Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРА

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
02 мая 2020г.

Преобразования в области архитектуры связаны с поиском новых подходов к организации материально-пространственной среды. Происходит интеграция архитектуры прошлого и настоящего, разрабатываются концепции архитектуры будущего: по силуэту, пропорциям, масштабу, композиции.

Изменения в архитектурном проектировании влекут за собой поиски путей совершенствования подготовки архитектора в вузовской системе.

Обучение студентов в высшей школе по направлению «Архитектура» можно разделить на три блокам дисциплин: гуманитарный, технический, художественный. Они тесно взаимосвязаны и обеспечивают прочность, цельность, гармоничность подготовки будущего зодчего. Существенное внимание в данном образовательном процессе отводится художественным дисциплинам: архитектурному проектированию, архитектурной графике, композиционному моделированию, истории искусства и архитектуры, рисунку, живописи, скульптуре и т.д.

Изобразительный блок: «Рисунок», «Живопись», «Скульптура» относятся к обще профессиональным дисциплинам. Процесс подготовки по данным предметам должен быть направлен не только на достижение высокого уровня изобразительной грамотности, а и на приобретение знаний и умений профессиональной направленности. Изобразительная деятельность рассматривается как часть художественно-творческой подготовки зодчего. Совершенствование процесса обучения изобразительным дисциплинам должно осуществляться на реализацию тесного взаимодействия изобразительных и профессиональных задач. Следует определить в преподавании изобразительных дисциплин соотношение доли заданий, направленных на развитие изобразительных навыков, и заданий, которые максимально интегрируются в задания художественно-архитектурного блока.

«Мышление, - как отмечает художник-педагог В.С. Кузин, - есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей» [1, с.149]. Преобладание чувственного начала в сознании над аналитической стороной, и наоборот, часто может являться препятствием в изобразительной и архитектурной деятельности. На занятиях изобразительными дисциплинами, по нашему мнению, следует развивать мышление, в котором сбалансированы компоненты художественного сознания. Развитие художественно-образного и логического механизмов мыслительной деятельности позволит обеспечить эффективное формирование профессионально-художественного потенциала личности. Следовательно, конструирование методики обучения изобразительным дисциплинам следует направить на достижение гармонии логического и образного элементов мышления, на формирование знаний в области композиции, художественно-выразительных средств языка искусства, умений оперировать понятиями и образами.

По содержанию задания должны быть построены таким образом, чтобы при их выполнении работали сознание и интуиция. Это могут быть изобразительные работы, содержащие элемент противопоставления: по образному решению, типу движения в композиции, художественно-выразительным средствам языка искусства и др.

В качестве примера рассмотрим разработанные нами в курсе дисциплины «Рисунок» задания по рисованию архитектурных форм и композиций. Эти работы парные. В каждой паре рисунков заложен элемент противопоставления. Это могут быть контрастные по характеру образы: цельность – дробность (рис.1); лаконичность – сложность (рис.2); легкость – массивность; изящество – грубость; ритмичность - пластичность (рис.3); статичность-динамичность (рис.4); грациозность – тяжеловесность; изящество – грубость и др. Так же можно предложить парные задания на изучение изобразительно-выразительных средств язык искусств: ритм – пластика; контраст – аналогия; симметрия – асимметрия и др. В поиске решения образа концентрируется внимание студентов на использовании ограниченного круга художественно-выразительных средств. Изменяются формы по пропорциям, геометрическому характеру, конструкции, формообразующим линиям. Выделение одного из средств языка искусства среди других имеет условный характер. Он может доминировать в присутствии других, имеющих вспомогательный характер в данной композиции [2, с.80].





В процессе работы над замыслом, подбором элементов и выбором варианта композиции происходит постоянное общение преподавателя и студента. Им направляется внимание обучающихся на поиск и реализацию образа. Студентом создается несколько краткосрочных рисунков, происходит визуализация промежуточных решений. Поиски композиционных вариантов осуществляются на небольших форматах с применением различных графических материалов, техник. Это может быть и гуашь, придающая декоративность, пастель, дающая мягкость бархатистость, и тушь, перо и однотонная акварель, кисть.

После выбора сюжета, композиционной схемы, материала и техники исполнения, является компоновка и построение всех предметов композиции. Преподаватель на данном этапе помогает за компоновать и построить объекты на выбранном формате согласно выбранному композиционному решению.

На основе эскизной работы выполняется длительный рисунок. Он уже ведется выбранным художественным материалом и включает в себя решение основных задач линейно-конструктивного построения и тонального решения.

Затем выполняется детальная проработка всей композиции. Педагог так же подсказывает и советует студенту обратить внимание на те или иные детали, которые влияют на передачу характера композиции.

Итогом всей работы становится не только готовая художественная композиция, передающая замысел автора, но и опыт, полученный им в ходе выполнения задания в виде новых знаний, умений и навыков. Возможность использования в творческой композиции по представлению широкого спектра художественных средств, материалов для воплощения идеи способствует также нахождению студентом своего стиля.

Таким образом, при изучении изобразительных дисциплин эффективность развития профессионально-художественного мышления с гармоничным развитием образного и логического компонентов, зависит от соблюдения ряда педагогических условий:

·                                                знание содержания искусства и его художественно-выразительных средств языка;

·                                                умение подбирать необходимые художественно-организаторские и художественно- выразительные средства для достижения выразительности замысла;

·                                                выполнение парных заданий, в основе которых имеет место противопоставление по художественным характеристикам;

·                                                использование различных техник и графических материалов для усиления образного решения;

·                                                использование в обучении различных средств наглядности: презентаций с работами мастеров искусства, графических работ художников и студентов, моделей и макетов, педагогического рисунка;

·                                                применение информационных технологий для создания на мониторе вариантов решения задания.

 

Список литературы

 

1.        Кузин В.С. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. М.: Высшая школа, 1982.

2.        Мамугина В.П. Фантазийный рисунок в творческой самостоятельной работе студентов- архитекторов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Вып.1 (165). С. 78-85.