Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОГО КУРСА «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Самостоятельная работа студентов – одна из важных составляющих учебного процесса в педагогическом вузе. Данный вид деятельности позволяет сформировать у будущих педагогов такие качества как инициативность, любознательность, целеустремлённость, умение достигать поставленные цели, самостоятельность мышления, творческий подход к любому делу [1], [4], [5].

Самостоятельная работа, как обязательный компонент деятельности студента, разрабатывается к любому учебному курсу вузовского образования, исключением не является дисциплина «Поликультурное образование».

Поликультурное образование, по мнению большинства ученых, – это образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде» [2], [3].

Целью самостоятельной работы при освоении курса «Поликультурное образование» является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, освоение опыта исследовательской деятельности.[1]:

К задачам самостоятельной работы мы отнесли:

1)        освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также отдельных тем программы курса, отдельных вопросов тем программы курса и т.д.);

2)        закрепить     знания     теоретического     материала,    используя     необходимый     инструментарий, практическим путем (выполнение контрольных работ);

3)        освоить соответствующий   понятийный  аппарат   дисциплины   (освоение  категорий,  понятий, терминов, на которые преподаватель акцентирует внимание на лекциях).

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм

 1)        самоконтроль и самооценка студента;

2)        контроль и оценка со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

1)        аудиторная;

2)        внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа студентов организуется преподавателем и проходит под его непосредственным контролем. Данный вид самостоятельной работы предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий для последующего выполнения.

Внеаудиторная     самостоятельная     работа     студентов      –      планируемая     учебная,      учебно-исследовательская работа бакалавров, выполняемая во внеурочное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, ее объем определяется учебным планом.

Мы определили следующие критерии оценивания результатов самостоятельной работы:

1)        уровень освоения учебного материала:

2)        умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

3)        полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме;

4)        обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

5)        оформление     отчетного     материала   в     соответствии     с     заданными    преподавателем требованиями.

Самостоятельная работа студентов при освоении учебного курса «Поликультурное образование» представлена такими формами как: «Подготовка к практическим (семинарским) занятиям», «Анализ научных источников по темам курса», «Составление опорных конспектов»; «Выполнение индивидуальных заданий».

«Выполнение индивидуальных заданий» в процессе изучения учебного курса «Поликультурное образование» представлена следующей серией заданий.

Задание №1. Соотнесение понятий «глобализация», «регионализация», «идентичность», «интеграция», «поликультурность», «мультикультурализм», «толерантность», «межкультурная коммуникация»

Алгоритм действий студентов

1.       Воспользуйтесь  предложенной  научной  литературой,  раскройте  сущность  понятий «глобализация»,     «регионализация»,     «интеграция»,     «поликультурность»,     «мультикультурализм», «толерантность», «межкультурная коммуникация». Найдите и выпишите наиболее точные определения данных понятий.

2.       Разведите           понятия           «глобализация»,           «регионализация»,           «идентичность»; «поликультурность», «мультикультурализм», «толерантность», «межкультурная коммуникация».

3.       Найдите точки соприкосновения понятий «глобализация», «регионализация», «интеграция», «поликультурность», «мультикультурализм», «толерантность», «межкультурная коммуникация».

4.       Перечислите нормы и правила поведения людей в поликультурном обществе.

Задание №2. Анализ религиозных учений на предмет общечеловеческих ценностей и перспективы сотрудничества.

Алгоритм действий студентов

1.    Изучите предложенные источники, выявите сущность и специфику основных религиозных учений – христианство, ислам, буддизм – и их направлений.

2.    Найдите    точки     соприкосновения     трех    основных    религий,     выявите     перспективы сотрудничества и коммуникации между людьми разных религиозных воззрений.

Задание №3. Анализ методолого-теоретических оснований поликультурного образования

Алгоритм действий студентов

1.       Воспользуйтесь предложенной научной литературой, соотнесите понятия «образование»,

«поликультурное образование», определите место и роль поликультурного образования в системе образования, выделите специфику поликультурного образования.

2.       Раскройте    сущность    аккультурационного    подхода    к     пониманию    поликультурного образования (концепцию многоэтнического образования, концепцию бикультурного образования).

3.       Определите специфику диалогового подхода к пониманию поликультурного образования (концепцию диалога культур, деятельностную концепцию поликультурного образования).

4.       Раскройте сущность социально-психологического подхода к пониманию поликультурного

образования (концепцию антирасистского воспитания, концепцию «культурных различий», концепцию социального обучения).

Задание №4. Анализ законодательной базы поликультурного образования

Алгоритм действий студентов

1.       Познакомьтесь  с  нормативными  документами,  которые  регулируют  поликультурное образование в Российской Федерации.

2.       Выявите цель, задачи, основные принципы и приоритеты поликультурного образования в России.

 3.       Подумайте, какие еще законы или законодательные акты необходимо ввести,  чтобы повысить эффективность отечественного поликультурного образования.

Рекомендуемые к изучению нормативные документы:

Установочный документ ЮНЕСКО «Образование в многоязычном мире» (октябрь 2002г.). Конституция Российской Федерации (12.12.1993г).

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (15.06.1996г.). Закон Российской федерации «Об образовании» (29.12.2012г.).

Закон Российской федерации «О языках народов РФ» (25.10.1991г.).

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (04.10. 2000 г). Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (03.08.2006 г). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г).

Проект Концепции поликультурного образования в России (2010 г).

Задание №5. Анализ становления и развития поликультурного образования в России и за рубежом

Алгоритм действий студентов

1.       Раскройте сущность поликультурного образования в Соединенных Штатах Америки.

2.       Раскройте сущность поликультурного образования в странах Западной Европы. Обозначьте основные идеи поликультурного образования во Франции, Англии, Германии.

3.       Выявите специфику становления и развития поликультурного образования в России.

Задание №6. Анализ моделей поликультурного образования

Алгоритм действий студентов

1.       Обратитесь к предложенной литературой, обозначьте типы монокультурного образования (универсальное образование; ассимилятивное образование, сегрегационного образование, компенсаторное образование; транскультурное образование), раскройте сущность и специфику каждой модели монокультурного образования.

2.       Обратитесь к предложенной литературе, познакомьтесь с моделями поликультурного образования (толерантное образование, культурный плюрализм; многокультурные знания, межкультурное образование).

3.       Подумайте, какие модели образования превалируют в школах Российской Федерации.

4.       Обоснуйте необходимость внедрения поликультурного образования в отечественное образование, докажите эффективность его воздействия.

Задание № 7. Анализ анкет и тестов по выявлению уровня межэтнической толерантности


Алгоритм действий студентов

1.       Познакомьтесь с предложенными анкетами и тестами по выявлению уровня межэтнической толерантности, проанализируйте их на предмет валидности.

2.       Проанализируйте предложенные анкеты и тесты на предмет корректности задаваемых вопросов. Выделите те вопросы, которые вызывают сомнение, подумайте, почему такие вопросы нельзя вставлять в тест или анкету.

3.       Выявите с помощью предложенных анкет и тестов собственный уровень межэтнической толерантности.

Задание № 8. Составление анкет и тестов, выявляющих уровень сформированности межэтнической толерантности обучающихся

Алгоритм действий студентов

1.       Изучите правила составления анкет, тестов.

2.       Познакомьтесь с предложенными анкетами и тестами по выявлению уровня межэтнической толерантности.

3.       Составьте собственные анкету и тест, позволяющих проверить  уровень межэтнической толерантности у детей.

4.       Проверьте данные анкету и тест на валидность и надежность.

Задание 9. Разработка тематики проектов для обучающихся школы в русле поликультурного образования

Алгоритм действий студентов

1.       Подумайте, какие мероприятия можно провести в начальной и основной школе, направленные на укрепление дружбы между обучающимися разных национальностей и этнических групп.

2.       Составьте список тем проектов, которые можно реализовать в учебном учреждении в рамках поликультурного образования.

Задание 10. Анализ методов и форм реализации поликультурного образования. Разработка примеров использования данных способов формирования поликультурного сознания в деятельности

преподавателя образовательных учреждений

Алгоритм действий студентов

1.       Проанализируйте современные учебники по педагогике и статьи ведущих зарубежных и отечественных педагогических деятелей, и методистов по вопросам воспитания подрастающего поколения.

2.       Отберите те методы, приемы и формы работы с детьми, которые можно использовать в рамках поликультурного образования. Выделите из комплекса предложенных средств воспитания наиболее эффективные методы, приемы и формы развития межэтнического сознания, обоснуйте свой выбор.

3.       Приведите примеры реализации выделенных методов, приемов и форм работы с детьми в деятельности преподавателя образовательных учреждений.

Задание 11. Разработка занятия, направленного на развитие дружбы между народами

Алгоритм действий студентов

1.       Познакомьтесь с предложенными разработками урочных и внеурочных мероприятий, направленных на формирование толерантных отношений между детьми разных национальностей.

2.       Подумайте, какое бы Вы провели занятие с обучающимися, способствующее укреплению

дружбы между народами, придумайте данному мероприятию название, сформулируйте цель, задачи, планируемые результаты занятия

3.       Разработайте технологическую карту и конспект занятия: подумайте,  на формирование каких конкретных качеств личности школьника оно направлено, составьте подробный план реализации данного занятия, опишите алгоритм действий обучающихся и педагога, продумайте возможные риски.

Таким образом, самостоятельная работа студентов – важная составляющая высшего педагогического образования. Она направлена на формирование таких качеств личности будущих педагогов как инициативность, любознательность, целеустремлённость, умение  достигать поставленные цели, самостоятельность мышления, творческий подход к любому делу.

Самостоятельная работа, как обязательный компонент деятельности студента, разрабатывается к любому учебному курсу педагогического вуза, исключением не является дисциплина «Поликультурное образование»

Данный курс включает следующие формы самостоятельной деятельности студентов: «Подготовка к практическим (семинарским)  занятиям», «Анализ научных источников по  темам  курса», «Составление опорных конспектов», «Выполнение индивидуальных заданий». 

Представленный комплекс индивидуальных заданий, специально разработанных к учебному курсу «Поликультурное образование», поможет не только качественно освоить предложенную дисциплину, но и повысит уровень самостоятельности студентов педагогических вузов.

 

Список литературы

 

1.       Батыршина А.Р. Технология организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 9. – С. 82-84.

2.       Безрукова Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937с.

3.       Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. –272с.

4.       Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкастый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.

5.       Рубаник А.И. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. –№ 6. – С. 26 – 29.