Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Сургут
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Изучая глобальные изменения в общественной культуре, философы размышляют о результатах всемирной компьютеризаций, о пост человеческой жизни, об инженерии, и проектировании человеческого тела. Важным явлением социокультурной эволюции современного общества становится осознание истины, что без ценностей художественной культуры не возможно развитие любой сферы государства. Проблема низкого культурного развития – одна из актуальнейших проблем современной действительности. В процессе реформирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей отечественной культуры, в том числе – традиционной народной художественной культуры. Исстари, народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативно- эвристические функции. Народная художественная культура, важна для общества, потому что хранит и передает человеческий опыт, а также является средством аккумуляции. Только культура делает человека личностью. Культуру личности определяет уровень ее социализации, то есть приобщению к культурному наследию и развитием персональных способностей. Поэтому изучение данной темы актуально.

Часто культуру личности ассоциируют с творческими способностями, с эрудицией, с пониманием искусства разного рода, со знанием этикета, с высокой духовностью. По таким показателям чаще всего судят о степени культурности человека. Такие качества присваиваются по мере воспитания в культурной среде. Если социализация личности проходит в такой среде, то эти качества закладываются в самосознание личности. Они основывают и регулируют ее поведение. Можно заключить, что народная художественная культура устанавливает рамки для поведения и действий человека. Культура определяет человеческое поведение в социальных институтах, сосредоточивает опыт поколений, накапливает знание о мире, а самое главное – создает благоприятные условия для ее постижения и освоения. Также культура как определенная система ценностей создаёт у человека определенные потребности и ориентации [7, с 34]. Можно полагать, что общество интеллектуально настолько, насколько широко пользуется знаниями, которые содержатся в генофонде человечества [6, с 56].

В Ханты-мансийском автономном округе – Югры (ХМАО – Югры) широко развита современная инфраструктура (основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы) [5]. Так в ХМАО – Югры существует одна из крупнейших нефтяных компаний России – «Сургутнефтегаз», которая активно развивает секторы разведки и добычи нефтепродуктов. Но удовлетворение заказа индустрии, не только нефть, газ, но, а также лесное хозяйство, речное и транспортировка. Одной из главных проблем Российского общества, в том числе и в ХМАО – Югре, является малая степень образованности нынешней молодежи. Исследование Бирюковой Н.С. показало (2012), что на сегодняшний день в нашем регионе низкий уровень образованности и развития в сфере культуры [2]. Количество малообразованного молодого поколения увеличивается. Данную проблему можно решить путем развития народной художественной культуры, через развитие драматургии и постановок современных пьес. Если рассмотреть театральную сферу в ХМАО – Югре, мы увидим, что в регионе масса театров, например в городе Нижневартовск существует театр обско-угорских народов «Солнце», «Городской драматический театр», «Обыкновенное чудо», «Театр музыки», а также театр кукол «Барабашка». В городе Сургуте  находится  театр  СурГУ  и  «Сургутский  музыкально-драматический  театр»,  кукольные  театры «Петрушка» и «Волшебная Флейта». Но этого недостаточно для развития творческого потенциала молодежи. О развитии народной художественной культуры заботится Министерство культуры Российской Федерации, был издан Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 885 от 26.05.2014 о конкурсном отборе творческих проектов театров, являющихся бюджетными и автономными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями, а также независимыми театральными коллективами. Также в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры издан Закон № 109-оз от 15.11.2005 «О культуре и искусстве в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», где в ст.2 п.1. говорится об «…обеспечении на территории автономного округа конституционных прав и свобод граждан на культурную деятельность и общедоступность культурных ценностей и об обеспечении условий для сохранения и развития организаций культуры и искусства на территории автономного округа» [1]. На базе БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный университет» ведется подготовка высококвалифицированных специалистов: художественных руководителей широко профиля для работы во всех сферах культурной деятельности. Мониторинг трудоустройства выпускников вуза доказывает, что выпускники, данной профильной сферы, востребованы на сегодняшнее время, не только в центрах детского творчества и культурных центров досугового времени препровождения, но и в образовательных учреждениях, а также в индивидуальном предпринимательстве, экономических отношениях, как руководители различных коллективов и студий [9]. Например, выпускники СурГУ – Дзюненко А. В., Гиренко С. С., Соловец Н. И. Злобин А. Н., Ящук О. А., закончив направление

«Народная художественная культура», работают в сфере искусств и культуры, в этнокультурных центрах, в доме народного творчества, также специалисты создают любительские объединения народного художественного творчества.

В народной художественной культуре (НХК) заложены особые сферы национальных культур, зачастую сводящиеся к культурам этническим, ведущих свое происхождение из архаических времен существования этноса [4, с 121]. Общепринято считать, что народная культура является высочайшим достижением того или иного народа, прошедшая долгий путь через вековой отбор настоящего, истинно верного. Первостепенно в народной культуре нравственное начало[8, с 189]. Красота, природа и творческая деятельность не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень. Народная художественная культура закладывает, воспитывает, формирует нравственные и моральные устои в человеке еще с малых лет, поэтому сейчас хорошо начинает развиваться этнокультурное воспитание дошкольников посредствам, народной художественной культуры.  Для достижения этих высоконравственных идей в целях оздоровления общества в ХМАО – Югре предусмотрена и сформирована структурированная система подготовки специалиста в сфере НХК.

Анализ зарубежной литературы показал, что концепт «система» – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих. В разных регионах система подготовки специалиста в сфере НХК имеет свои отличительные черты так, как предусматривается региональная культура, быт и уклад народов. Региональная система подготовки специалиста в области НХК отражает особенности ХМАО – Югры. БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный университет» (СурГУ) производит подготовку профессиональных кадров в области культуры, а именно режиссёров любительского театра. В регионе апробирована своя система подготовки специалистов, она начинается с детского возраста, так как с детства нужно воспитывать гуманность и просвещать детей в культуре, закладывать основы моральных устоев. Этому способствуют первое в России малое инновационное предприятие «Центр развития талантов ребенка», созданное на территории ХМАО – Югры. Все программы Центра ориентированы на выявление и развитие талантов детей от 1, 5 до 18 лет. Необычное здесь все: от самого здания и системы безопасности, от внутреннего пространства до эксклюзивных образовательных программ и курсов: тематические залы и студии, сделанные в разных стилевых решениях, «говорящие стены» и авторские дизайнерские обои. Технологии Центра позволяют сочетать современные подходы и проживание детства в привычных условиях. Сообщество ученых Сургутского государственного университета, Сургутский политехнический колледж, Сургутский музыкальный колледж, Театр куклы «Петрушка» и специалисты других образовательных учреждений города, учреждений культуры и спорта позволяют сделать пребывание детей в Центре приятным, полезным и разнообразным.

БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный университет» (СурГУ) – это региональный вуз – центр системы непрерывного образования в регионе, производит подготовку профессиональных кадров в области культуры, в том числе режиссёров любительского театра. После обучения специалисты владеют основными базовыми знаниями в гуманитарной отрасли, хорошо знают и ориентируются в истории развития, в становлении культурных центров, в истории становления музыкального искусства и этнокультурной сферы, которые включают в себя актуальные темы, тенденции, проблемы, современное состояние, задачи и пути решения, а так же роль культурных центров в развитии и роста народной художественной культуры повсеместно, формирование идентичности этнокультуры. Направление охватывает фундаментальную базу государственного муниципального управления в этнокультурной области, развивает межкультурные, международные, межнациональные сотрудничества и общение.

Руководитель любительского творческого коллектива и театра – профессиональный специалист широкого спектра, который способен не только руководить в творческом коллективе, но он и обладать широким профилем знаний, навыками и умениями. В программу обучения заложено множество специальных дисциплин таких как: сценография и костюм, сценическая речь, сценическое движение, вокал, синтетический театр, грим, актерское мастерство и режиссура. Исходя из государственного федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования мы видим, что из восьми тысяч шестисот сорока часов учебного времени, на профильные дисциплины отводится около шести тысяч пяти ста часов.

Региональный вуз – это основной фундамент социо-культурного наследия в регионе; своеобразная «дискета», которая содержит региональные данные, благодаря которым сохраняются и развиваются культурные традиции, подкрепляется историческая и региональная память. Региональный вуз несет в себе особенную функцию, в которой главными аспектами являются два компонента: 1) устремленность на произведение персонала широкого специализированного профиля, ориентация интеллектуальных источников культуры и в целом ресурсы региона (вуз нацелен на кадровую потенциальность); 2) региональный вуз все больше и качественнее набирает подготовку высококвалифицированных кадров высшего разряда и контингента.

Таким образом, под региональной системой подготовки мы понимаем совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. Особенность региональной системы образования ХМАО – Югры заключается в устойчивой структуре, которая делится на этапы: детский сад – школа – профессиональный колледж – вуз. Основные цели воспитания в регионе прослеживаются в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии культуры; воспитании патриотов, обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений, повышение уровня образованности, поднятие духовного настроения и гуманности [3]. На наш взгляд, система подготовки специалиста в сфере народной художественной культуры в ХМАО – Югре способствует достижению положительных результатов в сфере образования и развития, общество выходит на более высокий уровень. Региональный вуз, представителем которого является БУ ВО ХМАО – Югры

«Сургутский государственный университет» – это центр инновационного развития, а инновационная среда регионального вуза – часть экономики и инфраструктуры региона, в том числе и культуры.

 

Список литературы

1.     Ханты-Мансийский автономный округ. – Югра. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 109-оз от 15.11.2005 «О культуре и искусстве в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

2.     Бирюкова, Н. С. Университет как культурно-цивилизационный феномен: монография / Н. С. Бирюкова. – Новосибирск: ООО «Агентство «СИБ-ПРИНТ», 2012. – 213 с.

3.     Галяпина, В. Н. Особенности профессиональной идентичности преподавателя вуза / В. Н. Галяпина // Инновации в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы, перспективы : материалы научно- методической конференции. – Ставрополь, 2010. С. 26–29.

4.     Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: учеб. пос. / М. С. Жиров. – Белгород: изд-во БелГУ, 2003. – 312 с.

5.     Миронов, В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В. В. Миронов // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 27–43.

6.     Социология искусства: учебник / отв. ред. В.С. Жидков и Т.А. Клявина. – СПб. : Искусство-СПБ, 2005. –479 с.

7.     Стёпин, В. С. Философия и эпоха цивилизационных перемен / В. С. Стёпин // Вопросы философии. – 2006.– № 2. – С. 16–26.

8.     Управление социально-экономическими процессами в регионах: роль университетов / под общ. ред. В.В. Чекмарева. – Кострома, 2002. – 123 с.

9.     Центр карьеры: информация о трудоустройстве выпускников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surgu.ru/