задач по адаптации личности к рыночным условиям через комплекс апробированных технологий, способных расширить как сферы самореализации личности, так и сформировать стратегию личностного самопродвижения и устойчивого самосовершенствования подрастающей личности в долгосрочном периоде.