Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСИЛЕНИЕ РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Авторы:
Город:
Кременчуг
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Важное место общей системе подготовки будущих учителей начальных классов к успешной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего  профессионального образования (ФГОС ВПО) занимает организация самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Известные ученые М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Е.С. Рабунский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, И.М. Чередова и др. внесли существенный вклад в теорию и практику научной организации и проведения самостоятельной работы. Под самостоятельной работой студентов мы будем понимать вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий [1, с.253].

В условиях современного вуза основными задачами самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплин в течение семестра или учебного года; закрепление и углубление полученных знаний и навыков; подготовка к предстоящим семинарским или практическим занятиям; формирование культуры умственного труда и самостоятельности в овладении новыми знаниями.

Время, отводимое для ее организации и самостоятельного выполнения студентами заданий, обозначено учебным планом и рабочей учебной программой по конкретной дисциплине. Так, например, учебной программой по «Организации деятельности младших школьников на занятиях по технологии и изобразительному искусству» предусмотрено на дневном отделении — 48 часов СРС.

Как показал опыт, эффективность самостоятельной работы зависит от: учебно-методического и справочного материала; учебных помещений (читальный зал, компьютерный класс, мастерские, лаборатории и др.); создание системы регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; возможность получения консультационной помощи со стороны преподавателей.

Опыт работы вузов в РФ и наше собственное исследование убеждают нас в том, что содержание самостоятельной работы студентов содержит в себя, готовность обучающихся к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским и др.) и выполнение соответствующих заданий т.е самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-рабочими программами; подготовку к практическим занятиям и выполнение заданий, предусмотренных практиками; выполнение курсовых и письменных работ; подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе текущем; рубежному и итоговому контролю, зачетам и экзаменам; подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе и выполнение выпускной квалификационной работы.

Многолетний опыт работы в вузе позволил нам сделать следующие выводы:

1.     Активизация преподавателями самостоятельной работы студентов в ходе различных видов учебной деятельности включает: практическая часть курса (практические и лабораторные занятия) составляет 76% от всех аудиторных занятий. При этом основным методом (формой) формирования означенных профессиональных компетенций являются деловые (имитационные, ролевые) игры и занятия непосредственно в школе. В ходе деловых игр один из студентов выступает в роли учителя, остальные - в роли учеников. При имитации уроков, внеклассных мероприятий широко используются компьютерные технологии, технология деятельностного метода. Содержание занятий предусматривает освоение школьниками технологий различных образовательных систем: развивающих систем Занкова, Эльконина-Давыдова, «Школы 2100» и др. Соответственно эти технологии реализуются и на практических занятиях.

Лабораторные занятия в составе небольших групп (подгрупп) проводятся в базовых школах, где студенты на первых порах наблюдают и анализируют уроки (внеклассные мероприятия) учителей, а затем и сами проводят пробные уроки («пробными уроками» мы называем уроки, проводимые в школе до предусмотренной учебным планом педагогической практики); разбор вопросов по темам, решение педагогических задач, разбор и выполнение творческих заданий практического характера по изобразительной деятельности; корректировку рабочих программ дисциплин с целью увеличения доли самостоятельной работы студентов; внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий; совершенствование системы текущего контроля самостоятельной работы студентов (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, компьютерного тестирования и др.); совершенствование методики организации научно-практической исследовательской работы студентов.

2.       Процесс организации самостоятельной работы студента состоит из следующих трех этапов: подготовительного (целеполагание, составление структуры программы, подготовка учебно-методического обеспечения; материалы и инструменты); основного (реализация программы, поиска новых информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы); заключительного (анализ результатов работы, рефлексия).

3.    Содержание самостоятельной работы может быть реализовано во всех видах учебной и внеаудиторной работы педагогов и студентов.

Характер самостоятельной работы студентов, как показало наше исследование, может быть трех видов:

1.      Репродуктивная самостоятельная работа: самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы и лекций, запоминание, повторение учебного материала, выполнение практических заданий творческого характера, разработка проектов и их защита, подготовка презентаций к докладу или сообщению на практических или семинарских занятиях и т.д. при активном участии педагога.

2.      Познавательно-поисковая самостоятельная работа: подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др.

3.      Творческая самостоятельная работа: написание рефератов, методичек, участие в научно-практической исследовательской работе, подготовка ВКР, выполнение специальных творческих заданий. Здесь следует отметить, что организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов».

Результаты исследований ученых (С.А. Арефьева, Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, Т.В. Бурлаков, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Виноградова, Т.И. Евменева, А.В. Суслов, В.В. Сапожников, Р.З. Тагариев, М.В. Шустова, Н.М. Фетисова, Н.А. Фролов, Х. Хекхаузен, И.Р. Чупряков, Ф. Янушкевич и др.) показывают, что в организации самостоятельной работы студентов в вузе  главное заключается не  в оптимизации ее отдельных видов,  а в создании условий для высокого уровня активности, самостоятельности и ответственности студентов в ходе выполнения всех видов учебной деятельности.

Важным элементом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу при большой их активности и самостоятельности, а также неформального выполнения творческих заданий.

Практика показала, что эффективность самостоятельной деятельности студентов во многом обуславливается наличием контроля над ее ходом и результатами.

Формами контроля самостоятельной работы могут быть: сообщения доклада, реферата, плана-конспекта по теме, изучаемой самостоятельно; отчет о научно-исследовательской работе студентов (ее этапе, части работы и т.п.);

Охарактеризуем опыт организации самостоятельной работы студентов факультета педагогики и психологии в Набережночелнинском институте социально-педагогических технологии и ресурсов на основе межпредметных связей. Наш многолетний опыт работы показывает, что в самих учебных программах по всем вышеуказанным курсам заложен большой потенциал для организации самостоятельной работы студентов на основе межпредметных связей.

Так, например, организация учебного процесса по теме «Работа с тканью» предполагает формирование у студентов умений выполнять декоративно-художественные работы в техниках художественного текстиля (начиная от эскиза и заканчивая этапами художественного оформления и экспозиции изделий).

Кроме того, при самостоятельном выполнение практической работы студент должен уметь: определять цель, использовать при ее выполнении художественные выразительные средства (цвет, тени, собственные тени, симметрия, равновесия и т.д.); по образцу, чертежу или рисунку разобраться в устройстве (конструкции) изделия, определить его существенные признаки и способ изготовления; составить план работы; выполнить намеченные трудовые операции; осуществлять самоконтроль за соблюдением требований к изделию, к отдельным технологическим операциям; анализировать и оценивать свою работу и работу своих сокурсников.

Следовательно, прежде чем приступить непосредственно к трудовым действиям по изготовлению изделия, студент должен иметь необходимую информацию (знания) об объекте труда (изделии), о возможных способах действий в данных условиях. Эту информацию студенты получают при изучении как курса по изобразительному искусству, так и при овладении знаниями, умениями и навыками в ходе изучения курса «Конструкторская деятельность младших школьников», «Декоративно-прикладное искусство в начальных классах».

При проведении инструктажа преподаватель напоминает студентам о том, что они изучили и на занятиях по спецкурсу «Организация деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству и технологии».

По итогам самостоятельного выполнения студентами творческих заданий организуется коллективный просмотр творческих работ и обсуждение качества их выполнения.

 

Список литературы

1.      Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Научное изд-во  «Большая Российская Энциклопедия», 2002. — 528 с.