15 апреля 2017г.
Введение
В последнее время фактор «техника – координация» рассматривается специалистами как один из главных резервов повышения технико–тактического мастерства и эффективности соревновательной деятельности, а также как один из основных критериев, применяемых при отборе детей и молодежи к занятиям спортивными играми (Л.П. Матвеев, 2008; В.И. Лях, 2006).
Все знают, что техника и координация связаны, но как конкретно отдельные технических приёмы зависят от видов координационных способностей (КС) не уточняется.
Цель исследования: выявить взаимосвязи показателей координационных способностей и технической подготовленности футболисток16-18 лет.
Методы и организация исследования
Исследование проводилось на базе Великолукской государственной академии физической культуры и спорта г. Великие Луки. В исследовании принимало участие 12 футболисток, в возрасте 16-18 лет.
Для определения уровня технической подготовленности был использованы следующие тесты: «бег 30 м с ведением мяча», «бег 5х30 м с ведением мяча»,«ведение мяча по «восьмерке»», «обегание стоек и ударом носком в цель», «удар по мячу в цель»,«ведение, обводка стоек и удар по воротам», «жонглирование мячом». Данный блок тестов наиболее полно позволяет определить уровень технической подготовленности футболисток. Показатели, полученные в ходе исследования информативны и надежны.
На основе анализа научно-методической литературы было выявлено, что для оценки координационных способностей можно использовать следующие тесты: для оценки способности к кинестезическому дифференцированию - «прыжки на разметку», «бег к пронумерованным набивным мячам»; для оценки способности к динамическому равновесию - «балансирование на гимнастической скамейке»; для оценки способности к ритму - «спринт в заданном ритме»; для оценки согласованности движений в пространстве - «ведение мяча ведущей ногой в беге с изменением направления движения»; для оценки общих координационных способностей - «челночный бег (3х10м)»; для оценки вестибулярной устойчивости - «три кувырка вперед».
Результаты исследования и их обсуждение
При тестировании технической подготовленности нами были получены следующие статистические данные: «бег 30 м с ведение мяча» - 5,56 секунд (средний уровень), «бег 5х30 м с ведением мяча» - 33,32 секунды (высокий уровень); «ведение мяча по «восьмерке»» - 17,76 секунд (средний уровень); «ведение, обводка стоек и удар по воротам» - 7,08 секунд (высокий уровень); «обегание стоек и удар носком в цель» - 2 попадания (средний уровень); « удар по мячу в цель» - 4 попадания (высокий уровень); «жонглирование мячом» - 13 раз (средний уровень).
При оценке координационных способностей нами были получены следующие результаты по координационной подготовленности: для оценки способности к кинестезическому дифференцированию - «прыжки на разметку» - 3,88 сантиметров (хороший уровень), «бег к пронумерованным набивным мячам» - 10,77 (средний уровень); для оценки способности к динамическому равновесию - «балансирование на гимнастической скамейке» - 8,58 секунд (низкий уровень); для оценки способности к ритму - «спринт в заданном ритме» - 5,59 секунд (отличный уровень); для оценки согласованности движений в пространстве - «ведение мяча ведущей ногой в беге с изменением направления движения» - 13,10 секунд (средний уровень); для оценки общих координационных способностей - «челночный бег (3х10м)» - 9,34 секунды (средний уровень); для оценки вестибулярной устойчивости - «три кувырка вперед» - 4,28 секунд (средний уровень).
Для выявления взаимосвязей между технической подготовленностью и координационными способностями проведен корреляционный анализ, которой показал наличие следующих связей.
«Бег 30 метров с ведением мяча» имеет прямо пропорциональные взаимосвязи с показателями:
челночный бег 3х10 метров (r=0,66, p≥0,05); три кувырка вперед (r=0,82, p≥0,05); спринт в заданном ритме (r=0,81, p≥0,05).
Данные связи показывают, что при включении упражнений в учебно-тренировочный процесс для вестибулярной устойчивости и способности к ритму будет улучшаться и совершенствоваться ведение мяча. Этот технический прием необходим для игровой деятельности и определяет направление игрока на площадке.
«Бег 5х30 метров с ведением мяча» имеет прямо пропорциональные взаимосвязи с: челночный бег 3х10 метров (r=0,62, p≥0,05); три кувырка вперед (r=0,77, p≥0,05); спринт в заданном ритме (r=0,81, p≥0,05).
Данные связи показывают, что при использовании упражнений для развития общих КС, способности ритму и вестибулярной устойчивости будут положительно влиять на совершенствование ведения мяча, а также для улучшения зрительного контроля за мячом и командных тактических действий в атаке. В данном возрасте футболисток очень трудно добиться совершенствования технического приема ведения мяча. Улучшить результативность и эффективность можно только за счет развития координационных способностей к ритму, отражающих способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющими условиями игровой деятельности, вестибулярной устойчивости – способности точно выполнять двигательное действие.
«Ведение мяча по «восьмерке», отражающий эффективность ведения мяча имеет прямо пропорциональные взаимосвязи с показателями теста: «три кувырка вперед» (r=0,61, p≥0,05).
Рассмотрев результаты технического прием «ведения мяча», обнаружена связь с вестибулярной устойчивостью. Ведение мяча в футболе имеет ситуативный характер, которое задает скорость перемещения мяча и задает темп игры. В различных игровых ситуациях игрок выполняет технический прием на минимальном участке поля при противодействии соперника. Важное значение имеет развитие вестибулярной устойчивости футболисток, так как это один из главных видов координационной способности отвечающих за выполнение различных разворот, перемещений с мячом. Поэтому тренеру необходимо выделять время для развития данной координационной способности, в частности можно использовать кувырки с мячами, повороты, вращения головой и т.д.
«Ведение, обводка и удар по воротам»показатель, отражающий эффективность техники ударов имеет прямо пропорциональные взаимосвязи с: три кувырка вперед (r=0,53, p≥0,05); ведение футбольного мяча ведущей ногой в беге с изменением направления движения (r=0,68, p≤0,05).
Полученные взаимосвязи показывают, что «техника ударов» зависит от способности к вестибулярной устойчивости и согласованности движений. Выполнение ударов в футболе происходит в одноопорном положении, ОЦТ направлено на опорную ногу, поэтому необходимо хорошее развитие вестибулярной устойчивости, в частности способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражителей. Также огромное значение для результативности техники ударов играет развитие координационных способностей к согласованности движений, отражающих соединение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации. Включение данных видов координационных способностей в тренировочный процесс позволит улучшить результативность техники ударов.
«Жонглирование мячом», отражающий контроль над мячом имеет обратно пропорциональные взаимосвязи с: три кувырка вперед (r=-0,52, p≥0,05);
ведение футбольного мяча ведущей ногой в беге с изменением направления движения (r=-0,55, p≥0,05).
Эти взаимосвязи указывают на то, что«контроль мяча» зависит от способности к вестибулярной устойчивости и согласованности движений. Следовательно, для повышения результатов данного технического приема, необходимо включать в тренировочный процесс упражнения, относящиеся к данной группе координационных способностей. В частности, можно использовать бег вперед - поворот на 180° - бег спиной вперед - поворот на 180° - бег вперед; бег спиной вперед с поворотами на 180° и 360°; бег спиной вперед с обеганием стоек (набивных мячей и т.п.) «змейкой». Данный технический прием определяет способность игрока эффективно управлять мячом в различных игровых ситуациях.
Выводы
Таким образом, изучаемые показатели координационных способностей имеют средние и сильные взаимосвязи с технической подготовленностью
Полученные результаты исследования подтверждают, что на повышение уровня технической подготовленности футболисток влияют конкретные виды координационных способностей, развивая которые можно повысить результативность игры.
Список литературы
1. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт; СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.