Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга  и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное, значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека. Немаловажное значение в современных социально- экономических условиях является необходимость профессиональной физической подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Это ставит важную задачу — целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость.

Современный педагогический процесс состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместимость их с государственным стандартом высшего образования и требованиями модернизации вузов.

Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Педагогический процесс физического воспитания студентов должен отвечать потребностям общества в подготовки здоровых, физически образованных специалистов в различных областях экономики. Принципы государственной политики в области образования отражают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Физическое воспитание студентов направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и спорта и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в вузе и дома, отражает целенаправленность (цели и задачи) вузовской программы российской системы физического воспитания. В связи с этим следует сформировать эффективную структуру процесса физического воспитания студентов и создать новое педагогическое мышление преподавателя физического воспитания.

Развитие студентов осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько совершенствованием личности, обучением студента самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей занимающихся студентов.

Всеми перечисленными обстоятельствами определяется структура современного процесса физического воспитания студентов, которая состоит из 3 компонентов таких как:

1.     Целеноправленость физического воспитания

2.     Качество физического воспитания

3.     Управление процессом физического воспитания.

Настоятельная потребность общества в физическом и социальном оздоровлении (об их взаимосвязи никто уже не спорит) ставит перед спортивной наукой целый ряд новых проблем и задач. Научно-методическое подкрепление вопросов развития оздоровительной физической культуры, массового спорта и спорта для всех значительно отстает от исследований по проблематике спорта. Нерешенным остается ключевой вопрос спорта для всех: как привлечь к регулярной физической активности, как сформировать потребность к ней. Несмотря на наличие эффективных спортивно-оздоровительных методик и систем в повседневной жизни их использует лишь незначительная часть студентов. Педагогическая система вовлечения в регулярные физкультурно- оздоровительные занятия практически отсутствует.

В то же время многие специалисты отрасли рассматривают данную проблему как чисто управленческую и даже более узко – как финансовую. По нашему мнению, успешное развитие физической культуры для всех категорий населения, и студенческой в частности, - это не только политическая, но научная проблема. Без решения вопросов методологического и концептуального обеспечения студенческого спорта его развитие будет осуществляться вслепую, бессистемно, в конечном счете, неэффективно, не будет соответствовать тем социальным ожиданиям, которые на него возлагаются.

Несмотря на увеличение финансовой  поддержки физической  культуры, и спорта, ощутимые успехи имеются лишь на традиционном направлении – в спорте высших достижений, в то же время подавляющая часть населения остается в стороне от практики физической культуры и спорта и их ценностей.

Этот факт убедительно свидетельствует о необходимости переосмысления сложившейся практики и выработки современной научно обоснованной концепции развития физической культуры и спорта для всех.

В связи с этим повышается социально-экономическое значение качественной профессиональной, в том числе физической, подготовки специалистов, чей труд в условиях современного научно-технического прогресса имеет особое значение. Физическое воспитание в системе высшего образования опирается на новые технологии преподавания, обеспечивающие профессиональную психофизиологическую готовность.

В последнее время были сделаны попытки научного исследования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Тем не менее, к настоящему времени психофизиологические особенности профессиональной подготовки студентов мало исследованы. Представляется, что достаточный минимум развития профессионально важных качеств  должен определяться параметрами модели и уровнем их значимости для обеспечения профессиональной готовности студентов. Поэтому является весьма своевременным изучение влияния различных средств  и методов физической культуры на воспитание и коррекцию профессионально важных физических качеств.

Мотивы вовлечения в спортивно-оздоровительную деятельность зависят от пола, возраста, уровня физического развития, психосамотичекого типа, социального и имущественного положения семейного статуса, природно-климатических условий, культурных и религиозных традиций, степени развития спортивной инфраструктуры и модности. Фактически каждый индивид, являющийся субъектом спорта, характеризуется уникальным сочетанием физических концепций и целей, которые он или она перед собой ставят. Для преподавателя по физической подготовке – это означает необходимость значительной индивидуализации методики занятий, творческий подход, внимательное отношение к психологическим аспектам занятий (доверие, располагающая обстановка и т. д.). Однако, с нашей точки зрения, соревновательный принцип не может быть исключен из теории развития физической культуры и спорта, поскольку опирается на фундаментальные философские, психологические и биологические закономерности, составляющие важнейшую сущностную характеристику физической культуры и спорта. Использование принципа состязательности моделирует ситуацию человеческого самоопределения, поиска ответа на актуальный вопрос: «Каков «я» по отношению к «другому». Только сопоставив собственные результаты с результатами «другого», личность может самоопределиться. Развитие физической культуры и спорта в студенческой среде – актуальная общественная потребность. Развитие студенческого спорта – это в первую очередь научная проблема, которая нуждается в глубокой методологической разработке, создании педагогической системы управления, развитием этой разновидности спорта, разработке соответствующих психологических и управленческих технологий. В этих условиях возрастает роль целенаправленной физической подготовки, которая в большинстве случаев бывает важным действенным, а иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям. Таким образом, физкультурная подготовка в высших учебных заведениях важна не только для спорта высших достижений, но и для студентов.

 

Список литературы

1.      Горелик В.В Состояние регуляторных систем школьников в условиях применения разных режимов двигательной активности на занятии физической культурой. / Горелик В.В; Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23).

2.      Русакова Н.Г. Индивидуально-типологические особенности становления организованности у студентов как условия успешности их обучения. монография / Н.Г. Русакова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ). Уфа, 2012.