Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МАГИСТРОВ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В условиях динамично меняющейся международной обстановки, новых угроз безопасности, обострения мировых и внутренних экономических и политических проблем в России все более остро возникает необходимость профессионального аналитического обеспечения, решения оперативных задач в различных ведомствах страны. Тем более, что наступает время интенсивной интеллектуализации всех сфер жизни общества. Возникает потребность в повышении качества профессионального образования и подготовки кадров высшей школы в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Информационно-аналитическая деятельность (ИАД) страны представляет собой разновидность ситуативно-проблемного анализа. Это целенаправленная деятельность по сбору, обработке и анализу информации о сложных (самоорганизующихся и саморазвивающихся) социальных, политических и экономических системах, составляющих объект управления госоргана [4]. В качестве реализации задач организации ИАД выступает комплексная многоаспектная проблема государственного значения, где необходима целенаправленная и системная работа в общенациональном масштабе. Достичь необходимого эффекта без такой работы невозможно. Накопленный опыт информационно-аналитической работы в разных сферах управления и по различным аспектам аналитической деятельности (А.И. Доронин, Н.И. Ильин, П.Ю. Конотопов, Ю.В. Курносов, К. Поппер, Б. Рассел и др.) показывает наличие важных не до конца решенных проблем в области подготовки кадров для выполнения этой работы. Ключевым элементом подготовки кадров высшей квалификации в вузе является необходимость в разработке программы обучения магистрантов [6]. При этом речь идет не только о теоретической составляющей подготовки будущих магистрантов, но и о формировании у них практических навыков выполнения аналитической работы.

Основными принципами аналитической деятельности является целенаправленность, системность, своевременность, инициативность, объективность, непрерывность, гибкость, актуальность, активность, достоверность, полнота, альтернативность и обоснованность. Большинство из этих принципов часто используется специалистами-аналитиками скорее интуитивно, нежели на научной основе. В то же время только четкая организация ИАД способна обеспечить решение задач информационного обеспечения государственного управления.

Известно, что в настоящее время становится принципиально важной и активно обсуждаемой проблема компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования в России [7]. Она рассматривается в работах ведущих зарубежных и российских ученых А.Г. Бермуса, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, Н.А. Кобзевой [1], О.И. Окуловского [2], Е.С. Полата, А.В. Хуторского, Г.П. Щедровицкого, В.Д. Шадрикова [7] и др.

Одной из профессиональных компетенций будущего специалиста является готовность к непрерывному поиску нового знания, к грамотному его использованию. Именно она определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность специалиста в обществе. Профессиональная деятельность специалиста аналитического профиля предполагает наличие определѐнного набора компетенций.

На основе теории компетенций, разработанной Ю.А. Тихомировым [5], можно выделить ключевые компетенции современного специалиста-аналитика:

1.   Системное мышление, видение развития процессов: системный и структурированный подход к решению проблем; способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы, понимание приоритетов, анализ альтернатив и нахождение оптимальных вариантов решений; способность нести ответственность за принятие решений; способность видеть направления развития бизнеса, составлять точный прогноз тенденций развития рынка.

2.        Аналитические способности: логичность, методичность, тщательность в решении проблем, рациональность, упорядоченность, предсказуемость, учет деталей; умение формально правильно связывать суждения, последовательно мыслить и действовать; точный и систематический анализ факторов, влияющих на будущее компании.

3.      Инновационность: способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу, управлять творчеством; умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения.

4.     Гибкость: готовность к изменениям; способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения, давать оценку результатов.

5.      Ориентация на систематическое развитие: обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике; готовность к анализу своих достижений и недостатков, разумному использованию чужого опыта.

6.    Организаторские способности: способность управлять людьми, умение организовать себя и коллектив для решения задач: расставлять приоритеты, концентрироваться на важном, планировать, контролировать; умение эффективно собирать и направлять в нужное русло ресурсы, необходимые для реализации планов; умение рационально вести беседу, говорить по телефону, вести корреспонденцию, документацию.

Особое место среди них занимают аналитические способности, которые обеспечивают возможность эффективно трудиться и продолжать профессиональное образование [3]. Под аналитическими способностями будущего специалиста понимается специальные мыслительные действия, направленные на выявление, оценку и обобщение полученных знаний, анализ и перевод их в новое качественное состояние. В ходе развития аналитических способностей специалисты учатся выстраивать логические цепочки, соотносить их с ключевыми понятиями и категориями, конкретизировать проблему исследования, проникать в глубину содержания, создавать ассоциативные ряды понятий, грамотно формулировать вопросы, правильно их задавать, рассуждать, приводить аргументы и доказательства, преодолевают страх публичных выступлений.

На основе анализа психолого-педагогической литературы (Т.П. Соломонова, О.И. Сторожева и др.) можно сказать, что создание мотивационной среды для формирования аналитических умений является основным условием формирования аналитических способностей обучающихся. Таким образом, для выработки информационно-аналитической компетентности в результате профессиональной подготовки необходимо сформировать у будущего специалиста следующие профессиональные компетенции:

– способность осуществлять выбор методов и способов хранения информации, степени еѐ достоверности и полезности для решения задач информационно-аналитической деятельности;

– способность разрабатывать и выбирать проектные решения по использованию технологий систем поддержки принятия решения, включая статистический и интеллектуальный анализ информации, имитационное моделирование, экспертные системы;

– способность применять методики первичной обработки информации, поиска, отбора и анализа фактов;

– способность использования методологии и методик оценки и прогнозирования социально- экономической, общественно-политической ситуации и подготовки информационно-аналитических материалов;

– способность разработки вариантов решений по выявленным тенденциям развития явлений и процессов социально-экономической и общественно-политической ситуации.

К основным направлениям развития аналитической компетенции специалистов в высшей школы относится:

–   создание мотивационной основы для формирования аналитических способностей;

–   поэтапное формирование аналитической компетенции на основе единства мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов процесса обучения.

Одной из составляющих аналитической компетенции являются профили компетенций, связанные с управлением информацией и знаниями, которые включают, но не ограничиваются, следующими компетенциями: способность к эффективному поиску информации в Интернете, способность к оценке и классификации данных, умение превращать информацию в знания, анализировать ее, хранить, эффективно применять и делиться полученным знанием; понимать основные принципы развития информационной среды, способность самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками; умение вести эффективную дискуссию в Интернете, представлять и защищать свои письменные работы, включая работу в иноязычных онлайновых сообществах; навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации; навыки работы с основными статистическими пакетами и программами анализа сетей. Другая составляющая – профили компетенций, связанные с анализом и синтезом образовательной ситуации, включают, следующие компетенции: способность к комплексному теоретическому и ситуационному анализу педагогических, социально-экономических и культурных процессов в образовательной среде; к сравнительному анализу и синтезу; к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной теоретической задачи; к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов; знание основных глобальных тенденций развития образования и учет их влияния на локальные институты; умение визуализировать полученные в рамках анализа данные, к научной интерпретации полученных данных; способность определять и разрабатывать индикативные показатели деятельности образовательных сообществ, выстраивать на их основе самостоятельные системы оценок.

Таким образом, особую актуальность приобретает формирование аналитических способностей специалистов, которые способствуют успешной информационно-аналитической деятельности магистрантов в процессе профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1.      Кобзева, Н.А. Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе / Н.А. Кобзева // Молодой ученый. – 2011. – № 2. Т.2. – С. 89–92.

2.      Окуловский О.И., Компетенции и компетентностный подход в обучении / О. И. Окуловский // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 499–500.

3.      Соломонова, Т.П. Роль аналитической компетенции    в  становлении  будущего  специалиста   / Т.П. Соломонова // сб. науч. трудов Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов» / Т.П. Соломонова. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – С. 82–85.

4.      Старкин, С.В. О практике обучения и переподготовки сотрудников информационно-аналитических подразделений разведывательного сообщества США / С.В. Старкин, С.В. Кривов // Международные отношения.       Политология.       Регионоведение       Вестник       Нижегородского        университета им. Н.И. Лобачевского. – 2011. – № 6 (1). – С. 332–338.

5.      Тихомиров, Ю.А. Теория компетенций / Ю.А. Тихомиров. – М., 2001. – 119 с.

6.      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012 г. № 53 (часть I). Ст. 7598.

7.      Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.