Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Медицинское образование переживает период реформ, не все из которых можно, к сожалению, расценивать как прогрессивные, способствующие повышению качества подготовки студентов. Однако, бесспорно одно – сохранять устойчивое консервативное убеждение, что любые отступления от классического варианта нежелательны – нельзя. Изменилось многое: резко возросли информационные возможности студентов, они стали более самостоятельными, в состоянии, через Internet, пользоваться самым широким спектром специальной литературы по морфологии, в том числе и методической. Новые информационные возможности, пожалуй, самый главный побудительный импульс для поиска современных оптимальных вариантов преподавания медицинских дисциплин вообще и анатомии, в частности [1, 10, 11]. Отказ от традиционного преподавания на анатомических препаратах в последнее время мотивируется сложностями их изготовления, хранения, препятствиями культурного, религиозного и юридического характера (надзорные органы стали требовать лицензии на право использования биологических материалов). Следует, ради исторической справедливости, напомнить, что призыв к отказу от натуральных анатомических препаратов звучит не впервые. Более 80 лет назад, известнейший французский хирург Рене Лериш (член 30 академий, автор более 700 работ) писал, что он «с радостью уменьшил бы число занятий в препаровочном зале и заменил их изучением сухих препаратов или их стереоскопических проекций». Это высказывание, на протяжении многих лет не находило поддержки у авторитетных морфологов мира. Еще Н.И. Пирогов писал: «С глупостью не следует торопиться!» Было бы, действительно глупостью отказаться от богатейшего арсенала анатомических препаратов музея, где на протяжении многих лет кропотливо собирались оригинальные, качественно изготовленные препараты по всем органам и системам человеческого тела. Стоит напомнить надписи во многих фундаментальных музея – «здесь мертвые учат живых»

Существеннейшее значение препаратов органов человеческого тела состоит не только в их достоверной иллюстративности. Это и способ психологического воздействия на будущего врача, призыв к исключительной бережности, уважительности по отношению к тем, кто и уйдя из жизни, продолжает приносить пользу науке. Считаем, что натуральные препараты служат не только познавательным целям, но и совершенно незаменимы при проведении учебно-исследовательской работы студентов [2] . Они дают возможность сравнительного исследования с выявлением вариантов строения, определением возрастных особенностей, проведением морфометрии. Все это совершенно бессмысленно на искусственных, даже безукоризненно выполненных муляжах и рисунках. Работа с натуральными музейными препаратами должна быть продолжена, естественно с соблюдением юридических формальностей, при условии выполнения гигиенических норм, сохраняющих здоровье студентов. Значимость ее для формирования врачебного мышления и получения конкретных знаний трудно переоценить. Можно использовать и пластифицированные препараты, однако, они дорогостоящи и не в полной мере могут обеспечить натуральный вид органа или части тела. Не умаляя и не преувеличивая значимости использования натуральных препаратов нельзя исключать поиска оправданно приемлемой альтернативной замены демонстрационного и учебного материала [3, 5, 6, 8].

Из всего обилия демонстрационных возможностей, пожалуй, наибольшего внимания заслуживает 3D – технология печати анатомических препаратов. Эта методика совершенствуется и, при достижении сравнительно мало затратных вариантов, можно будет постепенно отказаться от натуральных препаратов. 3 D технология позволяет на принтере создавать точные копии органов человека на основе их компьютерных томограмм, с соблюдением абсолютной точности в отношении размеров, топографии, синтопии. Такие препараты (хотя пока они достаточно дороги), при достаточном их количестве и разнообразии в зависимости от индивидуума, позволят студентам проводить и изучение и учебно-исследовательскую работу.

Безусловно, преподавание анатомии в медицинском вузе необходимо рассматривать как единый комплекс современного учебного оборудования, возможных вариантов электронного обучения, компетентностной направленности преподавания, высокой степени подготовленности преподавателя [4, 7, 9]. От преподавателя кафедры анатомии в настоящее время требуется не только хорошее знание предмета, но и владение самыми современными технологиями получения знаний. Роль преподавателя сводится, в большей степени, к консультированию, поскольку в современной высшей школе сделана ориентация на самостоятельное изучение программных вопросов предмета. Важным  является  использование в преподавании анатомии возможностей современных методов исследования структур тела (УЗИ, компьютерная томография, эндоскопия, допплерография и др.)

 

Список литературы

1.     Высоцкий Ю.А. Комплексное использование инновационных технологий в образовательном процессе на кафедре нормальной анатомии человека / Ю.А. Высоцкий, Л.А. Болгова, А.В. Кладько и др. // Оптимизация учебного процесса: материалы юбилейной межрегиональной учебно-методической конференции с международным участием, посвященной 60-летию Алтайского гос. мед. унивекрситета. - Барнаул, 2014. – С. 31-33.

2.     Высоцкий Ю.А. Роль макропрепарата как элемента наглядности в современных методиках преподавания анатомии человека / Ю.А. Высоцкий, Г.Н. Бородина, Л.А. Болгова и др. // Инновационные технологии в преподавании морфологических дисциплин. - Уфа, 2012. – С. 40-41.

3.     Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Psychological Journal. - Dubna, 2012. - № 2. - С. 1 – 18.

4.     Иваненко Г.А. Инновационный подход в преподавании и контроле знаний по анатомии человека с помощью автоматизированных методик / Г.А. Иваненко, А.В. Кузнецов, Е.С. Потеряйкин и др. // Дальневосточный медицинский журнал. - 2015. - № 2. - С. 127 – 129.

5.     Краюшкин А.И. Интегративные методы в реализации морфологических принципов анатомии человека / А.И. Краюшкин, А.И. Перепелкин, Л.И. Александрова и др. - Волгоград, 2012. - С. 83 – 84.

6.     Кох М.Н. Методика преподавания в высшей школе / М.Н. Кох, Т.Н. Пешков. - Красноярск, 2011. - 150 с.

7.     Мендриков В.Б. Основные направления  оптимизации образовательной деятельности в  Волгоградском государственном медицинском университете / В.Б. Мендриков, А.И. Краюшкин, А.И. Перепелкин // Актуальные проблемы и перспективы развития Российского и международного медицинского образования. - Красноярск, 2012. - С. 84 – 86.

8.     Нигматов. З.Г. Теория и технологии обучения в высшей школе / З.Г. Нигматов, Л.Р. Шакирова. - Казань, 2012. - 190 с.

9.     Сгибнева Н.В. Некоторые аспекты преподавания анатомии человека на современном этапе / Н.В. Сгибнева, А.Г. Кварацхелия, О.П. Гундарева, Н.В. Маслов // Журнал анатомии и гистопатологии. - 2014. - т. 3, № 2.

10. Титов Е.В. Методика применения информационных технологий обучении / Е.В. Титов. – М.: Академия, 2010. - 176 с.

11. Якулова Я. Р. Активные формы обучения – фактор интенсификации учебного процесса/ Я.Р. Якулова // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10. - С. 45 – 48.