Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Адаптивная физическая культура представляет собой определенные меры спортивно–оздоровительного характера, направленные на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ограниченными физическими возможностями, преодоление психологических барьеров, мешающих им жить полноценной жизнью, а также сознавать необходимость личного вклада в социальное развитие общества. В АФК интегрируются по крайней мере три важных области знаний – физическая культура, медицина, коррекционная педагогика – и значительное количество учебных и научных дисциплин: теория и методика физической культуры, теория и методика отдельных ВС и их групп, теория и методика физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, гигиена, общая и частная патология, тератология, психология болезни и инвалидности, специальная психология, специальная педагогика, психиатрия, психоконсультирование и т.п.

Область применения адаптивной физической культуры довольно велика, особенно в современном мире, так как в настоящее время здоровье населения в целом и в особенности молодого поколения быстро ухудшается. Данная тенденция характерна не только для нашей страны, поэтому адаптивная физкультура широко распространилась и в большинстве зарубежных стран. Хорошие специалисты в этой области нужны в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специальных, спортивных коллективах.

Главные периоды становления и развития адаптивного спорта в нашей стране:

1   период – конец XIX в. – 1932 г. – время зарождения, характеризующееся возникновением первых видов организованных занятий физическими упражнениями с инвалидами, появлением первых в России спортивных организаций и секций для инвалидов (главным образом, по слуху и зрению).

2   период – 1932–1980 гг. – время накапливания опыта, характеризуемый последующим развитием спорта глухих, деятельным развитием (начиная с 1945 г.) теории и методики лечебной физической культуры, организации занятий лечебной физической культуры, применяя спортивные элементы для людей с поражением опорно-двигательного аппарата.

3     период – 1980–1992 гг. характеризуется становлением адаптивного спорта в нашей стране, которое началось в 1980 г. с создания первой в СССР Федерации спорта инвалидов при Горспорткомитете Ленинграда. Это время характеризуется организацией (с 1987 по 1989 г.) федераций физической культуры и спорта инвалидов в союзных республиках и Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР (1988 г.), увеличением видов адаптивного спорта, повышением количества нозологических групп и людей с инвалидностью, принимающих участие в адаптивном спортивном движении, организацией регулярных республиканских и всесоюзных соревнований по видам адаптивного спорта, участием в 1992 г. наших спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в Паралимпийских играх в Испании.

4   период – 1992–1996 гг. стал периодом спада. В это время значительно снизилась массовость российского адаптивного спорта в связи с резким снижением величины государственного финансирования.

Участие коллективов инвалидов в соревнованиях реализовывалось, главным образом, при помощи «командирующих организаций» или «в долг».

5      период – 1996–2000 гг. началось восстановление адаптивного спорта в России. Этот период характеризуется реорганизацией физкультурно-спортивного движения, оформляется адаптивная физическая культура как наука, практика и направление для подготовки педагогических кадров, создается организационная структура адаптивного спорта и физкультурно-спортивных организаций для людей с ограниченными возможностями, в том числе в 1996 г. создан Паралимпийский комитет России. В этот период российские спортсмены-инвалиды принимают активное участие в международных соревнованиях, в 1999 году утверждается первая в нашей истории концепция государственной политики РФ в сфере реабилитации и социальной адаптации инвалидов при помощи физической культуры и спорта.

6    период – с 2000 г. по настоящее время характеризуется развитием адаптивного спорта в нашей стране, увеличением числа занимающихся  адаптивным спортом, укреплением материально-технической базы и развитием кадрового потенциала, существенными достижениями российских спортсменов-инвалидов на международных соревнованиях, серьезным развитием теории и методики адаптивной физической культуры, исследованиями по некоторым вопросам организации и управлению адаптивным спортом.

В Западной Европе решение вопросов интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные учреждения стало следствием принятия законодательного решения по проблемам неравенства людей с ограниченными физическими возможностями, которое произошло в 70-е годы ХХ века. С данного периода, главное тенденцией развития системы образования для детей с особыми потребностями стала включение их в общий поток интеграции. Такие процессы совершаются и в других экономически развитых странах мира, таких как США, Канада, Япония и пр.

Естественно, что подобный трудный социальный прогресс, не всегда проходит гладко и безболезненно. Непрерывно происходят споры о том, полезно и целесообразно ли проводить интеграцию для значительного числа детей. Противники такой интеграции появляются и среди родителей, и среди специалистов. В то же время надо иметь в виду, что данный этап эволюции в отношении общества и государства к лицам с особыми потребностями возник всего лишь  три десятилетия назад и в данный момент не завершен, а значительное осуществление представленных ценностей открытого мира должно произойти в ХХI веке.

Можно констатировать, что непосредственно спортивное движение инвалидов на Западе привело к законодательному признанию их гражданских прав, и очевидным является тот факт, что спортивное движение «колясочников» в 50 – 60-е гг. привлекло внимание к их возможностям и потенциалу во многих странах.

Финансированием физкультурно-оздоровительной работы занимаются местные органы власти. Например, в Италии в провинции Тоскана развитие физической активности и спорта среди инвалидов является одним из шести главных направлений в деятельности Регионального совета. Муниципалитеты Финляндии, в начале 90-х гг., сумели привлечь к организации работы с инвалидами значительное количество спортивных инструкторов. Помимо этого, власти стали предъявлять жесткие требования при строительстве спортивных сооружений для того, что бы обеспечить наиболее широкий доступ инвалидов на спортивные объекты. Во Франции из 1 миллиона умственно отсталых лиц 23 000 привлечены к занятиям спортом в 550 спортивных клубах, которые находятся в ведении муниципалитетов.

Если рассматривать организационно-управленческую структуру физической культуры для занятий людей с отклонениями в состоянии здоровья, то за рубежом она строится согласно общим тенденциям отношения общества с указанной категории населения. Во многих странах  функционирование адаптивной физической культуры и управление ею реализуется в двух направлениях: государственном и общественном (в рамках филантропически-благотворительной деятельности всевозможных фондов, ассоциаций, церкви и т.д.).

Бесспорно, выделение данных направлений  очень условно, так  как большинство учреждений и организаций - это структуры взаимного пересечения финансовых потоков, интересов и влияния государства, общественных организации, частных (физических) лиц. В то  же время, в таких областях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения в большинстве стран в государственном секторе наиболее выражено. А в таких направлениях социальной деятельности, как культура, отдых, спорт и других, в большей части преобладают общественные и частные организации.

Занятия адаптивной физической культурой проводятся с людьми с отклонениями в состоянии здоровья в учреждениях общего (массового) и специального образования различных уровней, в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения для любых возрастов. В таких учреждениях занятия проводятся по индивидуальным программам и  методикам, которые ориентированы на наибольшее использование функционального потенциала занимающихся. В различных странах существуют национальные особенности содержания занятий адаптивной физической культурой.

В настоящее время обязательные занятия по адаптивной физической культуре проводятся в ходе реабилитации и адаптивного физического воспитания детей, подростков, молодежи с отклонениями в развитии, а дополнительные – в рамках адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных), телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности.

Экономическое обеспечение занятий в сфере адаптивной физической культуры предполагает формирование и улучшение механизма многоканального финансирования данной сферы социальной практики.

Особо значимой направленностью формирования АФК в нашей стране стало введение аксиологической личностно-ориентированной концепции в отношении общества к инвалидам и лицам с отклонениями физического здоровья. Данный процесс не возможен без деятельного участия средств массовой информации и коммуникации, организации информационного пространства АФК.

 

Список литературы

1.      Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Том 1. М.: Советский спорт, 2003. — 448 с

2.      Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000

3.      Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 1997

4.      Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.

5.      Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991

6.      Самыличев А.С., К вопросу о теоретических  основах методики физического воспитания учащихся // Дефектология, 1997

7.      Сборник нормативных правовых документов в области паралимпийского спорта / под общ. ред. П. А. Рожкова; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2011. – 1040 с.

8.      Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – 2'е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.

9.      Шапкова Л.В. Методы и формы организации адаптивной физической культуры / Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.