Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В настоящее время проблема развития личности в процессе профессионально ориентированного обучения получает широкое обсуждение ученых и практиков в области педагогики. Этому немало способствует принятие новых образовательных стандартов, в которых регламентируется реформирование высшей школы в направлении формирования у молодых людей навыков и умений самостоятельно учиться, создания особой мотивации к обучению, к самоорганизации и самообразованию. Особое внимание в образовательных программах нового поколения уделяется необходимости формирования у студентов компетенций культурного и социального плана. При обучении иностранному языку развитие этих компетенций является неотъемлемой частью. Эффективная коммуникация в устной и письменной форме в контексте межличностного, межкультурного, бытового, делового и профессионального общения составляет суть, содержание и цель обучения иностранному языку в вузе.

Обучение иностранному  языку носит  многоцелевой  характер. Поэтому формирование различных компетенций тесно связано с целями, которые обычно ставятся педагогами-практиками при обучении профессиональному иностранному языку.

Основная, практическая, цель – формирование у студента профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции – системы знаний, умений и навыков эффективной коммуникации в иноязычной среде на уровне, необходимом и достаточном для успешного межличностного, межкультурного, бытового и профессионального общения.

Стараясь достигнуть вышеуказанной цели, преподаватели иностранного языка все чаще используют активные методы обучения (АМО). Среди множества существующих видов АМО мы выделяем конструктивно– ролевые, проблемно-ролевые  и дискуссионные игры.  Практический опыт показал,  что использование  таких методов, как «дебаты», дискуссия на профессиональную тему,case-study, профессиональные проекты, например «Фирма» или «Турагентство», не только позволяют формировать навыки принятия решений, обучать взаимодействию и продуктивному сотрудничеству, но и способствуют развитию творческого потенциала в своей будущей профессии. Следует также отменить, что активные методы обучения иностранному языку помогают воспитывать инициативность, настойчивость и ответственность, что является неотъемлемыми качествами профессионала.

Нельзя не уделить особое внимание при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе использованию учебных деловых игр. Они позволяют формировать навыки и умения профессионального общения на иностранном языке, так как представляют собой практические занятия, моделирующие различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Деловые игры обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у студентов знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи. Кроме того учебные деловые игры способствуют более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения. Существенным отличием деловых игр является моделирование в игре условий профессиональной деятельности, приближенных к реальным, и самой профессиональной деятельности[2].

Различные деловые игры помогают оценить профиль студентов как будущих работников. Перед проведением данных игровых заданий мы предлагаем провести тест «Ментальный коэффициент»(MQ), разработанный венгерскими специалистами Е. Ковач и Ж. Шалаи [4]. Данный инструмент позволяет оценить и проанализировать различные факторы автоматического мышления, т.е. те мысли, которые включаются у человека на «автомате» и приписывают событиям тот или иной смысл, окрашивая их либо позитивным, либо негативным восприятием ситуации. Позитивные установки являются фактором для быстрого движения по пути к достижению целей.  Тест MQ  описывает индивидуальный стиль  мышления, который показывает, насколько эффективно и полно студенты используют свои знания и способности, составляющие их собственный трудовой потенциал.

С методической точки зрения деловые игры как представитель ролевых игр представляют собой целостный цикл управляемого взаимодействия между преподавателем и студентами, при разработке которого целесообразно придерживаться определенной последовательности:1)определение проблемы, содержания и учебной цели игры;2)определение основных признаков профессиональной деятельности студентов, подлежащих моделированию;3)выделение основных этапов, типичных проблемных ситуаций игры;4) определение конкретных целей деятельности в игре, функции ее участников, характера их межличностного взаимодействия в совместной игровой деятельности;5) подготовка сценария игры;6) определение правил игры;7) разработка системы критериев оценок игры и показателей для оценки игровых действий;8) распределение ролей между участниками игры;9) составление инструкций и материалов для всех участников игры [1].

Бесспорно, что роль преподавателя иностранного языка в профессиональном обучении отличается от роли преподавателя языкового вуза. Помимо основных лингвистических и языковых навыков и навыков преподавания преподавателю необходимо знание самого предмета, (экономика, медицина или горное дело),специфической профессиональной лексики и представление о коммуникативных потребностях, присущих данной профессии. Особое внимание при этом приходится уделять преодолению проблем, которые можно объединить в пять категорий:

1)      психологические трудности(сложность переквалификации из преподавателя общего иностранного языка в преподавателя иностранного языка для специальных целей);

2)      концептуальные трудности (проблемы понимания содержания профессиональных текстов);

3)      лингвистические трудности (незнание специфической лексики, подлежащей усвоению со стороны студентов);

4)      методические трудности (сложность преподавания специфических навыков, характерных для данной области профессиональной деятельности, а также сложность адаптации общих методических принципов и подходов к конкретной группе обучающихся в профессиональной сфере);

5)      организационные трудности (проблемы, возникающие при составлении программы или курса обучения с ориентацией на цели и задачи студентов) [4].

Нельзя не согласиться, что успешное преодоление преподавателями этих проблем будет способствовать организации занятий по дополнительной квалификации студентов, на которых студенты могут значительно повысить свой профессиональный уровень. Практика показывает, что большинству преподавателям иностранного языка в профессиональном обучении приходится не только формировать у студентов лингвистические и коммуникативные навыки и умения, но и знакомить их с дополнительными сведениями по специальности, обычно опускаемыми преподавателями – предметниками. Поэтому следующие подходы к решению этой проблемы могут быть эффективными:

1)      использование на занятиях по иностранному языку материалов, знакомящих с базовыми понятиями специальности, так как очень часто преподаватели-предметники ошибочно полагают, что студенты в достаточной степени осведомлены об азах избранной профессии;

2)      концентрирование внимания студентов на метаязыке (инструкциях и объяснениях преподавателя или учебника) как примере практического использования языка, но опираясь на методику специальности создание ситуаций, в которых студенты могли бы использовать полученные теоретические знания по специальности для решения практических проблем;

3)      использование материалов, уже известных студентам, но представленных в другом ключе или с другой точки зрения;

4)      создание ситуаций, в которых студенты могли бы использовать полученные теоретические знания по специальности для решения практических проблем [3.15].

Подводя итоги вышеуказанному, можно сказать, что современные активные и интерактивные методы обучения иностранному языку стимулируют не только личностную и интеллектуальную активность студентов, но и помогают формировать у студентов навыки и умения решать задачи профессионального общения. Все это наряду с саморазвитием и самопознанием в процессе обучения приводит к личностно-профессиональному развитию студентов.

 

Список литературы

1.      Вишнякова   Л.Г.  Использование   деловых  игр  в  преподавании   русского  языка  как   инострнного.- М.:МГУ,1987.

2.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М: Народное образование,1998.

3.      Crofts J.N. Subjects and objects in ESP teaching materials.// English for Academic and Technical Purposes: Studies in honor of Louis Trimble, Rowley./ Ed. L. Selinker, E. Tarone, V. Hanzeli.- MA: Newbury House, 1981.

4.      Gotti M. How successful can an ESP course by a non-specialist teacher be? // Teaching and the teacher. / Ed. S.Holden. The British Council Bologna Conference ,1984 .- Oxford: Modern English Publications, 1984.

5.      What’s MQ? // Profile  Training. The program that’s all about you. Management  Training and Consulting. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.profiltraining.hu/index.php?page =mi_az_ MQ.