Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ОВЛАДЕНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫМИ УМЕНИЯМИ СТУДЕНТАМИ- ПЕРВОКУРСНИКАМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Введение.

Обучение плаванию определяется многими факторами: возрастом обучаемых, целью и задачей курса обучения, методикой преподавания и условиями проведения занятий, а также продолжительностью обучения на воде.

При начальном обучении слабоплавающих юношей и девушек, а также неумеющих держаться на воде, следует выделить освоение техники традиционных способов по элементам и в полной координации, при плавании различными стилями, как спортивными, так и самобытными. Определѐнное внимание должно быть уделено методике исправления ошибок у новичков при овладении за 10-12 занятий элементами техники плавания, согласованию  движений с  дыханием,  плаванию  облегченными способами,  обеспечивающими безопасность занимающихся при нахождении в водной среде. При этом успешность обучения во многом зависит от формирования специфических двигательных умений, развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма обучаемых [1, 2, 4].

Для того чтобы усовершенствовать методику обучения студентов плаванию был проведен педагогический эксперимент с использованием спортивной и самобытной направленности.

Организация исследования. В исследовании применялись: анализ специальной литературы, педагогические наблюдения (непрерывные и дискретные), инструментальный метод (спирометрия), метод визуально-экспертной оценки [5] и методы математической статистики.

Исследования проводили на базе плавательного бассейна ГУУ, с участием 2-х групп студентов - первокурсников, в возрасте 17-18 лет, по 22 чел. в контрольной и экспериментальной группах.

Отобранные упражнения выполнялись в течении одного семестра с целью выявления эффективности экспериментальной методики, включающей в себя:

1.      Формирование двигательной готовности к образованию базового навыка плавания (умение удерживаться на поверхности воды и передвигаться по ней с помощью гребковых движений и выдохов в воду).

2.      Образование базового навыка плавания на основе сформированной готовности для проплывания различных отрезков дистанции.

3.      Совершенствование  базового навыка  плавания и формирования двигательной готовности к освоению спортивной и самобытной техники.

Студенты ЭГ обучались по экспериментальной, а КГ по рекомендованной Гос. комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму методике [1]. Основная направленность упражнений на формирование элементов двигательной готовности ЭГ была следующей: навык фиксации плоской кисти и опоры о воду гребущими частями рук, ног; координация движений с выполнением пространственных заданий; развитие способности к одновременному напряжению работающих и расслаблению неработающих мышц; увеличение мощности дыхательных мышц, с помощью специфических упражнений; увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе и выдохе.

В зависимости от генетически предрасположенного характера движений ног и выбранного способа движений руками каждый неумеющий плавать студент ЭГ обучался выдохам в воду и отрабатывал элементы техники выбранного способа, для последующего согласования их с дыханием на каждый цикл движений.

В структуре движений ног, как и предполагалось, встречались только три основных разновидности: одновременная симметричная, одновременная ассиметричная и попеременная [1,3]. В структуре движений рук больше разновидностей, так как и подготовительные, и рабочие движения выполнялись над водой, под водой, одна рука под водой, другая над водой.

Оценка эффективности техники самобытного способа доказывает возможность применения унифицированной методики для всех способов [3].

Результаты и их обсуждение. Исследование положения туловища пловца в воде (Рисунок 1) показало, что обтекаемость (скольжение) и плавучесть, судя по средней арифметической была лучше в ЭГ 2,95 и 2,10; 2,52 и 1,31, чем в КГ, соответственно. По показателям равновесия испытуемых ЭГ 1,74 превосходили недостоверно испытуемые КГ 1,93. Очевидно, обращает на себя внимание функциональная подготовленность обучаемых, характеризующаяся сравнительно большим объемом вдыхаемого воздуха (ЖЕЛ), способностью задерживать дыхание на более продолжительное время, что соответственно для равновесия может оказаться и отрицательным фактором, p > 0,05.


При проведении педагогического эксперимента развитию функциональной подготовленности и точности пространственной ориентировки уделялось особое внимание. Благодаря этому студенты ЭГ выполняли гребки с большей амплитудой и меньшим количеством энерготрат, различия достоверны, p<0,05. При дальнейшем обучении первокурсников по общепринятым методикам, навык плавания формируется без учета переноса двигательных качеств, а освоение спортивного или самобытного способа начинается с первых занятий, когда юноши и девушки ещѐ не адаптировались к водной среде. Выполнение специальных упражнений позволило значительно увеличить функциональную подготовленность обучаемых. Студенты ЭГ были в целом оценены выше, студентов КГ, в выполнении функциональных тестов. ЖЕЛ ЭГ 3,22; КГ 2,40. Как видно на рис. 2 время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге в воде) у испытуемых экспериментальной группы была на 5  с половиной секунд больше, чем контрольной. Удерживание в вертикальном положении с выдохами в воду достоверно было дольше в ЭГ, 37,65 секунд против 28,14 достоверность подтверждается, p<0,05.

Итоговая оценка элементов техники плавания в целом была выше в ЭГ в таких показателях как: характер движений руками и ногами, согласование движений руками, ногами и дыхания. Лучшее выполнение теста «Удерживание на плаву с помощью водно-опорных движений» студентами экспериментальной группы, 24,33 и

16,82 соответственно, свидетельствует об эффективности создания специфической двигательной базы навыков, которая потом способствует более быстрому освоению плавательных умений.

Т.о. главная цель обучения – приобретение базового навыка плавания на основе двигательной и функциональной готовности студентов-первокурсников. Обязательные составляющие элементы обучения – водно-опорные умения и развитие дыхательной системы.

 

Список литературы

1.      Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов/Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 397 с.

2.      Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования. – Ч. II:учебник. – Одесса: Друк, 2006. – 696 с., ил.

3.      Малыгин, Л.С. Обучение плаванию спортивным и самобытным способами на основе двигательной готовности: учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов физической культуры / Л.С. Малыгин [и др.]; МГАФК. – Малаховка, 2014. – 124 с.

4.      Раевский, Д.А. Взаимосвязь двигательной и функциональной готовности при обучении студентов плаванию / Д.А. Раевский, Т.Е. Сиверкина, Ж.Б. Егорова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М., 2013. - №5. С. 41 – 43.

5.      Хальянд, Р.Б. Модели спортивного плавания с методикой совершенствования и контроля. [Р.Б. Хальянд, Р.Р. Каал, Т.А. Тамп]. – Таллин,1984. – 98 с.