Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.

Исследованием особенностей развития психофизических качеств у дошкольников занимались педагоги Е.Н. Вавилова, В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская и другие.

Специалисты В.А. Степаненкова, Ф. Фребель, Д.В. Хухлаева указывают, что в  области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания, умственной деятельности детей [7, 9].

Все больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшение работы по физическому воспитанию в детских садах, созданием педагогических условий жизни. Но в то же время у человека наблюдается сокращение двигательной активности.

Н.А. Бернштейн считает, что огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать [2].

У детей дошкольного возраста особенно важно сконцентрировать внимание на развитии ловкости, так как

именно на этапе дошкольного  возраста закладывается фундамент его будущей жизни. Е.Н. Вавилова, В.И. Усаков, Д.В. Хухлаева считают, что развитие ловкости значительным образом влияет на развитие умственной деятельности ребенка.

Осокина Т. И. полагает, что ловкость – способность быстро перестраивать двигательную деятельность соответственно возникающим по ходу деятельности неожиданным условиям и овладевать новыми движениями [5].

По мнению Матвеева Л. П. ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [1].

Проанализировав состояние работы в дошкольных учреждениях, мы убедились, что развитию ловкости детей дошкольного возраста в практике физкультурно-оздоровительной работы уделяется недостаточно внимания. Возможно, это связано с педагогическими условиями дошкольных учреждений, которые обеспечивают целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценным для этого можно представить игровой метод, который обладает признаками, характерными для игр в физическом воспитании [8].

Миронова Р.М. отмечает, что игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств: ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу [3].

Согласно взглядов Кузнецова В.С., Филлиповой С.О., Холодова Ж.К., Пономарева Г. Н., Осокиной Т. И., Запорожца А.В., Ефименко Н.Н., Сидоровой Т.Б., Аркина Е.Н., Пензулаевой Л.И., Ториева А.Ш., Ерастовой А.П., Лесгафта П.Ф. игровые упражнения и подвижная игра с мячом является эффективным  средством развития ловкости, так как отвечает возрастным психофизиологическим особенностям и потребностям детей; играет важную роль в формировании личности ребенка.

Для выявления особенностей ловкости у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование, которое выявило уровень развития ловкости детей.

В своей исследовательской работе мы использовали методику М. А. Руновой, которая включала тесты на определение уровня развития ловкости [6]:

1.   тест «Челночный бег» 3×10 м.;

2.   тест «Подбрасывание и ловля мяча;

3.   тест «Отбивание мяча от пола».

Количественно-качественная обработка результатов проводилась на основе показателей оценки Шорина Г. А. [4].

В ходе эмпирического исследования у старших дошкольников не было выявлено высокого уровня развития ловкости. Средний уровень показали: 45% детей экспериментальной группы и 41% детей – контрольной. Эти дети в тесте 1 допускали технические ошибки, что снижало качество выполнения задачи. При проведении наблюдения (теста 2) было выявлено, что детям очень трудно было сохранять устойчивое равновесие. Например, Саша М., Соня К. и Ксюша А. подбрасывали мяч вверх и назад, тем самым отходя назад, передвижения по площадке были  неуверенными. Андрей Т. и Сережа Е. подбрасывали мяч очень высоко, поэтому не всегда удавалось поймать мяч.

В процессе наблюдения (теста 3) дети не покрывая мяч всей кистью били по мячу слабо, неуверенно. Например, Витя Ш. на площадке вел себя пассивно и даже не старался догнать укатывающийся мяч. Дима С. отбивал мяч то сильно, то слабо плохо передвигаясь по площадке, в результате потерял контроль над мячом и потерял его не выполнив показатели нормы.

Низкий уровень: 55% детей и 59% детей соответственно. Такие дети в ходе наблюдения (теста 1) как Даша Ч., Вика М. и Петя С., пробегая дистанцию во второй раз ставили кубик и останавливались, забывая пробежать в третий раз и перенести кубик еще раз. Мальчик Алеша Щ. крупный развитый мальчик, ему было очень тяжело бежать и поворачиваться в другую сторону.

Также при наблюдении (теста 2) дети не смогли совсем справиться с координацией, постоянно сходя с места, что мешало ловить мяч.

Анализируя задание (тест 3) мы констатируем, что у детей очень большая неуверенность в себе, в движениях, плохо развита координация рук и ног, почти не смогли контролировать мяч. Например, у Леры М., Веры К. движения были пассивные, неуверенные, даже появлялись лишние движения.

Итак, анализируя данные детей, отнесенных к среднему уровню (41% -э.г. и 45% - к.г.) можно охарактеризовать: ловкость как психофизиологическое качество развито у части детей, они справляются с координационной нагрузкой двигательной задачи, но допускают ошибки при выполнении этой задачи, выполняя лишние движения. У детей присутствует интерес к манипуляциям с мячом.

Дети, которых мы отнесли к низкому уровню (59% - э.г. и 55% - к.г.) характеризуются тем, что допускали много ошибок, хотя интерес к манипуляциям с мячом тоже присутствовал, дети не смогли справиться с нагрузкой координационных движений, прибавляя лишние, что повлияло не хорошо на качество выполнения задания.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило сделать ряд основополагающих выводов по проблеме развития ловкости в процессе игровых упражнений и подвижных игр с мячом:

Специалисты В.А. Степаненкова, М.А. Рунова, Д.В. Хухлаева указывают, что в области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества, в том числе ловкость, играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания, умственной деятельности детей.

Дети старшего дошкольного возраста заинтересованы в манипуляциях с мячом, челночном беге 3×10 м., имеют представление о разнообразных играх с мячом. В ходе наблюдении за качеством выполнения детьми тестовых заданий ни один из детей не показал качественного выполнения двигательных задач, что позволяет сделать вывод о том, что дети не знакомы с техникой выполнения задания. Это говорит о необходимости проведения формирующего этапа исследования.



Согласно взглядов Кузнецова В.С., Филлиповой С.О., Холодова Ж.К., Пономарева Г.Н., Осокиной Т.И., Запорожца А.В., Ефименко Н.Н., Сидоровой Т. Б., Аркина Е. Н., Пензулаевой Л. И., Ториева А.Ш., Ерастовой А. П., Лесгафта П.Ф. мы планируем использовать игровые упражнения и подвижные игры с мячом в своей практикоориентированной   деятельности.

 

Список литературы

1.      Баскетбол. Для всех и каждого: учебно-методическое пособие [Текст] / Под общей редакцией Тригорлова В. В. 2007.

2.      Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн.  — М.: Физкультура и спорт, 1991.

3.      Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя [Текст]  / Р. М. Миронова. – Минск: Нарасвета. 1989.

4.      Ноткина, Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: Питер, 1998.

5.      Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т. И. Осокина. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1978.

6.      Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М.А. Рунова. – М.: Айрис-Пресс, 2000.

7.      Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001.

8.      Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст] / Под редакцией С.О. Филлиповой, Г. Н. Пономарева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.

9.      Хухлаева, Д.В. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1976.