Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Действенным фактором, способным усилить формирование потребностей людей в физическом совершенствовании, является воздействие на этот процесс со стороны различных сфер духовной культуры. Так, уровень престижности физкультурно-спортивных занятий во многом зависит, например, от активного участия в его повышении литературы и искусства. Возрастанию ответственности человека за свое физическое состояние и здоровье могли бы существенно способствовать разработка и введение соответствующих правовых норм. Уровень знаний человека, нужных для понимания жизненной необходимости физического совершенствования, тесно связан с развитием науки в этой области. Известно, что одним из условий, без которого физкультурно- спортивные занятия просто  теряют для человека смысл, является наличие у него  жизненно  важных целей, мотивов, ценностных ориентаций. Формирование их в настоящее время не может быть достаточно успешным без включения в этот процесс литературы, искусства, телевидения, кино, печати и т. д. Чтобы сформировать новые потребности, интересы, взгляды людей, изменившееся бытие должно осмысляться, пройти через их сознание. Значение материальных условий и общего культурного уровня в формировании потребности физическом совершенствовании людей нередко абсолютизируется, в то время как недооценивается роль информационно- пропагандистских, воспитательных факторов, целенаправленной деятельности по изменению сложившихся взглядов, отношений, стереотипов именно в  области физической культуры. Реальность такова, что сегодня многие люди плохо информированы и имеют низкий уровень знаний по основам гигиены, медицины, физической культуры.

Сведения о своем организме и физиологических процессах, происходящих в нем, о роли физической культуры и спорта человек черпает из школьных, вузовских уроков, передач по радио и телевидению, книг, журналов, из разговоров в семье и т.д. Вместе с тем, в силу стихийности получения и восприятия этой информации у людей далеко не всегда формируется научно обоснованный взгляд на свою социально - биологическую сущность, на роль и возможности физической культуры и спорта в жизнедеятельности и развитии организма человека, в борьбе с неотвратимыми последствиями гиподинамии. В стране за последние годы уменьшилось количество читаемых лекций по физической культуре. Недостаточна профессиональная подготовка многих лекторов. В слабой работе средств массовой информации по пропаганде среди населения физкультурно- оздоровительных занятий отражается не только их недооценка, но и неготовность ряда авторов к трудоемкому и сложному анализу накопившихся проблем массового спорта и оздоровительной физической культуры.

Передовой отечественный и зарубежный опыт показывает: чтобы выполнить свою роль, пропаганда должна постоянно стремиться выходить непосредственно на человека. Ее содержание и направленность не могут не учитывать профессиональных, возрастных, психологических и других особенностей аудитории. Она должна дифференцированно воздействовать на различные слои населения, социально демографические группы.

Для юношей наиболее действенной является пропаганда занятий, как фактора выработки воли и мужества, силы и ловкости. Девушек же в физическом совершенствовании привлекает, главным образом, возможность стать более пластичными, стройными, изящными.

Пропаганда физической культуры не может ограничиваться показом лишь одной ее оздоровительной функции, когда возрастает понимание того, что физическая культура нужна не только для здоровья, но и для активного отдыха, наслаждения движением, жизнью, что она — элемент человеческого счастья, то ее ценность и роль значительно возрастает.

Одним из главных условий эффективности пропаганды, как показывает опыт, являются свежесть, новизна, оригинальность ее форм. Повторяться могут идея, смысл, суть того, что надо довести до аудитории, но не форма или сюжет. А это требует от специалистов физической культуры постоянного творческого поиска, неординарности. Но бесспорно то, что человек все же может и должен сам активно укреплять свое здоровье, а не разрушать его. Отказаться от курения и злоупотребления алкоголя, ограничить себя в употреблении жирной пищи, закаливаться воздухом, водой, больше двигаться, т.е. организовать свой собственный, максимально возможный в данных условиях, здоровый образ жизни. Человек, понявший необходимость физического совершенствования, имеющий соответствующую потребность, практически всегда сам находит возможность позаниматься в отличии от тех кто не имеет такой потребности и кого надо каждый раз «привлекать», «организовывать», «приобщать» и т.д. Истинно духовной потребность в физическом совершенствовании становится тогда, когда она осуществляется именно сознательно, на основе закономерного сближения личных и общественных интересов. Хорошо известно, что любому человеку свойственно неприятие принуждения, сопротивление ему. Принуждение воспитывает упрямство, нежелание следовать ни советам, ни требованиям тех, от кого они исходят. Игнорируя эту педагогическую аксиому, нельзя добиться положительных результатов в формировании любой культурной потребности, в том числе в физическом совершенствовании. «Рефлекс свободы», открытый И. П. Павловым, можно загнать вглубь, но изъять его из сознания человека невозможно. В недооценке, игнорировании этой закономерности видится одна из главных причин отчуждения многих учащихся от физической культуры и спорта, наблюдаемой сегодня тенденции снижения интереса молодежи к физической культуре и спорту в целом.

В формировании потребности людей, особенно учащейся молодежи, в физкультурно-спортивных занятиях мы исходим пока в основном из принципа «социальной обязанности», а не «естественной необходимости». Переход от первого ко второму представляется делом крайне непростым, требующим промежуточной ступени. Ею может быть, очевидно, лишь «свободная самодеятельность», превращающая навязываемую личности из вне деятельность (которая так и остается для нее внешней обязанностью) во внутреннее, осознанное и принятое ею убеждение в необходимости этой деятельности, отсутствие возможности самовыражения, которая объективно сдерживает процесс формирования потребности молодежи в физическом совершенствовании. Можно со всей определенностью сказать, что сложившаяся в нашей стране, по сути, однотипная система форм занятий по физической культуре во  многом устарела, слабо формирует потребность в физическом  совершенствовании. Учебные заведения должны иметь право широкого применения разнообразных форм организации физического воспитания учащихся и студентов с учетом их интересов. От однотипности, традиционной «заданности», «зарегламентированности» следует избавляться и в организации физкультурно-оздоровительной работы с учащейся молодежью.

Необходимость создания «для всех людей, таких условий жизни, при которых каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу...», о которой писал Ф. Энгельс, оказалась актуальной и для нашего времени.



Список литературы

1.      Демиденко О.В. Моделирование процесса развития точности движений у волейболистов массовых разрядов автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. Москва, 2007

2.      Стародубцев М.П., Плаксин А.А. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / М.П. Стародубцев, А.А. Плаксин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 153-156.

3.      Стародубцев М.П., Татамиров М.Н. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности / М.П. Стародубцев, М.Н Татамиров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 158. С. 110-116.

4.      Стародубцев М.П. Теория и практика российского воспитания и образования в XVIII веке / М.П. Стародубцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 249-261.

5.      Стародубцева О.М. Методология и методы профессиональной психологии и педагогики. В сборнике: Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов 4-й международной научно- практической конференции. г. Махачкала, 2014. С. 210-216.

6.      Сивак А.Н., Стародубцев М.П., Эрастов А.Е. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2012. № 2. с. 261.наркотиков/ А.Н. Сивак, М.П. Стародубцев, А.Э. Эрастов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2012. № 2. С. 261.