Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «БЕРЕГ НАДЕЖДЫ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в Центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды», нуждаются в физической и психологической реабилитации, в оздоровлении и закаливании. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями физическое воспитание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах отклонения в развитии обуславливает соответствующие изменения  в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Что касается двигательной функции, то для компенсации дефекта необходим подбор специальных средств, методов и приемов их применения. Проблема заключается еще и в том, что детьми с ОВЗ в течение дня не выполняется физиологически необходимое количество движений, а нерационально организованные физкультурно-оздоровительные мероприятия не дают должного эффекта в укреплении здоровья [2,4]

Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физвоспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР и ОВЗ [3,4].

Плавание в бассейне — это отличная возможность направить бурный поток энергии и эмоций гиперактивного ребенка в нужное русло гармоничного физического развития и, как следствие, своевременного психологического развития. Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие ограниченные возможности здоровья, проживающие в Центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды», особенно нуждаются в физической и психологической реабилитации в оздоровлении и закаливании организма.

Организация занятий плаванием способствует установлению единого, оптимального физкультурно- оздоровительного режима нашего Центра, имеющего учебный бассейн, спортивный и тренажерный залы, а также спортивную площадку на территории. В основу занятий для детей с ОВЗ в бассейне включены:

·       упражнения для освоения с водой (для начинающих),

·         обучение комплексу общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше

·         овладение плавательными движениями различными способами,

·       определённые (индивидуальные) требования к выполнению стандартов.

·       для детей с ДЦП - применение вспомогательных средств во время нахождения в водной среде, а так же использование подручных средств для обучения неспортивным видам плавания.

Для устранения ограниченных возможностей организма воспитанника, для самоутверждения и подготовки трудоспособного, физически развитого и социально адаптированного воспитанника, оздоровительный процесс по программе физического воспитания и плавания в нашем центре проходит в основном во второй половине дня, после окончания учебного процесса в общеобразовательной школе. Сетка расписания составлена таким образом, чтобы каждый воспитанник имел возможность два раза в неделю заниматься физическим воспитанием и плаванием т.е. ежедневное чередование занятий в спортивном зале или площадке и бассейне.

Так, дети дошкольного и младшего школьного возраста занимаются плаванием в бассейне Центра. Он оборудован с учетом общих требований для детей с ОВЗ и ДЦП (система для подъёма и перемещения воспитанников и рельсовая лестничная медицинская модель RL50P с принадлежностями), а также все необходимые подручные средства для обучения плаванию.

Занятия проводим по основной методике обучения плаванию, при этом используются примерная программа по плаванию для детей от 2 до 18 лет Департамента образования г. Москвы, практические пособия ведущих специалистов и дополнительная методическая литература. При проведении занятий применяем дифференцированный подход к каждому ребёнку с учетом первичных дефектов, вторичных нарушений, сопутствующих заболеваний и медицинских показаний к занятиям, особенностей психических и личностных качеств, а также уровня физического развития и физической подготовленности воспитанника. Основная цель методики для детей с ДЦП заключается в том, чтобы ребенок почувствовал себя в воде как можно более самостоятельным. Для таких детей в расписании дополнительного образования Центра предусмотрено в течение недели двух разовое посещение бассейна.

Во время занятий плаванием учитываем специфику воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Чтобы занятия на воде проходили более четко, чтобы каждое новое упражнение усваивалось быстрее, задолго до выхода «на воду» на спортивных площадках и в спортзале Центра начинается

I    этап - «сухопутное плавание». В  процессе этих занятий проводится контрольное тестирование по основным физическим качествам: силе рук (подтягивание, отжимание), ног (приседание, выпрыгивание), гибкости (наклоны стоя и сидя), выносливости (бег на длинные дистанции без учета или с учетом времени) и даже ловкости (прохождение  полосы  препятствий).  Если перечисленных качества находятся ниже  среднего уровня, то в занятия дополнительно включаем комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений.

Параллельно с комплексом дети осваивают тренировку дыхания пловца: во время ходьбы необходимо на 3 шага сделать выдох, на 1 шаг вдох. Для особо водобоязливых детей используем таз с теплой водой. Для этого воспитанники встают перед тазиком и делают неглубокий вдох. Затем закрывают глаза (в дальнейшем с открытыми глазами) и через слегка сжатые губы выдувают воздух (выдох). После многократных повторений этого упражнения (до 10 раз) появляется определённый ритм, дети чувствуют свободу дыхания. Чтобы вода не раздражала носоглотку и не сбивала с ритма, используем обыкновенный душ, подставив лицо под его струи и не закрывая глаза, дети пытаются сделать длинный выдох. Только правильно поставленное дыхание позволяет в дальнейшем легко усваивать технику плавания.[1]

II   этап обучения - освоение воды и обучение движению в ней (глубина по пояс или по грудь, держась за поручни). Он включает в себя ряд последовательных упражнений:

·       Погружение в воду (с закрытыми и открытыми глазами, в очках и без них, «спасение тонущих игрушек»), задержка  глубокого вдоха  с медленным выдохом в воду. Подвижные игры «Крокодильчики» и

«Медуза» способствуют ускорению освоения воды.

·       Скольжение - обучаем ребёнка держаться на воде в положении «на спине», поддерживая его под лопатки, используя подручные средства (доски, мячи, надувные круги, нарукавники, и другие), которые улучшают контроль над положением головы. Чтобы уменьшить чувство страха, скольжение проводим сначала по направлению от центра к стене на мелководье. По мере усвоения и отсутствия чувства страха переходим к игре «Плавучая стрелка» на более глубоком месте.

·       Упражнение «поплавок» проводим на задержке дыхания сначала без учета времени, избегая кувыркания головой вперёд-вниз. То же в соревновательной обстановке с учетом времени.

·       Формируем чувство опоры о воду (при выполнении гребковых движений правая рука вытянута вперёд, левая - сзади у бедра, как при выполнении «мельницы»), дети начинают движения, но при этом не «смазывают» воду, а прилагают некоторые усилия, которые вызывают естественное движение вперёд по ходу.

·       Выдох в воду у поручня (голова вниз, с поворотом головы, с работой ногами) - применяем только после овладения скольжением, это позволяет при неудачном выполнении упражнения избежать лишнего волнения.

III    этап – собственно обучение плаванию. Успешно освоив воду, ребенок готов плавать. Приступаем к обучению движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди и на спине). Подготовительные упражнения подбираются в зависимости от степени поражения конечностей и индивидуальных особенностей воспитанника. В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребёнка этот сложный этап занимает более или менее длительное время. Выбирая способ обучения плаванию, учитываем и характер ОВЗ. Так, детей с лёгкой степенью заболевания сначала начинаем обучать плаванию на спине. Этот стиль плавания более других подходит большинству детей, страдающих ДЦП. В положении на спине (при необходимости с подручными средствами) осуществляется свободное дыхание, глаза открыты, руки поддерживают тело в горизонтальном положении, ноги работают попеременно вверх-вниз. Владение правильными движениями ногами при обучении плаванию имеет важное значение для дальнейшего формирования навыка. Регулярное плавание с помощью доски (на груди и спине) дают возможность более уверенно чувствовать себя на воде.

Успешно освоив технику движения ногами, воспитанники начинают тренировать работу рук при плавании способом «кроль» на груди. Сначала учимся выполнять гребковые движения на гимнастической скамейке, затем гребковые движения в воде с выдохом в воду стоя на дне, тоже с доской в руках и без неё. Успешно пройдя этап обучения плавания кролем на груди и спине, в дальнейшем воспитанники совершенствуют свои навыки с ластами и лопатками. Научившись выполнять элементарный поворот «маятником», они плавают непрерывно по кругу учебного бассейна.

По окончании начальной школы воспитанники без боязни, с большим желанием начинают регулярно посещать бассейн «Радужный» в районе Ново-Переделкино с 25-ти и 50-метровой дорожкой, где под нашим контролем совершенствуют технику изученных способов плавания, укрепляют мускулатуру и закаливание организма в целом.

Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность физвоспитания и плавания для реабилитации детей с ОВЗ. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ЗПР, ОВЗ и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников. В частности, у детей с ДЦП исчез страх при погружении в воду, они научились выполнять задержку дыхания, многократный выдох в воде. Многократные повторы упражнения скольжения на воде дают разгрузку позвоночника, одновременно при этом укрепились мышцы позвоночника и всего тела. Значительно улучшилась координация движений и чувство правильной осанки.

С физиологическим взрослением и увеличением физической нагрузки на организм повысилась сопротивляемость детей с ОВЗ не только к простудным и вирусным заболеваниям, но и улучшилась успеваемость в учебных заведениях. За счет регулярных и систематических занятий физкультурой и плаванием полнее сформировалась психическая, чувственная и эмоциональная сфера, что положительно повлияло на психомоторное развитие и интеллект выпускников.[4]

Таким образом, занятия плаванием не только улучшают физическое состояние воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, но и благотворно влияют на их общее состояние, о чем свидетельствует позитивная динамика психических функций. У детей улучшились функции внимания, пространственной ориентации, воображения, интеллектуальной деятельности. Дети принимают участие в различных соревнованиях, спортивных мероприятиях и конкурсах. Это благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков: они адекватно ведут себя в обществе незнакомых сверстников и правильно реагируют на замечания и предложения взрослых. Воспитанники Центра становились неоднократными призёрами и победителями в соревнованиях по плаванию, футболу, лыжному туризму и другим видам спорта, о чем свидетельствуют многочисленные кубки победителей, выставленные в витрине учреждения. Победа  в соревнованиях, победа над собой повышают у детей с ОВЗ мотивацию к физкультурно - спортивным занятиям, формируют целеустремленность, поднимают самооценку.

Всё это даёт нам право предполагать, что систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, плавание, существенно повышают эффективность социальной реабилитации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию.



Список литературы

1.     Протченко Т.А. Семёнов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М. «Айрис пресс»-2003г.

2.     Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. – Москва, «Просвещение», 1987.

3.     Булгакова Н.Ж. Плавание.- М.:ФиС, 2000г..

4.     Зотова Р.Ф., Кирилова Т.Г. «Современные методы исследования адаптации  школьников к учебной и физической нагрузкам». – Набережные челны, Кам ГИФК, 2002.

5.     Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,1997.