Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Истинный смысл всех воспитательных воздействий как стимулов, ускоряющих динамику внутренних побудителей к психической и практической активности, проявляется, прежде всего «…в общей системе отношений целостного педагогического процесса особое внимание уделяется субъект-субъектной стороне и раскрываются для практической педагогики различные пути и методы развития субъект-субъектных отношений педагога и воспитанника» [6, 13]. Приятные эмоциональные переживания рождают потребность в их постоянном повторении, явствую «…цель для другого человека, а не средство…» [6, 13].

Особым и приоритетным направлением деятельности в условиях модернизации педагогического образования является система воспитания в средних профессиональных образовательных учреждениях, так как она нацелена на формирование, развитие, саморазвитие личности студента и преподавателя в условиях постоянного субъект-субъектного взаимодействия: соуправления, сотворчества и сотрудничества. «Известный футуролог Э. Тоффлер утверждает, что современное постиндустриальное (развитое в экономическом, социальном, научном и культурном плане) общество характеризуется стремительными изменениями, происходящими во всех областях, временностью, новизной и многообразием выбора» [1, 98]. В связи с этим важно понимать, что собой представляет воспитательный потенциал образовательного учреждения в профессиональном становлении будущего педагога.

Здесь необходимо использовать весь спектр возможностей социально-культурной деятельности, ведь «…это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяющих социализирующие воспитательные процессы» [5, 144-145]. Личностную составляющую можно рассматривать как наиболее значимую, поскольку все другие направлены на реализацию потенциальных возможностей личности, развития как преподавателя, так и студента; в свою очередь личностные особенности создают своеобразие воспитывающей среды. «Человек стремится глубже понять то, что для него имеет значимость, особый смысл. Существенной чертой понимания является и то, что оно многогранно и неисчерпаемо» [3, 70].

Совершенно по-другому и особо, на наш взгляд, должна выглядеть жизнедеятельность педагогического колледжа. Здесь важно, чтобы будущий педагог формировался в условиях, где приняты гуманистические идеалы и ценности. Очень часто «у студентов … имеется установка на то, что гуманитарные дисциплины являются не более чем «информационный шум» и что они занимают в их специальной подготовке второстепенное место» [2, 104]. Поэтому воспитательная работа в колледже должна тесно взаимодействовать с учебно-познавательной спецификой, «…при этом гуманизация образовательного пространства является важным условием реализации герменевтического принципа в профессиональном обучении студентов, т.к. понимание здесь выступает сущностной характеристикой целостного педагогического процесса, которая пронизывает всю его ткань» [3, 71].

Главными компонентами социокультурной системы педагогического колледжа являются управленческий, организационный, содержательный, технологический и коммуникативный. Она должна строиться на безусловной взаимосвязи и взаимозависимости всех направлений работы при максимальном использовании воспитательного потенциала колледжа. В качестве основы могут быть приняты концептуальные положения, которые вбирают в себя уже накопленный положительный опыт, новые идеи и реализуются в решении конкретных задач, в содержании, формах и методах воспитательной работы.

Цель и задачи педагогического образования сегодня составляют непрерывное общее и профессиональное становление, развитие и саморазвитие учителя, которого характеризуют гуманистическая направленность личности, любовь к детям, интерес к внутреннему миру ребенка, уважение индивидуальной неповторимости ребенка; патриотизм, гражданская и социальная ответственность; подлинная интеллигентность, духовно- нравственная культура, желание и умение сотрудничать, добросовестность в выполнении профессиональных обязанностей; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном саморазвитии, профессиональном самообразовании и самосовершенствовании; физическое  и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. «Одно из требований времени к системе профессионального образования

– это обеспечение инновационного содержания профессиональной деятельности специалистов на протяжении всей жизни. Сегодня требуется такое развитие личности, которое даст ей возможность справляться с большим количеством ситуаций неопределенности, быть способной к преодолению многочисленных стрессов, уметь опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности, путем саморазвития личностных и профессиональных качеств» [4, 101].

Эффективное использование разнообразных средств и форм в развитии будущего педагога обусловлено сочетанием всех составляющих воспитательного потенциала, а именно: совершенствование воспитательных возможностей образовательного процесса осуществляется в ходе целенаправленной работы всех педагогов колледжа; преподаватели широко используют в учебно-воспитательном процессе принципы и инновационные подходы, активные формы и методы обучения и воспитания (проблемные лекции и семинары, лекции-диалоги, дискуссии, конференции, анализ ситуаций и решение педагогических задач, организационно-деятельностные, ролевые, деловые, блиц-игры, технологическое проектирование и моделирование, педагогические мастерские и студии, общественные смотры знаний, учебные конкурсы и другие формы коллективной творческой деятельности). Кстати, проводить их моно и нужно не только в аудиториях колледжа, но и в различных учреждениях социально-культурной сферы.

Показательным примером реализации воспитательного потенциала колледжа является также проведение конкурса педагогического мастерства, так как это интегрированная форма коллективной творческой деятельности, активный метод профессиональной подготовки будущего педагога-воспитателя, средство развития способностей и педагогической техники, важный этап контроля и оценки уровня сформированности необходимых знаний, практических умений и навыков, личностных качеств.

Другое  важное  направление  реализации  воспитательного  потенциала  колледжа  –  использование возможностей учреждений социально-культурной сферы. Учебно-воспитательная работа колледжа успешно строится на основе взаимодействия и сотрудничества с музеями, театрами, библиотеками, клубами, центрами культуры и творчества, главной особенностью которых является воспитание и развитие человека средствами социально-культурной деятельности. Все они имеют необходимые условия для формирования социально значимых качеств личности будущего специалиста и становления его мировоззренческих и нравственных ориентиров. Аксиологическая направленность их деятельности способствует повышению качества общего и профессионального образования будущего педагога-воспитателя, погружает их в культуротворческую деятельность. Например, в учебно-воспитательной работе со студентами театр рассматривается как действенное средство формирования духовно-нравственных, эстетических и этических качеств будущего педагога. С этой целью проводятся необычные формы работы со студенческой аудиторией: выездные спектакли, театральные студии и театральные уроки, обсуждение спектаклей, творческие встречи с коллективом театра, экскурсии по театральному музею, его цехам и хранилищу.

Разработанная нами концепция воспитательной работы педагогического колледжа на основе пространства современной социально-культурной деятельности позволит эффективно реализовать воспитательный потенциал во всех его составляющих, что обеспечит качественную профессиональную подготовку педагога-воспитателя, способного к творческой деятельности и плодотворному воспитанию подрастающего поколения.

 

Список литературы

1.      Косибород, О.Л., Леденев В.В. Формирование жизненной перспективы школьников с ограниченными возможностями здоровья: социально-культурные аспекты // 21 век: фундаментальная наука и технологии»: материалы V международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2014 г.: Том 1. North Charleston, SC, USA, 2014. – С.

2.      Леденев, В.В., Косибород О.Л. К вопросу о совершенствовании интереса студентов к дисциплинам гуманитарного цикла // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: сборник научных трудов международной научно-практической конференции (8 декабря 2014 г.). Воронеж, 2014. – С.

3.      Леденев, В.В. О развитии личности посредством герменевтически направленного образования // Путь науки. 2014. Т. 2. № 9 (9). – С. 70-72.

4.      Леденев, В.В. Проблематика гуманитарного знания в профессиональном саморазвитии студента // Вестник экономической интеграции. 2014. № 5 (74). – С. 101-105.

5.      Леденев, В.В. Социально-культурные условия взаимодействия социального педагога и семьи: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. – 228 с.

6.      Леденев, В.В. Социально-культурные условия взаимодействия социального педагога и семьи: автореф. дис.…к.п.н. – Москва, 2003. – 24 с.