Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПОРТРЕТНОМ ЖАНРЕ В СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ И СЛОЖНОСТИ ЕГО ОСВОЕНИЯ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

На протяжении всей истории изобразительного искусства изображение человека являлось одной из основных и излюбленных тем у всех народов. Первые изображения человека появились еще в первобытном обществе. Свидетельствуют об этом многочисленные наскальные рисунки, отражающие жизнь первобытных людей: сцены охоты, сражения, пляски, обряды и т.д.

Как замечено исследователями, человек в древних «росписях» всегда изображался в буквальном смысле слова безликим. Первобытного художника в изображении людей больше всего интересовали их трудовые действия, движения, что он умел передавать достаточно верно и с довольно большим мастерством. Часто динамика и ритм сцен поражают своей выразительностью. Это говорит о том, что отсутствие лиц в первых изображениях человека нельзя объяснить недостатком мастерства художника. Его изобразительные возможности подтверждают и завораживающие изображения животных, которых древний мастер довольно уверенно изображает с помощью линий-штрихов и пятен с удивительно точным ощущением их пропорций и анатомии. Они не только контурные, но и объемные.

Отсутствие лиц в первых изображениях человека ученые объясняют тем, что передача индивидуальных портретных признаков предполагает чувство личности, индивидуальности, которого в родовом первобытном обществе, когда человек ощущал себя, прежде всего, неотъемлемой частью природы, родового коллектива, не было и не могло быть развито.

Портретные изображения людей появились только тогда, когда человек осознал себя  явлением исключительным и не похожим ни на одно другое существо, ни на одного другого человека.

Изобразительное искусство, как и искусство вообще, является одним из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше земледелия, скотоводства, обработки металлов, старше всех тех сложных взаимоотношений, чувств, в том числе и чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже в развитом и расчлененном человеческом коллективе. Искусство же портрета насчитывает всего несколько тысячелетий.

Как видим, достаточно большой промежуток времени понадобился человеку для того, чтобы он в своем развитии прошел путь от зарождения искусства, в том числе и изобразительного, до появления в искусстве портретного жанра.

Портрет считают одной из самых сложных, самых высоких форм искусства. В эпоху гуманизма родилось представление о нем как о «чем-то божественном». Видимо безграничная выразительность этого жанра вызвала у людей такое отношение к нему. Портрет никого не оставляет равнодушным. Нет ни одного музея, ни одного частного собрания в мире, гордость которых не составляли бы портреты.

О значительности этого жанра существует много высказываний великих мыслителей, искусствоведов, писателей, поэтов, художников, ценителей искусства. Так, выдающийся немецкий философ Гегель писал: «Прогресс живописи, начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы доработаться до портрета». [1, с. 74]. А известный советский искусствовед А.А. Сидоров, отмечая, что портрет – едва ли не самый значительный, серьезный и важный жанр в искусстве почти всех стран и времен, подчеркивал, что на высотах культуры проблема портрета выдвигается в искусстве на первое место. [2, с. 6].

Жанр портрета относят к «ряду самых трудных», рассматривая его как наиболее правдивый и объективный в изобразительном искусстве. Не раз были высказаны мысли о том, что портреты, исполненные в далеком прошлом, глубже и правдивее говорят о своем времени, нежели иные сочиненные композиции, хотя признаки языка и приметы стиля читаются здесь менее отчетливо, чем в других живописных жанрах. В портретах разных эпох мы наблюдаем приоритеты стабильных ценностей «человеческого» над приходящей динамикой художественных вкусов. Человек, самое совершенное создание природы на Земле, является объектом изображения в портрете. Удивительно во всех проявлениях человеческое лицо, несущее отражение красоты, мудрости мысли, задушевности, а также достоинств и пороков человеческих. По словам Родена: «Даже в самом незначительном лице есть жизнь, а жизнь – неисчерпаемый материал для искусства». [3, с.129-130].

Что же такое портрет?

Само название этого жанра происходит о старофранцузского слова portrait, что означает «изображение черта в черту». Оно восходит к латинскому глаголу protrahere, то есть «извлекать наружу, обнаруживать», позднее «изображать, портретировать». В русском языке слову «портрет» соответствует слово «подобен». [4, с.77].

В изобразительном искусстве, которому термин принадлежит изначально, под портретом подразумевается изображение (образ) определенного, конкретного человека или группы людей. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типических черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду. К тому же, личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящее воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, накладывает на произведение существенный отпечаток.

Зародившись в глубокой древности, искусство портрета достигло высокого уровня развития. Уже в Древнем Египте создавались живописные портреты (по месту нахождения их стали называть фаюмскими), поражающие своей правдивостью.

Из истории мирового изобразительного искусства мы знаем много замечательных образцов портретного жанра.

Всемирной известностью пользуются портреты великих мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля, Тициана,

Веронезе, Тантаретто, Леонардо да Винчи.

С потрясающей правдивостью о людях своего времени рассказывают нам фламандские художники – Рубенс, Ван Дейк, голландцы – ф. Халс, Рембрандт.

Огромной психологической выразительностью и силой характеристики отличается портрет Иннокентия X работы испанского художника Веласкеса.

Повествовательные портреты английских живописцев Хогарта, Гейнсборо, Рейнолдса показывают нам естественного человека в его естественной среде, где реальная жизнь являет торжество разумного уклада.

Свое представление о личности человека воплощают в своих произведениях французские художники Давид, Энгр, Дега, Мане, Ренуар, Ван Гог и др.

Русские мастера портретного жанра: Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Брюллов, Тропинин,

Венецианов, Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Врубель, Малявин, Нестеров и др. оставили нам бесценную галерею портретов своих современников, портретов дорогих для нас не только как документы и изображения, передающие внешние черты людей прошлых времен, но, главным образом, как художественные образы, раскрывающие внутреннюю содержательность, силу ума, глубину чувства, благородство, поэтичность, красоту.

Многого достигли в области портретного жанра советские художники – Корин, Ульянов, Герасимов, Грабарь, Кончаловский, Иогансон, Пластов, Ефанов, Орешников, Сарьян, Карасев, Никонов, Салахов, Андронова, Жилинский, Филатчев и др.

Человек и его жизнь в самых разнообразных проявлениях составляют основное содержание реалистического искусства.

Изображение человека является одной из центральных задач в общем курсе художественного образования.

Всякий художник, работая над портретом или сюжетной композицией, стремится правдиво показать не только внешний, физический облик изображаемых людей, но и раскрыть их внутренний мир.

Однако для того, чтобы подойти к созданию портрета и сюжетных картин, надо, прежде всего, изучить в работе с натуры строение головы и фигуры человека, понять связь и взаимодействие «больших форм» и деталей, разобраться в основных анатомических признаках, в особенности, присущих людям различных возрастов и т.д.

Путем постоянных упражнений в рисунке и живописи с натуры необходимо овладеть профессиональным мастерством. Это требует большой вдумчивой работы в последовательном выполнении рядя заданий.

Такой путь внимательного изучения натуры обязательно проходили и проходят все художники.

В процессе выполнения этюда с натуры, который является основным видом учебной работы по живописи, обучающийся получает комплекс профессиональных навыков. Здесь не только приобретаются основы живописной грамоты, но и развивается живописное видение, художественный вкус, повышается общая профессиональная культура обучающегося.

Всякая работа с натуры начинается с выбора и постановки модели. Приступая к живописному этюду головы человека, необходимо серьезно задуматься над характером постановки, нужно ясно представить себе, какова должна быть ваша будущая работа, представить ее в завершенном виде, выполненной в определенном цветовом ключе, в материале.

Успех выполнения этюда во многом зависит от того, каким образом поставлена модель, насколько удачно задумана постановка.

Поэтому, устанавливая положение натурщика, выбирая для него окружающую обстановку, освещение и одежду, нужно искать в них то, что подчеркивает характер данной натуры и одновременно стремиться создать интересную, красивую постановку, ясную для вас по форме и цвету, которая увлекла бы вас, заставила работать не только со вниманием, но и с удовольствием.

Живопись, благодаря наличию цветовой палитры, дает наиболее полные возможности для выявления реальных свойств натуры. Нужно, однако, иметь ввиду, что в работе над этюдом головы или фигуры человека живописные задачи усложняются, повышаются требования к форме, к сознательному и точному ее конструированию.

Если в этюде натюрморта или пейзажа ошибки формы часто казались не важными, то такие небрежности недопустимы в этюде головы. Голову необходимо писать более точно, чем, скажем, натюрморт или интерьер, цвета здесь легче, переходы тоньше, нужна внутренняя дисциплина, соблюдать которую нелегко. Выдающийся отечественный живописец и искусствовед И.Э. Грабарь, считая портретное искусство высшим искусством и указывая на сложность работы над портретом, подчеркивал, что задача пейзажного этюда, как она не могла быть пленительна, - пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе. Портрет – это познание человека. Тонкость и разнообразие цветовых отношений в лице и теле человека проявляются в большей степени, чем в любой другой натуре. У живописца-портретиста особенно должны быть сильно развиты чувство цвета и наблюдательность, ему необходимо много знать о человеке, в том числе и о закономерностях распределения цвета на различных частях человеческого тела.

Так, например, давно известно, что цвет шеи всегда отличается от общего цвета лица, а цвет волос очень заметно отличается от общего цвета кожи. В самом лице существуют различия в цвете разных частей, то очень резкие (например, глаза и губы), то менее заметные (лоб, скулы, нос, подбородок и т.д.). Художники давно установили, что есть постоянство в изменениях цвета человеческого лица, в том, как окрашены отдельные его части. Лоб всегда желтоват, нос чуть холоднее, лиловее, щеки розоватые, шея желтая – независимо от загара и возрастных изменений.

Среди людей можно найти и светлые лица, и более насыщенные по цвету, и красноватые, и желтоватые; лица, более или менее одноцветные, и лица с резко разграниченными цветными областями. Такое «многоцветное лицо» написал И.Е. Репин в «Портрете М.П. Мусоргского». Юон К.Ф. отмечал: «… Многообразию индивидуальных окрасок и тонов людей нет границ: они могут быть сходны, но индивидуально неповторимы. Основанные на постоянных наблюдениях и опыте, живописные обобщения, в конечном счете, образуют самостоятельность живописца» [5, С.37]

Эти дополнительные трудности не только делают работу интересной, но требуют от художника и особой ответственности.

Обучение живописи портрета – одна из сложнейших и наименее изученных проблем в теории и методике обучения живописи. Ведь, чтобы создать художественный образ портретируемого, отличающийся глубиной психологической характеристики, выразительностью, правдивостью, жизненной достоверностью, точно переданным внешним сходством, художник должен в совершенстве владеть всеми средствами живописи.

При освоении портретного жанра будущему художнику-педагогу необходимо пройти большой и сложный путь овладения искусством реалистического изображения от первоначальных этапов построения изображения простейших форм до выражения психологического состояния человека. Практически в течение всего времени обучения студент шаг за шагом, преодолевая трудности все усложняющихся задач, приближается к уровню подготовки, позволяющему ему работать над портретом. На младших курсах он занимается учебно-этюдными упражнениями, рисунками по освоению анатомического строения формы, пропорций, пластики головы, ее деталей, учится лепить форму цветом, передавать условия освещения, живописно-пространственные, фактурные и другие качества изображаемой натуры, овладевает методикой последовательной работы над этюдом головы.

Но это лишь подступы к портрету – учебная основа изображения головы. Главная цель заданий, выполняемых студентом на данном этапе, состоит в том, чтобы вооружить его суммой знаний и навыков, необходимых для дальнейшего решения целого ряда постепенно усложняющихся портретных задач.

На старших курсах студенты решают определенные образные  задачи в рисовании и живописи тематического портрета. Постепенно усиливается творческое начало как активная сторона изобразительной деятельности от элементарного, спонтанного уровня до категории творческого мышления.

В ходе выполнения творческого портрета уменьшается доля учебных задач и возрастает объем творческой работы, изменяется характер образно-художественного отношения к натуре.

Творческий портрет от учебного изображения головы отличается, прежде всего, тем, что характеризуется воплощением идеи и темы. Работа над портретом предполагает активное, сознательное, целенаправленное отношение художника к модели. Модель здесь рассматривается  как типический, характерный пример индивидуальной социальной личности представителя своего времени. При этом нужно иметь ввиду следующее: при внешней характеристике модели необходимо передать особенности внутреннего мира портретируемого, показать многостороннее представление о его характере.

При освоении портретного жанра будущему  художнику, художнику-педагогу очень важно научиться работать самостоятельно. Многие явления во всем многообразии педагог не может продемонстрировать пред студентами в аудиторных условиях. Например: разнообразие освещения, все богатство индивидуального и типического и т. д. Только благодаря самостоятельному изучению жизненных явлений учащиеся могут расширить свой жизненный опыт. Во время самостоятельной работы студента идет остаточное закрепление и более углубленное изучение учебного материала, создаются условия для раскрепощения творческого потенциала. Самостоятельность особенно важна для портретиста, ведь пока портретист не вживется в образ портретируемого, не почувствует его душу во всей ее сложности, он никогда не найдет ключ к характеру изображаемого им человека, а значит не напишет настоящего портрета.

Нами замечено, что наиболее интересные, наиболее яркие и «живые» портреты получаются у студентов, когда они создают произведения во время каникул, где-нибудь в деревне или находясь в специальных творческих поездках в различные уголки нашей страны. Эти портреты пишутся с большим желанием и вдохновением. Здесь идет настоящий творческий поиск, настоящая творческая работа. В условиях, располагающих к свободному, желанному творчеству, не только легко и естественно закрепляются знания, умения и навыки, полученные в учебных мастерских, но и появляются новые самостоятельные открытия, творческие находки у учащихся.

К сожалению, по-настоящему увлеченных студентов, работающих над портретом, очень и очень немного. Это, скорее всего, связано со сложностью жанра, с недостаточной профессиональной подготовкой будущих художников и художников-педагогов, с неумением и нежеланием их работать самостоятельно.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что преподавателям учебных заведений  связанных с изобразительным искусством с целью повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо как можно больше уделять внимания портретному жанру, пробуждать у учащихся интерес к портрету, к его поистине высочайшему предназначению.

 

Список литературы

1. Гегель. Сочинения в 14-ти томах. Т.14. – М., 1958. – С.74 2. Искусство: Сб. ГАХН. – Кн.2-3. – М., 1927. – С.6

3.     Искусство портрета. – М., 1928. – С.77

4.     Огюст Роден. Искусство. Ряд бесед, записанных П.Гзелль, С.129-130

5.     Юон, К.Ф. О живописи. – М.: Изо Гиз, 1937. – С.37