Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СКВОЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Авторы:
Город:
Курган
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Современный уровень развития экономики и рынок труда предъявляет к будущим специалистам все более высокие требования. Наряду с личными качествами (ответственностью, целеустремленностью, коммуникабельностью, исполнительностью и др.), рассматривается и спектр профессиональных качеств (наличие знаний и умений, аналитические и творческие навыки и т.д.). Не последнее место в перечне профессиональных умений и навыков занимает умение специалиста интегрировать знания из различных областей науки и техники и умение организовывать и участвовать в проектном процессе в целом.

Весь комплекс профессиональных качеств будущего специалиста формируется в учебном процессе по средством применения различных методов и приемов. Среди множества методов формирования определенных умений и навыков студентов следует выделить один – метод сквозного проектирования.

Метод сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности будущего специалиста –    многоуровневая система действий по выполнению курсового или дипломного проекта, основанная на интеграции общих и профилирующих дисциплин, включающая выявление междисциплинарных связей и способов их реализации на каждом этапе обучения в вузе [1].

В рамках подготовки выпускников по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» на кафедре «Производственной и пожарной безопасности», факультета «Промышленного и гражданского строительства» был разработан и апробирован процесс сквозного проектирования выпускных квалификационных работ (ВКР). Учитывая специфику подготовки будущих специалистов и учебные планы общая методика была адаптирована и сформулирована основная идея  сквозного проектирования ВКР: замена типового задания курсового проекта или работы на индивидуальное задание, выполняемое на выбранном объекте пожарной защиты. Отличительной особенностью индивидуальных заданий является то, что вариант проекта их решения разрабатывается «на стыке» двух дисциплин. Таким образом, выполнение комплекса работ на одном и том же объекте преследует общую цель – выполнение ВКР.

Можно  выделить  основные  этапы  сквозного  проектирования,  при  выполнении  выпускной квалификационной работы:

1       Выбор объекта пожарной защиты. С тематикой и объектом пожарной защиты студент определяется совместно с руководителем на третьем курсе. В качестве объекта может быть выбрано любое реально существующее здание или сооружение, технологический процесс производства или здание на стадии проектирования.

2       Определение основных точек междисциплинарных соприкосновений по вопросам обеспечения пожарной безопасности выбранного объекта. На данном этапе происходит анализ проблем обеспечения пожарной безопасности выбранного объекта и определение взаимосвязи с общетехническими и специальными дисциплинами, которые позволят разработать вариант решения выявленных проблем. В таблице 1 представлен перечень дисциплин, которые могут дать возможность выполнения отдельных «сквозных заданий».

3       Разработка индивидуальных «сквозных заданий» руководителем. Индивидуальное задание (задание на курсовой проект (работу)) позволит разработать отдельные блоки, которые впоследствии составят основу ВКР.

 

Таблица 1 – Содержание типовых заданий курсовых проектов (работ)

 

 

№ п/п

Наименование дисциплины

Вид

типовой работы

 

Содержание типового задания

 

 

1

 

 

Пожарная безопасность электроустановок

 

 

 

КП1

Аналитическая   оценка   пожарной   опасности

силовой и осветительной электрической сети. Разработка комплекса мероприятий по повышению пожарной безопасности сетей. Разработка системы молниезащиты.

 

 

2

 

 

Автоматизированные системы управления и связь

 

 

 

КП

Расчет      основных      параметров      системы

оперативной связи. Разработка схемы организации связи на пожаре. Расчет эффективности функционирования пожарного гарнизона.

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Пожарная безопасность технологического процесса

 

КР2

Оценка          пожарной         опасности         объекта

промышленности.

 

 

КП

Аналитическая   оценка   пожарной   опасности

технологического процесса. Разработка комплекса мероприятий по повышению пожарной безопасности производства.

 

 

4

Производственная и пожарная автоматика

 

 

КП

Расчет      и       разработка      варианта      системы

автоматической              установки              водяного пожаротушения.

 

 

5

 

Здание, сооружение и их устойчивость при пожаре

 

 

КП

Расчет    фактического     предела    огнестойкости

железобетонных строительных изделий (плита, колонна).

6

Противопожарное

водоснабжение и водоотведение

КП

Расчет требуемых расходов воды для поселка и

предприятия.  Определение  расхода  воды  на пожаротушение.          Гидравлический                                          расчет

водопровода и водовода.

7

Пожарная безопасность в строительстве

КР

Расчет полного времени эвакуации из заданного

объекта. Составление планов эвакуации.

 

 

8

Экономика пожарной безопасности

 

 

РР3

Расчет      затрат      на      повышение       пожарной

безопасности объекта. Расчет величины ущерба от пожара.

Примечание: КП1 – курсовой проект, КР2 – курсовая работа, РР3 – расчетная   работа.

 

4       Адаптация отдельных «сквозных заданий» в качестве компонентов выпускной квалификационной работы. Например, в качестве объекта пожарной защиты было выбрано 5-ти этажное здание гостиницы. В  таблице 2 рассмотрены варианты тематики отдельных «сквозных заданий», выполняемые «на стыке» дисциплин.

 

Таблица 2 – Содержание «сквозных заданий» курсовых проектов (работ)

 

 

№ варианта

 

 

 

№ п/п

 

 

Наименование дисциплины

Вид

«сквозного задания»

 

 

Содержание

«сквозного задания»

 

Вариант 1

 

 

 

 

1

 

Здание, сооружение и их устойчивость при пожаре

 

 

 

 

КП

Оценка фактического предела огнестойкости

отдельных несущих конструкций здания гостиницы (перекрытий, покрытий, элементов лестничной клетки и т.д.). Разработка комплекса мероприятий по повышению огнестойкости конструкций.

 

Пожарная безопасность в строительстве

 

 

 

2

 

Пожарная безопасность в строительстве

 

 

 

КР

Проектирование системы СОУЭ. Расчет полного времени эвакуации людей из здания гостиницы. Разработка поэтажных планов эвакуации.

Производственная и

пожарная автоматика

 

 

 

 

3

 

Экономика пожарной безопасности

 

 

 

 

РР

 

Аналитическая оценка ущерба от пожара в здании и сравнение его величины с затратами на повышение пожарной безопасности здания гостиницы.

Правовое регулирование в

области пожарной безопасности

 

Вариант 2

 

 

 

1

 

Пожарная безопасность в строительстве

 

 

 

КР

 

 

Разработка системы дымоудаления из здания гостиницы.

Производственная и

пожарная автоматика

 

 

 

2

Противопожарное водоснабжение и водоотведение

 

 

 

КП

 

Разработка системы обеспечения автоматической установки водяного пожаротушения. Расчет объема противопожарного резервуара.

Производственная и

пожарная автоматика

 

 

 

 

3

Экономика пожарной безопасности

 

 

 

 

РР

 

Аналитическая оценка затрат на повышение пожарной безопасности здания гостиницы и сравнение с размером штрафных санкций за несоблюдение норм пожарной безопасности.

Правовое регулирование в

области пожарной безопасности

 

5       Окончательное формирование «тела» ВКР. Согласно плану выполнения ВКР, работа должна включать минимум два основных, два-три вспомогательных расчета. Вспомогательные расчеты выполняются параллельно с основными (безопасность жизнедеятельности, экология и др.).

Таким образом, такой процесс «сквозного проектирования» дает возможность будущему специалисту комплексно решать задачи пожарной безопасности объекта защиты. Кроме того в процессе выполнения «сквозных заданий» происходит вовлечение студентов в интенсивную творческую работу, которая ведет к активизации учебно-познавательной деятельности, индивидуализации обучения и способствует повышению качественного уровня подготовки специалиста по направлению «Пожарная безопасность».

 

Список литературы

1       Ермилов, В.В. О методе сквозного курсового проектирования при подготовке специалистов направления 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства»/ Е.Е. Ермилов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – №1. – с. 91-94.

2       Наумкин, Н.И. Инновационные методы обучения в техническом вузе/ Н.И. Наумкин/ под ред. П.В. Сенина, Л.В. Масленниковой, Э.В. Майкова – Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 122 с.

3       Соболев, В.В. Теоретические основы метода сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности инженера-строителя при изучении курса физики/ В.В. Соболев // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №3. – с. 199-200.