Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Обстоятельный анализ социально-исторических  предпосылок позволяет  констатировать,  что педагогическая технология стала предметом острых дискуссий не одно столетие. Ни один выдающийся педагог не обошел эту проблему. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, – утверждал Я.А. Коменский, – только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя – самым лучшим местом под солнцем. Школа – мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, обучения юношей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».

Мы убедились, что, каждая технология формируется, функционирует и развивается в контексте определенных предпосылок: социально - исторических, социокультурных, экономических, т.е. предполагается наличие и влияние закономерностей, определяющих порядок, содержательно-процессуальную направленность становления и развития педагогической технологии. Эрих Николаевич Коротков рассматривает  технологию обучения как научно организованную, развернутую во времени процедуру обучения, в которой проектируется и реализуется вся система взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами обучения, система контроля, оценки и коррекции учебной и преподавательской деятельности.

В отечественной педагогической литературе, как отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют более десятка определений понятия. В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология – совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Изложенные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии.

1.   Концептуально-целевой компонент:

-        концепция образования;

-        модель обучения;

-        цели и задачи обучения.

2.   Содержательно- процессуальный компонент:

-        содержание учебного материала;

-   организация учебного процесса на основе структурно-логической схемы изучения дисциплины;

-   методы и формы обучающей и учебной деятельности субъектов педагогического процесса.

3.   Коррекционно-результативный   компонент:

-      управление процессом усвоения учебного материала;

-    систему педагогической диагностики учебного процесса: получение новых знаний, профессиональных навыков и умений;

-   коррекция коллективной и индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной работы.

Наконец, научно-обоснованная педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям, которые характерны для любой технологии. На наш взгляд с этой задачей успешно справился Г.К. Селевко, изложив их в своем труде «Современные образовательные технологии» (1998 г.).

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, социально-педагогическое и дидактическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность.       Педагогическая      технология      должна      обладать      всеми       признаками      системы:

целенаправленностью, логикой процесса, взаимосвязью всех ее компонентов, целостностью.

Управляемость предполагает возможность дидактического целеполагания, планирования педагогического процесса, проектирования модели обучения с поэтапной диагностикой, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии базируются на более качественной технической основе и действуют в конкурентных условиях, должны быть эффективными по затратам и оптимальными по результатам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в различных формах образования, однотипных образовательных учреждениях.

В практике вузов МВД России обычно используют  различные комбинации этих «монодидактических»

систем, самыми распространенными из которых являются:

· традиционная классическая система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с литературой;

· современное традиционное обучение, использующее работы с литературой в сочетании с техническими средствами;

· групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным обучающимся;

· программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов;

· инновационное обучение – педагогические технологии, базирующиеся на современных компьютерных телекоммуникациях.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучаемого в образовательном процессе, отношение к обучаемому со стороны педагогов. Здесь выделяется несколько типов технологий: авторитарные технологии, дидактоцентрические технологии, личностно-ориентированные технологии, догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие, проблемного обучения и другие.


Таблица 1  

Взаимосвязи между педагогическими технологиями


 

Традиционные технологии на основе

 

Современные технологии на основе

созерцательной

деятельностной

эмпирической

концептуальной

последовательной

крупноблочной

неопережающей

опережающей

объяснительно-репродуктивной

проблемной

знаниевой

личностно-смысловой

безальтернативной

альтернативной

монологической

диалоговой

академической

ситуативной

Связь между технологиями по горизонтали – противительная

P.S. Связь между технологиями по вертикали – соединительная

 

Таким образом, педагогическая технология – это сложная комплексная интегративная система, обеспечивающая педагогическое целеполагание, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на восприятие систематизированных научных знаний, обретение профессиональных умений и навыков, формирование личностных качеств обучаемых, достижение цели обучения.

Все многообразие педагогических технологий подразделяется на структурно-логические, интеграционные, тренинговые, информационно-компьютерные, диалоговые. Практика обучения в вузах МВД показала, что наиболее отвечающими требованиям подготовки специалистов в данных учебных заведениях являются следующие педагогические технологии – коллективные способы обучения, технологии личностно- ориентированного обучения, игровые технологии, инновационные методы обучения, проблемное обучение, информационные технологии обучения, технологии модульного обучения и другие, внедрение которых требует определенных условий, профессионально-педагогических навыков и умений.

Важнейшим базовым условием внедрения педагогических технологий является знание и соблюдение требований моделирования педагогических систем. Изучение имеющегося опыта вузов МВД России позволяет установить и сформулировать ряд методических требований моделирования, характерных для новых технологий.

Базовая модель специалиста педагога-технолога вуза МВД России как показало изучение опыта ведомственных и Санкт-Петербургских учебных заведений, включает глубокие теоретические знания, профессионально- педагогические навыки и умения.

Таким образом, критериями профессиональной компетентности выпускника вуза являются: теоретическая база; перечень умений и навыков, необходимых для конкретной профессии; опора на теоретические исследования в процессе подготовки к занятиям; анализ языковой и культурной среды учебного заведения; умение устанавливать доброжелательные отношения с обучаемыми; умение осваивать новые технологии, появляющиеся в системе образования. Обратимся к отечественным авторам, разрабатывающим отдельные проблемы и аспекты педагогических технологий.

 

Список литературы

1.      Романенко Н.В., Зюкин А.В., Стародубцев М.П. Компетентностный подход и государственные образовательные стандарты нового поколения // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2008. № 3. С. 141-159

2.      Романенко Н.В., Зюкин А.В., Стародубцев М.П. Проблемы реформирования отечественного образования в контексте европейской образовательной интеграции Романенко Н.В., Зюкин А.В., Стародубцев М.П. В сборнике: Сборник научных статей и докладов итоговых научных конференций профессорско- преподавательского состава, слушателей, курсантов и соискателей института за 2007-2009 г.г. Пашута В.Л. Санкт-Петербург, 2009. С. 79-103.

3.      Стародубцев М.П. Теория и практика российского воспитания и образования в XVIII веке. / М.П. Стародубцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 249-261.

4.      Стародубцев М.П. Актуальные ценности идеала человека в понимании российского дворянства XVIII века: трансформация суждений. / М.П. Стародубцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 152. С. 202-212.

5.      Стародубцев М.П., Плаксин А.А. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей. / М.П. Стародубцев, А.А. Плаксин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012.№ 4 (86). С. 153-156.

6.      Стародубцев М.П., Варенцов М.А. Интеграция междисциплинарных знаний как основа развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. / М.П. Стародубцев, М.А. Варенцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 175-179

7.      Стародубцев М.П. Реформы системы образования России середины XVIII в. / М.П. Стародубцев // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 10 (16). С. 028-033.

8.      Стародубцев М.П. Педагогические Технологии. XXI век: Учеб. пособие / М.П. Стародубцев, Д.А. Петров, А.В. Зюкин, И.Е. Кабаев. С-Пб.: Изд-во СПб., ВИ ВВ МВД России, 2014. 111с.

9.      Стародубцева О.М. Методология и методы профессиональной психологии и педагогики. / Стародубцева О.М. В сборнике: Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. г. Махачкала, 2014. С. 210-216

10.   Стародубцева О.М. Воспитание профессионального правосознания у курсантов военных вузов как будущих офицеров. / О.М. Стародубцева Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2013. № 1. С. 12-15.

11.   Стародубцева О.М. Воспитание профессионального правосознания деятельности будущего офицера внутренних войск и требования, предъявляемые к его личности. / О. М. Стародубцева О.М. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 27. С. 119-124.

12.   Стародубцева О.М Военное образование как фактор формирования правосознания военнослужащих ВВ МВД России./ Стародубцева О.М. В  сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО "Ар-Консалт". Москва, 2014. С. 45-47.