Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ФДО КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В условиях кардинальных изменений в обществе особую значимость имеет профессиональное образование, определяющее конкурентоспособность экономики и как следствие, успешность специалистов. В основных направлениях модернизации российской системы образования заложено понятие «успешность», критерием которой является формирование конкурентоспособной и мобильной личности студента, способной вырабатывать собственную профессиональную стратегию в меняющихся условиях.

Понятие «профессиональная успешность» используется работодателями при оценке результатов и качества образовательного процесса. Поэтому приоритетной задачей организации процесса подготовки специалистов является выявление закономерностей формирования профессиональной успешности студентов, установление условий и причин, ее обеспечивающих.

Одним из таких условий является получение студентами инженерного вуза дополнительных квалификаций на факультете дополнительно образования (ФДО). Одной из таких образовательных программ подготовки является направление «Преподаватель», которое вооружает студента инженерного вуза психолого- педагогическими знаниями. Эти знания расширяют поле профессиональной деятельности будущих инженеров. Они смогут не только выполнять функции инженера, но и работать мастерами производственного обучения, в системе повышения квалификации работников отрасли, преподавать в средних специальных учебных заведениях инженерные дисциплины.

Изучение сущности процесса подготовки студентов на факультете дополнительного образования, выявило следующее противоречие, связанное с необходимостью обеспечения формирования методической компетентности как условия развития профессиональной успешности студентов – будущих преподавателей инженерных дисциплин.

Понятие «профессиональная успешность» представлено в исследованиях В.Д. Библера, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой как сложное психолого-педагогических образование, необходимое для достижения продуктивности в профессиональной деятельности; как динамическое развитие профессионально-важных качеств личности будущего специалиста (Э.Ф. Зеер, Л.И. Новиков, А.В. Петровский); как способность человека добиваться успеха в течение длительного времени в профессиональной сфере (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов); как интегральное состояние специалиста, отражающее высокую степень его профессионализма (С.А. Дружилов).

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить, что исследуемое понятие многоаспектно [1]. Нами оно конкретизировано как субъектно-личностное состояние студента, отражающее динамику развития методической компетентности в процессе обучения и устойчивую мотивацию к выполнению профессионально-педагогических функций на высоком уровне. Выявленные сущностные характеристики понятия «профессиональная успешность студента» представлены в Табл.1.

Процесс формирования профессиональной успешности проходит на занятиях по дисциплине «Основы методики преподавания инженерных дисциплин». Успешный преподаватель – это, прежде всего успешный методист, способный организовать процесс обучения на высоком профессиональном уровне. Методическая компетентность – среди различных видов компетентности преподавателя занимает одно из ведущих мест [2]. Она интегрирует всю систему специально-научных, психологических, педагогических знаний и умений и имеет четко выраженный прикладной характер. В настоящее время компетентным можно считать преподавателя, который владеет методикой преподавания своего предмета, определяет свое отношение к различным методическим системам и обладает своим индивидуальным стилем деятельности в методике.



   Таблица 1

Сущностные характеристики понятия «профессиональная успешность студента»


Критерии

Показатели

 

Мотивационно-ценностный

Готовность к формированию собственной профессиональной

успешности, мотивация успеха.

 

Деятельностный

Ориентация          на          профессиональную          деятельность,

продуктивное усвоение знаний, умений и навыков.

 

Личностный

Способность к самообразованию и саморазвитию, творческий

потенциал, активность.

 

Занятия проходят в форме педагогической студии, где происходит включение студентов в систему знаний о профессиональной успешности, обеспечение динамического развития методической компетентности, мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Обучение в студии проходит в 4 этапа. На первом этапе студент знакомится с теоретическим материалом на проблемных лекциях, с помощью электронного курса и самостоятельного поиска необходимой информации. Параллельно решаются следующие задачи: развитие представлений о педагогических ситуациях, профессионально значимых качествах и умениях преподавателя высшей школы. Второй этап - практические занятия, на которых решаются методические задачи, разрабатываются примерные рабочие программы по инженерным дисциплинам, раздаточные материалы. На третьем этапе с использованием активных и интерактивных методов происходит анализ и обсуждение разработанных материалов. Студенты проводят фрагменты разработанных занятий по различным предметам, используя свои разработки и средства кодирования учебной информации. На заключительном этапе происходит анализ проведенной деятельности, делаются выводы и рекомендации по изучаемой теме. Обучение студентов умению определять и использовать свои сильные стороны для достижения продуктивности в педагогической деятельности, коммуникативные умения, умения самовосприятия, саморефлексии.

Модель формирования профессиональной успешности включает следующие компоненты. Содержательный компонент – содержание дисциплины «Основы методики преподавания инженерных дисциплин». Содержание направлено на формирование методических умений и овладения образовательными технологиями для организации процесса обучения инженерным дисциплинам. Технологический компонент - технология коллективного само - развивающего имитационно-моделирующего обучения, анализ методических ситуаций. Рефлексивно-оценочный компонент – самоанализ и самооценка своей деятельности. Диагностико- результативный компонент – определение динамики формирования профессиональной успешности студентов.

Изучение стремления достичь успеха и избежать неудач по методике Т. Элерса «Мотивация к успеху и избегание неудач» показало, что 64,5 % студентов против 29% до эксперимента имеют высокий уровень выраженности мотивации к успеху, 25,8 % против 48,4% до эксперимента имеют средний уровень выраженности мотивации к успеху, 9,7 % против 22,6% до эксперимента имеют низкий уровень выраженности мотивации к успеху. Анализ результатов показал, что для студентов с высоким мотивационным комплексом характерна продуктивная учебная деятельность, стремление получить высокие результаты, проявить инициативу и творчество. Оценка результативности обучения показало, что из 62 студентов, принимавших участие в эксперименте, экзамен на «отлично» сдали 40 человек, на «хорошо» 21 человек и один человек на «удовлетворительно». На педагогической практике, которая проходила в средней школе, бала отмечена хорошая подготовка студентов инженерного вуза. В отзывах преподавателей даже отмечалась их превосходство по сравнению со студентами педагогической направленности.

В заключении можно сделать выводы:

Анализ литературы по проблеме профессиональной успешности позволил расширить и конкретизировать это понятие применительно к подготовке студентов, выделив ее как субъектно-личностное образование.

Повышение эффективности обучения и развития личности студентов обеспечивается созданием организационно-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют создание успешной образовательной среды с использованием активных и интерактивных методов обучения, вовлечение в совместную продуктивную деятельность, оценку и самооценку полученных результатов. Полученные результаты не претендуют на полноту  решения проблемы и выступают в качестве одного  из возможных  направлений формирования профессиональной успешности студентов в процессе подготовки на факультете дополнительного профессионального образования.

 

Список литературы

1.      Жемухова Л.З. Успешность учителя как педагогическая проблема//Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. – №109. СПб., 2009. – С. 103-108.

2.      Хацринова О.Ю. Развитие методической компетенции преподавателя химико-технологических дисциплин научно исследовательского университета // Вестник технологического университета, №7. Казань, КГТУ. – 2011. – С.241-245.