Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОЙ КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

В контексте современной личностно-ориентированной парадигмы, современное образование является развивающим и развивающимся.

Иноязычное образование руководствуется принципом «образование через всю жизнь».  Именно связь с жизнью помогает ученикам решать проблемы самостоятельно, обладая общеучебными умениями, навыками и компетенциями. В рамках иноязычного личностно развивающего образования, результат процесса обучения является значимым и за пределами системы.

Целесообразно отметить, что в связи ориентацией на личность учащегося, изменилась педагогическая позиция «учитель-ученик». Дети являются активными субъектами педагогического процесса.

В связи с этим учителю иностранного языка (английского) необходимо использовать технологии, средства и методы, которые отвечали бы этим особенностям и помогали детям младшего школьного возраста обучаться общению на ИЯ в форме диалога естественно, легко, осознанно, активно и творчески. Такой технологией, на наш взгляд, является использование проблемных ситуаций (в рамках проблемного обучения) в процессе обучения английского языка на начальном этапе в иноязычном образовании. [Селевко 1998: 6]

Проблемная ситуация – один из основных элементов проблемного обучения, посредством которого у учащихся рождается мысль, активизируется познавательная потребность и мышление учащихся. [Кукушин 2005:2]

Идея не является новой, она получила распространение еще в 20-х годах в советской и зарубежной школах.

Проблемные ситуации на занятиях по иностранному языку создаются на основе моделирования жизненных ситуаций, представляющих для учащихся особый интерес. Эффективность обучения с использованием проблемных ситуаций зависит от умений учеников разрешать такие ситуации, умений преподавателя предъявить ситуацию, а также обеспечить эффективность работы учащихся, управляя процессом разрешения ситуации. [Азимов 2009: 1] Учитель является фасилитатором, что в свою очередь создает ситуацию комфорта, безопасности и доверия между учениками. [Ромашина 2012: 4]

Я работаю в школе с углубленным изучением английского языка. Уроки английского языка проходят по УМК «Family and Friends», Naomi Simmons. – Oxford  publishing,  2016 год. Для развития иноязычной диалогической речи по данному УМК детям предлагаются следующие задания:

Listen to the story again and repeat. Act. Look and say.

(I’m from … Where are you from? He’s from… Where is he from? They are from… Where are they from?)

Ask and answer about you/ask and answer. [Simmons 2016: 7]

Задания такого рода не позволяют в полной мере развивать иноязычную диалогическую речь учащихся. В связи с этим целесообразно было разработать и провести опытное обучение. До начала опытного обучения мы установили первоначальный уровень сформированности иноязычной диалогической речи учащихся 3-х классов.

Экстраполируя работу П.В. Степанова [Степанов 2013: 5], мы разработали авторскую карту наблюдений, с целью выявления первоначального уровня сформированности иноязычной диалогической речи младших школьников в начальном иноязычном образовании [Никитенко 2014: 3] на констатирующем этапе нашего исследования. Таблица 1 «Карта наблюдений»:



Таблица 1.

Карта наблюдений

 

 

Предмет наблюдения

 

На что важно обратить внимание

 

Необходимые текущие заметки

 

Иноязычная диалогическая речь учащегося

1.        Умение        начать

разговор/закончить разговор

Умение                    стимулировать

собеседника на общение: задавать общие вопросы 1б; специальные вопросы 1б; альтернативные вопросы 1б; уметь попрощаться 1б; благодарить за беседу 1б.

2. Умение реагировать

Умение отвечать на: вопросы

собеседника 1б; реагировать на его высказывания (statements) 1б;

желания (wishes) 1б; просьбы (requests) 1б; команды (commands) 1б; советы (advice) 1б.

3. Умение использовать

формы речевого этикета;

Приветствие/прощание 1б;

Извинения 1б; Поздравления 1б; Благодарность 1б.

4.               Оперирование

лексическими единицами как языковыми средствами создания ИДВ в рамках конкретной темы.

Корректное          и          уместное

использование слов 1б; словосочетаний 2б; предложений 3б.

 

Предметом наблюдения явилась иноязычная диалогическая речь учащихся. Мы ее оценивали по четырем критериям, описанным в таблице выше. Каждый из четырех критериев мы оценивали по баллам.

Обработка полученных результатов представлена в таблице 2 «Интерпретация результатов».

 

Таблица 2.

    Интерпретация результатов:

Уровень

Баллы

Статус

Высокий

15-21

1.                   проявляет      терпимое     отношение      к

собеседнику (не перебивает одноклассника);

2.                   активно слушает собеседника;

3.                   использует стимулирующие реплики;

4.                   сообщает     свои      мысли      на     языке понятном партнеру.

Средний

6-14

1. слушает собеседника;

2.     использует стимулирующие реплики с незначительными ошибками;

3.     сообщает свои мысли на языке понятном партнеру с ошибками;

 

 

4. время от времени присутствует вербальный

контакт.

Низкий

1-5

1.                   отсутствие интереса или намерения к

беседе;

2.                   отсутствие стимулирующих реплик;

3.                   отсутствие вербального контакта;

4.                   использование     заученных    фраз,     не соответствующих теме диалога.

 

В ходе использования данной карты наблюдений учитель может реализовать следующие функции педагога:

-диагностическую;

-организационно-прогностическую;

-аналитико-оценочную;

-организаторскую;

-коррекционную.

Список литературы

 

1.                   Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – С. 220-221.

2.                   Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 285.

3.                   Никитенко З.Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: афтореф. дис. …док. пед. наук: 13.00.02: защищена 16.09.15 / З.Н. Никитенко. – Москва, 2015. – С. 49.

4.                   Ромашина С.Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом №6. – 2012. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fasilitativnaya- pedagogika-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 06.02.2017.

5.                   Степанов П.В. Новое в психолого-педагогических исследованиях// теоретические и практические проблемы психологии и педагогики: научно-практический журнал. – 2013. - №3(31). – С. 129-133.

6.                   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – С. 17-18.

7.                   Simmons N. «Family and Friends» class book / Naomi Simmons, Tamzin Thompson, Liz Driscoll– Oxford University Press, 2016. – 124 p.