Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗАХ В СВЕТЕ ПОСТОЯННОЙ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Проблема обеспечения качества экологической и биологической подготовки студентов все более актуальна для российского образования, потому что многие страны вырвались вперед в сфере биотехнологий и биомедицины. Наша страна испытывает большой дефицит кадров, которые владели бы профессиональными компетенциями для развития этих приоритетных отраслей.

Важным моментом в подготовке специалистов эколого-биологического профиля является постоянное расширение методик для развития селекции, производства продуктов на основе биотехнологии, создание новых фармакологических препаратов, расширения номенклатуры химических соединений, применяемых в сельском хозяйстве и влияющих на качество окружающей среды и т.д. Немаловажным также является санитарно- эпидемиологическое состояние предприятий и производств. Ряд направлений в биотехнологии, связанных с выделением полезных почвенных бактерий, их культивированием и использованием в агроценозах требует профильных специалистов.

Мы хотели бы остановиться на проблеме подготовки кадров для этого важнейшего направления науки и производства, и обсудить, насколько существующая система образования соответствует сегодняшним и завтрашним потребностям. Возросшие требования в сфере экологии, требуют от образования постановки новых задач, направленных на реализацию конституционных прав человека [1], что подтверждается рядом документов, принятых Правительством Российской Федерации и декларирующих в качестве одной из целей обеспечение экологической безопасности граждан, общества и государства: Федеральный закон Российской Федерации от 10.1.2           № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.99 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения»; Постановление Правительства Российской Федерации от 6.04.04 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.99 № 410/122 «О повышении эффективности функционирования систем социально-гигиенического мониторинга и мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения».

Биологические и экологические дисциплины являются фундаментом не только теоретической подготовки студентов, но и необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности студентов биологов, экологов, биотехнологов, агрономов, ветеринаров, зоотехников и др. превалируют природные объекты, что требует формирования высокой личной экологической осведомленности и умения прослеживать взаимосвязи. Следует бороться с мировоззрением, при котором природа выступает в роли объекта профессиональной деятельности в русле сугубо прагматичного подхода. В сознании студентов вопросы взаимоотношений в системе природа–человек следует формировать приоритеты «природа знает лучше».

В задачу специалистов биолого-экологического профиля входит также проведение экологического аудита и различные виды экспертиз, что подразумевает понимание законов не только фундаментальной экологии, но и владение методами проведения экологической экспертизы и прогнозирования. Знания, умения и навыки, получаемые студентами на биолого-экологических кафедрах, востребованы на рынке трудовых услуг.

Однако все эмоциональные посылы разбиваются о камни реалий. И в подготовке такого рода специалистов есть свои проблемы. В стандартах ФГОС профессиональные компетенции приобрели более узконаправленные формы по сравнению с предыдущими стандартами, что накладывает определенные обязательства на учебные заведения, готовящие специалистов биолого-экологического профиля. Это вступает в противоречие с самим пониманием бакалавриата как базовой подготовки и первой ступени высшего образования. Получается, что в бакалавриате  ВУЗа  мы  должны  дать  базовые  знания  при  этом  из  аббревиатуры  убирается  слово

«профессиональное». Но ФГОС «три плюс» дает мощные профессиональные компетенции и предусматривает обязательное введение специалистов, работающих на производстве, в процесс обучения, при этом высшее образование теряет слово «профессиональное». И это вступает в противоречие с тем фактом, что нужны профессионалы (производственников должно быть не менее 5 % от состава ППС), которые должны дать профессиональные навыки при разнице в зачетных единицах на базовую часть дисциплин в 108 зачетных единиц и снижении до 87 зачетных единиц на профильные дисциплины.

Как выйти из этого противоречия? В стандартах ФГОС по направлению подготовки 06.03.01 Биология предлагается выбор по программам академического бакалавриата  и прикладного, при этом новый стандарт предусматривает в Блоке 2 для прикладного бакалавриата увеличить количество зачетных единиц для практики, по всей видимости это и есть решение вопроса: использовать верхний интервал предложенных зачетных единиц для усиления практической составляющей биологического образования и выделять работающим производственникам часы практик.

По задумке авторов нового закона о высшем образовании для эффективного решения задач, стоящих перед вузами на современном этапе по обучению и воспитанию молодежи необходимо разрабатывать, внедрять и постоянно совершенствовать элементы системы менеджмента качества (СМК) в рамках, действующих в Российской Федерации, Министерстве сельского хозяйства и нормативных документах отдельных вузов [2, 3]. Однако это привело к постоянной смене учебных планов, которые сразу подтягивают к себе смену учебных программ дисциплин, учебно-методических комплексов и другой документации (около 8 документов, которые должен переоформировать преподаватель). Смена образовательных форматов в течении одного образовательного периода поступивших абитуриентов (при четырехлетнем образовании) три раза, приводит не к совершенствованию работы, а к снижению её качества, потому что не успевает наработаться положительный опыт. Экологический пример: устойчивость экосистемы зависит от времени ее существования и чем она старше тем устойчивее. Эту простую истину мы забываем и  постоянно ворошим и переделываем  сопутствующую документацию к учебному процессу в ущерб научной деятельности преподавателя ВУЗа.

В нашей статье мы хотим обратить внимание на существующие противоречия, с целью устранения их при дальнейшем совершенствовании стандартов. Система менеджмента качества должна быть в первую очередь ориентирована на потребителя (студента), который должен получить бесценный опыт общения с талантливыми педагогами, интересными людьми, и в процессе этого получить не только базовые знания, но и профессиональные. Однако безоглядное увлечение разработкой инструкции на каждую инструкцию привело к тому, что преподаватель тратит время, предназначенное для качественной подготовки к занятиям на исполнение бумажной работы, уходящей в небытие через два-три месяца.

Еще один момент, к которому следует привлечь внимание педагогического сообщества. Кафедры биолого- экологического направления и профильные лаборатории следует рассматривать как специфические производства, продуктом деятельности которых являются: а) квалифицированные специалисты (биологи, ветеринары, агрономы, зоотехники, экологи, биотехнологи и др.); б) научные идеи и разработки (результаты прикладных и фундаментальных исследований); в) непосредственно «продукт», полученный в процессе освоения методик или проведения научно-исследовательских работ.

В  соответствии  с  этим  только  лаборанты  с  высокими  профессиональными  навыками должны сопровождать работу таких лабораторий, а их заработная плата в государственных вузах находится на уровне минимальной заработной платы и поэтому текучесть кадров не дает возможности сформировать качественный, высокопрофессиональный состав, позволяющий готовить студентов на мировом уровне современных биолого- экологических и биотехнологических знаний. Решением этого вопроса может стать работа в научно- исследовательских лабораториях НИИ, но их заинтересованность в этом весьма сомнительна. А механизмов такого слияния пока не придумано.

Посредниками в образовательной деятельности стали Управления качеством образования, созданные во всех ВУЗах. По сути их задача помогать, студенту сориентироваться в образовательных программах и сопровождать их образовательную траекторию. На деле получается, что все вышеперечисленное плавно переложили на кафедры и преподавателей. А у преподавателя шести-часовой рабочий день состоит из его непосредственных обязанностей вести 4-6 часов занятий. Возникает следующее противоречие: набрали методистов для помощи преподавателям, в документоведческой работе, а помощи никакой нет.

В системе ВУЗовского образования работа кафедр определяется общей стратегией развития вуза и должна включать приоритетные цели в отношении качества образовательной деятельности и организации научной работы, основные принципы обеспечения качества, распределение ответственности и обязанностей в области качества между руководством вуза и его подразделениями [4]. На деле получается, что номенклатура дел кафедры непомерно расширяется и сокращается время для развития преподавателя, его интеллекта и научного совершенствования. Это в свою очередь снижает качество подготовки студента, не смотря на так называемое «совершенствование системы менеджмента качества». В рамках системного подхода к менеджменту качества необходимо учитывать все факторы, воздействующие на внешнюю и внутреннюю среду вуза и его подразделений [5]. Чем больше времени тратит преподаватель на написание документов, тем меньше остается времени на подготовку к занятию и научную деятельность.

Понятно, что основной фактор для преподавателя это расписание занятий, к которому он привязан и совершить прорыв в науке он может лишь при наличии свободного времени для полевых экспериментальных работ и экспедиционных выездов. Однако по графику учебного процесса процесс освоения теоретической части предусмотрен для всех специальностей одинаково. Часть полевого сезона студенты сидят за партами, а производственная практика, которая в основном проходит в научно-исследовательских институтах (в частности для биологов) осуществляется в январе-феврале месяце, когда экспедиции возможны только в тропические страны. Специфика биолого-экологической подготовки в том, что основные научные исследования проводятся в теплый период времени, весна, лето, начало осени. В этот период можно поставить эксперименты, собрать материал для курсовых и дипломных работ. Поэтому в целях совершенствования работы необходимо предусмотреть скользящий график с соблюдением специфических особенностей для биолого-экологических, агрономических, зоотехнических направлений подготовки.

Экологическая компетентность специалистов в области сельского хозяйства подразумевает полученный в ходе обучения опыт участия в практических мероприятиях по сохранению и улучшению состояния окружающей среды [5]. Для формирования экологической компетентности студентов необходимо подкреплять ее практической эколого-ориентированной деятельностью в профессиональной сфере.

Контекстное обучение, ориентированное на то, что знания, умения и навыки являются не предметом, а средством решения профессиональных задач, что вносит необходимый инновационный компонент в процесс подготовки студентов [6, 7]. Для решения этой задачи целесообразно усилить практическое направление в экологической подготовке студентов, для чего рациональным представляется создание на базе вузов базовых кафедр или научно-образовательных экологических центров. Указанное требует предварительно разработать структуру научно-образовательных экологических центров (НОЭЦ), основные положения и функции, программы обучения, а также схемы взаимодействия с производственными организациями и административными учреждениями [3]. Спасибо тем начальникам, которые понимают насущную необходимость поддержки, в виде разрешения проходить практики на их базе. Но тут снова проблемы, потому что в отличии от «специалитета» у которых практики были около семи месяцев, в бакалавриате производственная практика составляет всего четыре недели. Для эколога за это время можно даже не попасть ни на одну проверку предприятия и не увидеть воочию, как осуществляется данная процедура.

Следует также предусмотреть и разработать систему повышения  квалификации персонала, наладить систему внутреннего обучения персонала в отношении вопросов освоения новых методов и методик на базе научно-исследовательских  и  производственных  учреждений.  Но  теперь  требуется  лицензия  на  право образовательной деятельности, которую не выгодно приобретать не профильным учреждениям. Получается еще одно противоречие: уходят базы практик для студентов, и возможность повышения квалификации у практиков. При этом много говорится об обеспечении качества преподавания, научных исследований и научно-практической работы в сфере экологии [4]. Создание НОЭЦ может частично решить этот вопрос и способствовать повышению качества экологической подготовки специалистов и активизации научно-исследовательских работ [4].

Системный подход, лежащий в основе современного менеджмента, требует определения факторов и подфакторов [1], влияющих на качество учебно-методической и научно-исследовательской работы кафедр вузов и научно-образовательных экологических центров:

·          Оптимизация номенклатуры в делопроизводстве;

·          Вопросы кадрового обеспечения и повышения квалификации сотрудников;

·          Оптимизация методического обеспечения образовательной, научной и практической деятельности;

·          Вопросы материально-технического обеспечения лабораторных и полевых исследований;

·          Сокращение пунктов проверок контроля качества учебной и научно-исследовательской работы.

Совершенствование методологии системы менеджмента качества для биолого-экологической подготовки студентов определяется требованиями практики, и должно носить мобильный характер. А для этого необходимо иметь минимальное количество документов, которые легко и быстро можно перерабатывать при условии смены рабочего учебного плана.

 

Список литературы

1.     Гагарин, А.В. Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-педагогические и психолого-акмеологические аспекты развития / А.В. Гагарин, Е.Л. Базаров. − М.: Изд-во МААН, 2007.

2.     Егорышев С.В. Современные подходы к формированию системы менеджмента качества образования / С.В. Егорышев, Х.М. Ахмадуллина, Л.В. Фархутдинова, Н.Г. Хахалкина, С.С. Хабирзянова // Вестник ВЭГУ. - № 1 (33) - 2012. – С. 25 – 33.

3.     Малкова Т.Л. Методологическое обоснование обеспечения качества судебно-химических экспертных исследований лекарственных средств / Т.Л. Малкова. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора фармацевтических наук. На правах рукописи. Пермь.2012. – 44 с.

4.     Мудрак С. А. Экологическая компетентность личности студентов (сравнительное эмпирическое исследование) // Российская академия образования международная академия акмеологических наук. – 2012. – С. 83..

5.     Немерешина О.Н. Необходимость совершенствования системы менеджмента качества на химических кафедрах медицинских вузов. / О.Н. Немерешина, А.А. Никоноров // Наука и образование. – 2013. -№ 3 (71). – С. 75-78.

6.     Таймасханов Х. Э. Государственная поддержка как механизм обеспечения устойчивого развития АПК депрессивного региона :– Автореф. дисс.… д. э. н./ХЭ Таймасханов.–2011.–46 c.

7.     Филиппова А.В., К вопросу о воспроизводстве научно-педагогических кадров /Филиппова А.В., Быстров И.В./ Сборник статей 6-ой научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовании и научно-иследовательской работе». – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2013.