Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОКОЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. К сожаления сегодня, зачастую, материальные блага и ценности преобладают над духовными, в обществе возрастает уровень циничности, равнодушия, агрессивности, на молодых людей оказывают влияние различные религиозные и политические течения, в том числе националистического толка, наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, в обществе ощущается «дефицит нравственности». В связи с вышесказанным, проблема патриотического воспитания молодежи является одной из актуальных задач государства и общества. На решение этой задачи направлена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006– 2010 годы», а также «Концепция патриотического воспитания граждан РФ».

На наш взгляд, основной задачей в рамках патриотического воспитания должно быть формирование в сознании молодых россиян активной жизненной позиции, понимание своей роли в жизни страны, воспитания любви к своему Отечеству, развитие духовных и культурных ценностей. В связи с чем, появляется все более отчетливое понимание того, что одним из путей выхода из сложившейся ситуации является обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны. При этом можно использовать весьма интересный отечественный опыт, хорошо зарекомендовавший себя еще в дореволюционной России. В современной России военно-патриотической организацией активно использующей накопленный опыт работы по патриотическому воспитанию молодежи является общественное военно-патриотическое объединение «Союз Русских Соколов», имеющее более чем 100-летнюю историю. Именно взаимосвязь физического и духовно-нравственного, патриотического воспитания в работе сокольских обществ и стала идеей их возрождения. Однако изначально данные общества зародились не в России. В 1862 г. в Праге М. Тыршем было основано спортивно- патриотическое общество «Сокол». Именно стремление сохранить в чешском народе чувство национально самосознания, развития в нем патриотизма в условиях порабощения Австро-Венгерской империей и толкнуло М.Тырша на создание этого общества. Название «Сокол» было выбрано не случайно. Образ птицы сокол – это символ мужского благородства, ловкости, храбрости, любви к свободе; значение «молодца» у южных славян. Основу сокольской гимнастической системы составила немецкая гимнастика, дополненная элементами, из разных видов европейской гимнастики, а также в нее были включены борьба, бокс, фехтование. В целом система рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению его телесных и духовных сил, а также военной подготовки. Вскоре «Сокол» занял ведущее место не только как спортивная организация, но и как патриотическая организация, ставшая популяризатором национальной идеи.

Идея славянского единения сделала сокольские общества популярными не только в самой Чехии, но и в других славянских странах. К 1911 г. в их рядах насчитывалось около 131 950 членов, среди которых 78 300 чехов, 25 600 поляков, 12 000 хорватов, 7 500 болгар, 6 350 словенцев, 2 200 сербов, 19 000 американцев.

Первые гимнастические общества России, получившие официальное название «Сокол», были основаны на базе Тифлиского гимнастического общества (1897г.) и «Первого Русского Гимнастического Общества» (1883 г.). После русско-японской войны и революции 1905 сокольство в России становиться идеей укрепления нации и ее духа. В 1910 году в Москве был утвержден «Союз Русского Сокольства». С 1910 года стала издаваться сокольская пресса: журнал «Сокол» (1910 г.), «Вестника Русского Сокольства» (1913 г.). В 1911 году Россия вступила в «Союз Славянского Сокольства».В 1914г. в Российской империи было создано 68 сокольских обществ, насчитывавших около 250 тысяч человек. Однако в Советской России в 1923 г. по предложению К. Радека и Н. Бухарина сокольство было объявлено нелегальной организацией и закрыто. Движение продолжало действовать в русском зарубежье.

В современной России богатый опыт воспитательной работы сокольского движения оказался востребован и в наши дни. В 1991 году инициативной группой, в которую вошли ветераны-«афганцы» и руководители военно-патриотических клубов была возрождена сокольская организация объединяющую несколько небольших клубов Москвы и Московской области. 24 сентября 1994 года состоялась учредительная конференция межрегионального общественного военно-патриотического объединения «Союз Русских Соколов» (МОВПО). В настоящее время в него входят московские клубы: «Соколы России», «Курсант», «Вымпел», «Сапсан», «Дружина Александра Невского», а также «Сокол» г. Денсногорск.

Целью деятельности МОВПО «Союз Русских Соколов» является нравственное и физическое воспитание своих членов, воспитание патриотизма, любви и верности России.

Задачи МОВПО:

•   подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;

•   воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;

•    формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;

•      воспитание бережного отношения к героическому прошлому своего народа, изучение истории

Российского государства;

•   физическое и духовно-нравственное воспитание детей и подростков;

•     совершенствование    ценностно-ориентированных    качеств    личности,    обеспечение    условий    для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

•   помощь в изучении технических дисциплин.

Определяющим моментом в деятельности МОВПО «Союз Русских Соколов» по военно-патриотическому воспитанию является комплексный подход в решении поставленных задач.

Физическое воспитание осуществляется в рамках занятий по физической, горной подготовке, выживанию в экстремальных условиях. Учитывая современные условия, гимнастическая система заменена на рукопашный бой.

Среди организационных форм работы с молодежью широко используются такие мероприятия как: проведение зимних и летних сокольских слетов; военно-тактические игры; участие в соревнованиях по военно- прикладным видам спорта; посещение воинских частей; участие в ротных тактических учениях шефствующих воинских частей; проведение и участие патриотических мероприятий: военно-патриотические походы по историческим местам, вахты памяти и др. Одним из таких мероприятий стал пеший марш по благословлению патриарха Кирилла из Москвы на Куликово поле в рамках празднования 630-летия Куликовской битвы.

Признанием заслуг в деле военно-патриотического воспитания молодежи стало приглашение представителей «Союза Русских Соколов» на XIV Всемирный Русский Собор, как старейшая организация в России, занимающаяся вопросами патриотического воспитания. Во время работы Собора, среди прочих вопросов обсуждались вопросы взаимодействия общественных организаций и Русской Православной Церкви в деле патриотического воспитания и образования молодежи.

Богатый опыт сокольского движения оказался востребован и других регионах России. Так, в Екатеринбурге возрождено сокольское движение Урала, которому удалось в 2011 -14 г.г. неоднократно организовать и провести «Сокольские игры». Последние VI «Сокольские игры Урала» прошли 25-27 апреля 2014 г. По мнению организаторов игры, внешне во многом похожие на обычные военно-полевые сборы, игры по сути, были проникнуты идеей подготовки молодых людей к мирной жизни, т.к. простое поражение противника не считается признаком высокой квалификации, а умение переубедить соперника, при необходимости сделать из него соратника, - вот признак истинного воина-сокола. При подобной системе воспитания боевые приемы органично вплетаются в молодежные игры-танцы-хороводы, и уже потому требуют максимальной самоотдачи. По этой причине и в бой воин-сокол шел с полным осознанием необходимости вернуться домой живым- здоровым, с честью и победой.

В настоящее время Сокольское движение не стало массовой организацией. Однако, на наш взгляд, оно может стать той силой, которая способна решать как задачи физического развития молодежи, так и воспитания в ней патриотизма и ответственности за будущее своей Родины.

 

Список литературы

1.      Любченко Д.Е. Народное образование и сокольские общества у чехов / Д.Е. Любченко. - М., 1910.

2.      Манохин Н.В. Краткая история Русского Сокольства / Н.В. Манохин. – Прага, 1924.

3.      Сущность Сокольства. Посвящается нарождающемуся на Руси Сокольству.– Спб., 1913.

4.      Францев В. Чешское Сокольство, его развитие и культурное значение / В. Францев. – Варшава, 1910.