02 мая 2020г.
В современных общеобразовательных школах большая роль отводится физической подготовке школьников. Физическая подготовка – это процесс, направленный на развитие физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для повышения показателей всех сторон подготовки. По мнению некоторых авторов, рационализация физической подготовки обучающихся должна идти не за счет увеличения и без того значительных объемов нагрузки, а за счет специализированного использования средств общей физической подготовки. Упражнения в этом случае должны подбираться в соответствии с режимом работы и характером нервно-мышечных усилий, присущих учебно-тренировочному процессу [1, 3].
Рассмотрим повышение общей физической подготовленности школьников 14-15 лет с помощью волейбола. При обучении игре в волейбол физическая подготовка играет ключевую роль. Это связано с самой спецификой волейбола. Можно также отметить, что овладение техническими приемами игры и даже тактическими действиями во многом зависит от уровня развития физических качеств, необходимых для игры в волейбол. При длительных партиях, а также на соревнованиях можно наблюдать, что без хорошей физической подготовки волейболисты не смогут показать качественной игры.
Игра в волейбол требует, прежде всего, проявления скоростно-силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений в очень короткие промежутки времени. Сила необходима волейболисту для совершения нападающих ударов, для выполнения прыжков. Быстрота в волейболе проявляется в трёх основных фазах: в быстроте перемещений; в быстроте реакции (на сигнал партнёра, об изменении игровой ситуации и т.д.); в предельной быстроте отдельных движений. При длительных играх или разных видов соревнований необходима выносливость. Хорошая гибкость в суставах способствует эффективному ведению игры. Ловкость необходима для быстрого перестроения в соответствии с моментально меняющейся обстановкой в игре. Без хорошо развитых физических качеств, хорошая и качественная игра в волейбол не будет получаться [1].
Если у учащихся хорошо развиты физические качества, то и овладение техническими приемами игры у них будет проходить успешней. Если уровень развития физических качеств недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени для её обучения. Например, чтобы овладеть навыком нападения через сетку, обучающемуся необходимо иметь сильный плечевой пояс и хорошую подвижность в суставах руки. В противном случае занимающиеся не смогут хорошо овладеть основой волейбола — подачей и нападением через сетку. Также обучающиеся со слабыми мышцами ног, не смогут успешно нападающий удар [2].
В волейболе, а также в других видах спорта физическая подготовка проявляется в двух направлениях. На начальных этапах обучения большую роль играет общая физическая подготовка, чтобы способствовать успешному овладению двигательными навыками. В дальнейшем уделяется время специальной физической подготовке, которая в свою очередь необходима для самой игры в волейбол.
Подводя итог можно сказать, для того чтобы у учащихся происходило успешное освоение двигательных навыков игры, им необходимо, заложить хороший фундамент в начале обучения. Заложить этот фундамент поможет, грамотно составленный процесс общей физической подготовки.
Мы разработали и экспериментально проверили эффективность применения комплексов упражнений для повышения общей физической подготовленности школьников 14-15 лет.
В исследование принимали участие школьники 14-15 лет. Были организованы экспериментальная и контрольная группы, по двенадцать человек в каждой. Распределение происходило путем метода случайной выборки. Были разработаны и внедрены в учебно-тренировочный процесс комплексы упражнений на повышение общей физической подготовленности. Данные комплексы применялись в экспериментальной группе в течение 6 месяцев. Контрольная группа занималась по программе общеобразовательной школы.
Мы провели контрольные испытания по следующим показателям: бег 30м; бег 1000м; подтягивания на высокой перекладине; наклон, стоя на скамье; челночный бег(5х6м).
В начале исследования в исходных показателях общей физической подготовленности школьников 14-15 лет в экспериментальной и контрольной группах статистически значимых различий не выявлено (p˃0,05). Сравнительный анализ результатов тестирования показал, что на начало эксперимента экспериментальная и контрольная группы были однородны.
Нами были разработаны пять комплексов упражнений на развитие двигательных качеств. Повышению общей физической подготовленности в экспериментальной группе в течение шести месяцев педагогического эксперимента уделялось от 15 до 20 минут на каждом из 5 уроков в неделю.
В первый день в начале учебно-тренировочного занятия ученики развивали быстроту (комплекс содержал 8 упражнений). Во второй день мы применяли 5 упражнений для развития координационных способностей, комплекс также применялся в начале учебно-тренировочного занятия. В третий день мы включили комплекс, который был направлен на развитие силовых способностей (5 упражнений) и применялся он в конце тренировки. В четвертый день, в конце учебно-тренировочного занятия мы развивали гибкость (в комплексе 15 упражнений). В пятый день мы использовали комплекс на развитие выносливости в конце тренировочного занятия (в комплексе 5 упражнений).
Для выявления эффективности общей физической подготовленности обучающихся экспериментальной и контрольной групп был проведен сравнительный анализ показателей в конце эксперимента (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности обучающихся экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента.
№ п/п
|
Тесты
|
КГ
|
ЭГ
|
Разница
%
|
tp
|
tkp
|
(X ± Sx )
|
прирос
т %
|
(X ± Sx )
|
приро
ст %
|
1.
|
Бег 30м (с)
|
4,99±0,06
|
0,2
|
4,82*±0,04
|
3,9
|
3,7
|
2,65
|
2,07
|
2.
|
Бег 1000м (мин)
|
3,80±0,08
|
7,4
|
3,57*±0,07
|
14,6
|
7,2
|
2,16
|
2,07
|
3.
|
Подтягивание на
высокой перекладине (раз)
|
8,08±0,34
|
19,7
|
8,33±0,41
|
26,6
|
6,9
|
0,47
|
2,07
|
4.
|
Наклон, стоя на скамье (см)
|
6,00±0,24
|
5,8
|
7,00*±0,33
|
28,2
|
22,4
|
2,45
|
2,07
|
5.
|
Челночный бег 5х6м (с)
|
10,34±0,06
|
1,5
|
10,19*±0,04
|
3,1
|
1,6
|
2,08
|
2,07
|
Примечание: * - различие между контрольной и экспериментальной группами достоверно (р< 0,05).
После проведения эксперимента по результатам отмечен рост всех показателей общей физической подготовки у учеников обеих групп.
Обучающиеся экспериментальной группы превосходят учеников контрольной группы в 4 из 5 тестов:
- в тесте «Бег на 30 м» показатель в контрольной группе составил 4,99сек, а показатель в экспериментальной группе- 4,82сек. Наблюдаемое различие является статистически значимым (tp2,65>tкp2,074). Разница в приросте составила 3,9%;
- в тесте «Бег на 1000 м» показатель в контрольной группе- 3,80 мин, а показатель в экспериментальной группе- 3,57мин. Наблюдаемое различие статистически значимо (tp2,16>tкp2,074). Разница в приросте составила 7,2%;
- в тесте «Наклон, стоя на скамье» показатель в контрольной группе- 6,00 см, а показатель в экспериментальной группе- 7,00см. Наблюдаемое различие статистически значимо (tp2,45>tкp2,074). Разница в приросте составила 22,4%;
- в тесте «Челночный бег 5х6м» показатель в контрольной группе - 10,34сек, а показатель в экспериментальной группе - 10,19 сек. Наблюдаемое различие статистически значимо (tp2,08>tкp2,074). Разница в приросте составила 1,6%.
Сравнение показателей начального и итогового тестирования показало прирост по всем тестируемым показателям.
Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтвердили эффективность разработанных нами комплексов упражнений. Было установлено, что возможность повышения общей физической подготовленности с применением данных комплексов дает существенный положительный результат.
Список литературы
1. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. – М., Физкультура и Спорт, 2007. – 184 с.
2. Данилова, Г.Р. Теория и практика волейбола: краткий курс: учебное пособие / Г. Р. Данилова, Е. В. Невмержицкая, И. Е. Коновалов, К. А. Баранова, В. А. Макаров. – Казань: Отечество, 2019. – 195 с.
3. Жанэ, И. А. Воспитание двигательных качеств / И. А. Жанэ. – Майкоп: Аякс, 2009. – 103 с.