Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О МЕТОДИКЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года N 273 – Ф З) среди приоритетов в области образования выделяется необходимость гуманизации и усиления воспитательной функции образования; в «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года» отмечается, что реформирование российского образования инициирует возрождение образовательных учреждений как культурных центров, одной из функций которых является духовно-нравственное воспитание личности.

В Типовом положении об училищах олимпийского резерва указывается, что училище олимпийского резерва ‒ это учреждение среднего профессионального образования, деятельность которого направлена на решение следующих задач: обеспечение круглогодичной специализированной подготовки спортсменов высокой квалификации, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта; подготовка педагогов физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием.

Из этого следует, что студенты училища олимпийского резерва ‒ это не только спортсмены высокой квалификации, составляющие резерв сборных команд России по олимпийским видам спорта, но и будущие педагоги физкультурно-спортивного профиля. Студенты-спортсмены высокой квалификации имеют двухразовую спортивную тренировку (первая и вторая половины дня) и в то же время обнаруживают дефицит времени для участия во внеурочных воспитательных мероприятиях, что обуславливает необходимость организации работы по воспитанию нравственных качеств будущих педагогов непосредственно в образовательном процессе училища олимпийского резерва.

Исследованиями ряда авторов (Д. Гоулд, Р. С. Уэйнберг, B. Bredemeier, D. Shields, D. Gill, B. Husman, J. Silva, В. И. Столяров, И. А. Юров) установлено, что в ходе многолетней напряженной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов высокой квалификации могут сформироваться такие качества личности, как бескомпромиссность, конфликтность, агрессивность, жестокость.

Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский указывают, что основополагающими качествами педагога выступают гуманизм и толерантность.

Отметим, что при анализе научно-методической литературы последнего десятилетия нами не обнаружено ни одной работы, посвященной воспитанию нравственных качеств студентов-спортсменов высокой квалификации, будущих педагогов физической культуры и спорта, в образовательном процессе училищ олимпийского резерва.

Таким образом, ситуация, сложившаяся в теории и практике профессионального образования, характеризуется рядом противоречий между:

а) объективной потребностью современного российского общества в компетентных и нравственно воспитанных кадрах и недостаточной ориентированностью Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на нравственное воспитание личности студентов (специальность 49.02.01 Физическая культура);

б) возрастающими требованиями к уровню сформированности нравственных качеств педагогов и существующим дефицитом разработанности методов, приемов, средств и содержания их воспитания в образовательном процессе училищ олимпийского резерва.

Проблема исследования заключается в выявленных  противоречиях и научном обосновании методики воспитания нравственных качеств студентов, спортсменов высокой квалификации ‒ будущих педагогов физической культуры и спорта, в образовательном процессе училища олимпийского резерва.

Предмет исследования: методика воспитания нравственных качеств студентов, будущих педагогов физической культуры и спорта, в образовательном процессе училища олимпийского резерва.

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка эффективности методики воспитания нравственных качеств студентов в образовательном процессе училища олимпийского резерва.

Гипотеза исследования: воспитание нравственных качеств студентов в образовательном процессе училища олимпийского резерва будет успешным, если: разработать структуру воспитания нравственных качеств студентов, включающую компоненты,  критерии и  уровни их сформированности; разработать и реализовать методику, основанную на идеях аксиологического и компетентностного подходов, использующую механизм когнитивного диссонанса в интерактивных методах обучения при изучении дисциплин гуманитарного цикла;

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация «Сибирское государственное училище (колледж) олимпийского резерва».

Результаты опытно−экспериментальной работы. В ходе педагогического эксперимента была разработана структура воспитания нравственных качеств студентов в образовательном  процессе училища олимпийского резерва, представляющая совокупность взаимосвязанных компонентов (эмоционально-мотивационного, когнитивного, нравственно-деятельностного, рефлексивного), критериев и уровней их сформированности.

Разработана методика воспитания нравственных качеств студентов в образовательном процессе училища олимпийского резерва, основанная на идеях аксиологического и компетентностного подходов, потенциал которых направлен на усиление предметно-профессиональной подготовки и совершенствование духовно- нравственной сферы обучающихся; субъектности личности, применяющая механизм когнитивного диссонанса в интерактивных методах обучения (диалог, дискуссия, работа в малой группе, ролевая игра, «мозговой штурм», «кейс»- метод), педагогические приемы («Опора на лучшие черты студента», «Ломка стереотипов мышления, «Общение по правилам», «Справедливое распределение», «Все равно ты молодец, потому что...», «Корректировка поведения», «Компромисс»,  использующая  основной  и  дополнительный  аксиологический  материал  (исторический, культурологический, мировоззренческий) учебных дисциплин гуманитарного цикла.

С нашей точки зрения, экспериментальную методику целесообразно реализовывать на семинарско- практических занятиях, без ущерба для лекционно-теоретических занятий профессионального учреждения.

С целью выявления эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент, суть которого состояла в сравнении сформированности нравственных качеств студентов училища олимпийского резерва экспериментальной группы, (ЭГ), и контрольной группы, (КГ), образование которых проходило в разных педагогических условиях, а именно: образование студентов КГ (n=40) осуществлялось с использованием традиционного содержания, средств и методов обучения; образование студентов ЭГ (n=40) осуществлялось с использованием экспериментальной методики.

Отметим, что сравнение изучаемых показателей сформированности компонентов структуры воспитания нравственных качеств студентов, юношей и девушек, училища олимпийского резерва КГ и ЭГ в начале педагогического эксперимента не выявило достоверных различий (P>0,05). В конце педагогического эксперимента было обнаружено следующее. У выпускников КГ достоверные различия (Р<0,05) были зафиксированы только в показателях сформированности ответственности и рефлексивного компонента у юношей; у девушек ‒ только в показателях сформированности ответственности. Достоверных изменений (P>0,05) в других показателях сформированности структуры компонентов воспитания нравственных качеств студентов КГ не обнаружено.

Результаты нашего исследования также установили, что у выпускников ЭГ, юношей и девушек, обучавшихся по экспериментальной методике, отмечены достоверные изменения (P<0,05) показателей сформированности всех компонентов структуры воспитания нравственных качеств студентов. Исключением явились лишь показатели сформированности тактичности у юношей и совестливости у девушек, которые достоверно не изменились (P>0,05) по итогам педагогического эксперимента. Данный факт мы можем объяснить возрастными особенностями и полоролевой дифференциацией поведения личности юношеского возраста, а также спецификой деятельности в спорте высших достижений, сопряженной с многолетней  конкуренцией и систематической оценкой результатов достижений учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о возможности эффективного воспитания нравственных качеств студентов-спортсменов высокой квалификации, будущих педагогов физической культуры и спорта, в образовательном процессе училища олимпийского резерва нашла свое подтверждение.

 

Список литературы

1.     Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью / Е.В. Бондаревская. ‒ Ростов н/Д.: РГПУ, 2006. ‒ 504 с.

2.     Загвязинский, В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации/ В.И. Загвязинский // Журнал теоретических и прикладных исследований. ‒ 2012. ‒ № 4.

3.     Уэйнберг, Р.С. Основы  психологии спорта и физической культуры / Р. Уэйнберг, Д. Гоулд. ‒ Киев: Олимпийская литература, 2001. ‒ 335 с.