Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ КАК ФАКТОР ЕГО БУДУЩЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Современная система образования призвана обеспечить  рынок труда специалистами, владеющими не только определенным уровнем знаний, соответствующих выбранной в качестве желаемой профессии, но и способными максимально быстро и эффективно включится в процесс профессиональной деятельности.

На сегодняшний момент работодатели тратят массу усилий и времени на профессиональную адаптацию молодых специалистов, зачастую можно услышать обидную для вузов фразу «забудьте все, чему вас учили в институте…», и «чему полезному могут научить эти теоретики…». Данный стереотип, к сожалению, нивелирует все старания образовательного учреждения, направленные на обучение, снижают роль вуза до заведения, используемого лишь для получения заветной «корочки», необходимой отделу кадров для оформления молодого кадра на работу. Родители студента в этом контексте зачастую подбирают место учебы, не исходя из желаний и способностей ребенка, а руководствуясь возможностью его трудоустройства. У самих студентов в этом случае отсутствует мотивация к получению системных, комплексных знаний, необходимых для ведения конкурентной борьбы на рынке труда, поскольку они уверены в своей, пусть не самостоятельной, но профессиональной занятости. Конечно, такой подход существенным образом снижает желание студента получать максимум знаний в вузе и овладевать всеми тонкостями будущей профессии.

При этом руководство страны ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки именно практикоориентированных, востребованных, конкурентоспособных уже в первые годы работы бакалавров  и магистров. В рамках реализации этой задачи проводится реформа системы образования, ужесточаются требования к проверке качества работы образовательных учреждений, усиливается связь между вузами и предприятиями-работодателями. Последнее является одним из ключевых факторов успеха в процессе подготовки будущего специалиста, обеспечивая реализацию маркетингового подхода в деятельности образовательного учреждения. Цепочка «вуз со своей системой обучения, программами, возможностями» - «предприятие со своими требованиями, зачастую далекими от того комплекса знаний, с которыми приходит выпускник», постепенно трансформируется в цепочку «предприятие со своими требованиями, запросами, условиями» - «вуз, обеспечивающий требования работодателя».

Исходя из вышесказанного, важнейшей задачей образовательных учреждений на сегодняшний момент является создание условий, необходимых для обучения высококлассных специалистов, востребованных на рынке труда даже с «нулевой» трудовой книжкой, конкурентоспособных и легко адаптивных к постоянно меняющимся условиям рыночной экономики.

Экономические специальности в данном аспекте являются одними из наиболее сложных и трудно приспосабливаемых, учитывая широкий спектр обязанностей экономистов. Отраслевая специфика предприятий, меняющиеся системы налогообложения и подходы к экономическому анализу, усложнение задач, стоящих перед экономистами в рамках их трудовой деятельности, а также индивидуализация информационно-программного обеспечения в отдельно взятых организациях – все это требует постоянного обновления как уровня знаний профессорско-преподавательского состава вуза, так и его материально-технического оснащения, а также постоянного взаимодействия с предприятиями – работодателями.

В качестве основных условий для формирования конкурентоспособности студентов экономических направлений вуза должны выступать:

-   активизация познавательной и практической деятельности, заключающаяся в формировании у студентов навыков самообучения, планирования, организации  системы самопознания, организации  контроля  и  оценки полученных знаний. Важным моментом в данном направлении будет являться то, что действовать необходимо на основании выявленных у студентов интересов, способностей, склонностей;

-    включение инноваций в образовательный процесс. Под инновацией в данном случае стоит понимать способность образовательной системы воспринимать, создавать, реализовывать новшества, уходя от изживших себя с точки зрения эффективности методов обучения. В образовательном учреждении видами инновационной деятельности могут считаться научно-исследовательская, опытно-конструкторская, а также подготовка и переподготовка кадров по инновационным технологиям обучения. Большую роль здесь могут сыграть образовательные курсы для преподавателей по интерактивным формам обучения, в том числе с привлечением практиков хозяйственной деятельности;

-      организация социального партнерства высшего профессионального образовательного учреждения, заключающаяся, прежде всего, в возрождении и укреплении взаимосвязи вуза с практикой, в первую очередь, с работодателями. Роль социального партнерства заключается, прежде всего, в формировании мотивационной среды, предназначенной для подготовки настоящих профессионалов, полностью реализующих свои физические, интеллектуальные и творческие силы и способности в рамках будущей профессии.[3]

Личная конкурентоспособность студента экономического направления может быть определена как его«сп особность обеспечить себе к моменту окончания вуза достаточно высокие показатели уровня знаний, умений, навыков, возможность максимальной реализации своих возможностей и потенциала в условиях ожесточающейся конкуренции на рынке труда». [1]

Личная конкурентоспособность студента складывается из трех блоков: его личные качества, стратегические и тактические факторы поведения. Безусловно, наиболее перспективными с точки зрения конкурентоспособности личными качествами можно считать целеустремленность, высокую степень обучаемости, мобильность, коммуникабельность, умение работать в команде, наличие лидерских качеств и стремление  к инновациям. Стратегическими факторами поведения студента можно считать его нацеленность на жизненный успех, стремление овладеть профессией с 1-го курса, самоконтроль жизнедеятельности, высокий уровень конкурентоспособности, планирование жизни и карьеры. Тактическими же факторами поведения студента выступают его активность в учебе и внеучебной деятельности, определенный уровень культуры, владение этикетом, умение грамотно общаться, в том числе и на профессиональные темы, личная организованность, умение планировать свою деятельность.

Безусловно, формирование такой личности является, в том числе, и заслугой внешних факторов, таких, как семья, школа, друзья и знакомые, непосредственно вуз и привлечение работодателей.

В    качестве  механизмов     управления    личной  конкурентоспособностью  студентов  экономических направлений в период обучения в вузе выступают самоопределение, саморазвитие и самомаркетинг, стратегия и тактика поведения в период обучения, их корректировка, а также непрерывное развитие способностей и совершенствование личных качеств. Безусловно, для эффективного функционирования данных механизмов необходима всесторонняя поддержка вуза. [2]

Во-первых, возникает необходимость диагностики способностей студентов на первых курсах с целью определения их дальнейшего пути развития, возможность внутривузовского перевода между разными направлениями по согласованию с родителями;

Целесообразным является также регулярное анкетирование студентов с целью выявления индивидуальных особенностей и склонностей, формирование микрогрупп по направлениям и интересам.

Применение индивидуализированного подхода к обучению, тьюторство позволят обеспечить развитие именно определенных склонностей и навыков студентов, необходимых в последующем процессе реализации его профессиональных качеств. Учитывая трансформацию требований к профессорско-преподавательскому составу экономических кафедр, одним из которых является привлечение практиков, наличие базового  образования, соответствующего преподаваемым дисциплинам, данный пункт реализовать достаточно просто. Сферы интересов студентов, соответствующие профессиональным интересам педагогов, могут формировать своего рода научные группы и направления, идущие в рамках учебного плана, а не только во внеучебное время, что позволит не только повысить качество преподавания, но и сделать само направление подготовки более мобильным, эффективным.

Связь с работодателем необходимо обеспечивать не только в процессе прохождения практики, но и с точки зрения применения методов целевого обучения, «под заказ». Так, к примеру, в рамках учебного плана можно выделить блок дисциплина, направленных на освоение конкретных, практических навыков под руководством или контролем потенциального работодателя. И данные дисциплины не должны быть обязательными для всей академической группы, работать необходимо с микрогруппамипо нескольким направлениям одновременно. При этом полученные в процессе освоения этих дисциплин знания, умения и навыки должны быть отражены в выпускной квалификационной работе, вторым научным руководителем которой опять-таки должен выступать заинтересованный в студенте работодатель. Выпускная квалификационная работа должна выступать не только завершающим этапом обучения студента, но и «пропуском» в мир практической профессиональной деятельности.

Важным, на наш взгляд, является также активизация внеучебной деятельности с целью формирования гражданина с активной жизненной позицией. Интересен в данной плане опыт одного из филиалов государственного вуза, выдающего вместе с дипломом студенту «зачетную книжку активной жизненной позиции», в которой представлены все мероприятия, в который участвовал выпускник за весь период обучения. В данном документе отражается его научная, и общественная деятельность, не показанная в дипломе. На основании данной книжки потенциальный работодатель может сделать вывод о том, каким был студент в период обучения, только ли чистым «академиком», осваивающим перечень необходимых дисциплин, или же активным человеком, умеющим совмещать учебную деятельность с иными видами занятости. Подобное знание содержания студента в период обучения позволит определить тип его темперамента, сферу научных интересов, дополнительные навыки и качества и привести к мнению о предоставлении определенного рабочего места с индивидуальными должностными обязанностями.

Таким образом, вырисовывается схема формирования будущего конкурентоспособного работника в течение всего времени его нахождения в образовательном учреждении.

 

Список литературы

1.      Горшкова О.В., Фалько Л.Ю. Новые компетенции в триаде «преподаватель-студент-работодатель» как обеспечение конкурентоспособности университета // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013.№3(21). С. 165-171.

2.      Лесовой С.Ф. Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия // Среднее профессиональное образование. 2009. №6. С. 5-9.

3.      Резник С.Д., Сочилова А.А. Личная конкурентоспособность студента // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011.№24. С. 408-416.