Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Актуальность рассмотренной нами темы обусловлена теми колоссальными сдвигами в тектонических пластах общественной машины, которые мы наблюдаем уже кое десятилетие.

Экономические, политические дискуссии, ведущиеся в нашей стране последние годы, в глобальном масштабе формируют микроклимат и условия выживания каждой патологической единицы, пребывающих в реалиях макроэкономических границ. Информационные и технические блоки носят едва ли не экспоненциальный характер развития, сооружая дополнительное неизбежное давление, тем самым провоцируя адаптационные реакции человека с последующим совершенствованием инструментов его пригодности в поддержании эталонных образований.

Растущий интерес государственной образовательной политики к возможностям физической культуры подчёркивает её важность в и значимость при реализации задач подготовки будущих специалистов [2, с. 104]. Стимулирование процессов взращивания новых поколений нужно рассматривать не только с точки зрения «узконаправленного профиля» познавательной деятельности, отвечающего за социализацию с последующим внедрением на рынок мировых стандартов, но и учитывая аспект социального становления личности. Важную роль играют факторы, позволяющие наиболее грамотно подходить к протекающему процессу, делая его максимально естественным и закономерным. Острая проблема видится в противоречии между современной высшей школой и системой традиционного вузовского образования. Стабилизаторы этих отношений в России функционируют на низком уровне. Однако механизм, доселе не имеющий аналогов, постепенно запускается, приводя в исполнение объективные необходимые условия реорганизации болезненных точек системы. Восполняется основа здорового, адекватного полигона с необходимыми компонентами, призванными направить студента высшей школы для реализации максимально устойчивой программы.

Это потребовало адекватных изменений в содержании работы высшей школы [1, с. 155]. Качество подготовки обусловливают наличие компетентных субъектов педагогической системы, реализующих воспитательные и образовательные задачи, складывающийся механизм их направленности, востребованность общества в интеллектуальной молодёжи. Показатель успешности выпускников вуза диктуется корректностью в выборе оптимального варианта между давно уже противоречивыми группами как стабильность и мобильность. Последняя форма до сих пор не очень актуальна для спектра решения проблем в бетонной системе РФ. Однако, по изучаемому вопросу, имеются некие положительные тенденции и сдвиги, что  отразилось в усложнении структуры образовательного движения, подразумевающего накопление дополнительных навыков, умений, а также других не менее важных составляющих процесса формирования социально активной личности. Пока не будут достигнуты показатели роста, можно говорить о превалировании векторного развития консервативных идей, мало влияющих в практической осязаемой действительности на масштабное стимулирование студентов.

В рамках РФ ставится проблема внедрения в образовательный процесс на масштабном уровне физкультурной активности дифференцированных интеллектуальных слоев общества. Учитывая существенную концентрацию деятельностного, аксиологического, личностного аспектов в физической культуре, прямо и опосредованно влияющих на формирование и раскрытие социально-активной личности [4] в шкале естественного развития, будучи школьником, проходя этап среднего  образования, так и в закрепляющей стадии высшего профессионального учреждения, фокусируется внимание на потенциале объекта исследования. Физическая культура является мощным инструментом комплексного генерирования таких свойств, качеств и ориентаций личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, приобретая духовное богатство в единстве проявления творческих действий, чувств и общения и обретению знаний, имеющие ключ к разрешению конфликтов между природой и производством, трудом и отдыхом [3]. Процесс воспитания устойчивой личности, продуктивно включенной в жизнь и труд, средствами физической культуры укрепляет физическую сторону природы, закрепляя в сознании обучаемого моральную установку и психологический комфорт, всесторонне развивая. Индивидуальный набор подходов, методов и средств формирования физической деятельности на уровне образовательной программы позволяют выделить авторитарную дисциплину, являющейся одним из средств формирования мотивационной сферы социальных отношений. Изучая физическую культуру, индивид формирует в себе чувство ответственности, вырабатывает настойчивость в достижении целей, адаптивное поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, интегрирует аспекты саморегуляции, самопознания [5, с. 304]., на основе которых создается база Я-концепции. Таким образом, влияние физкультурной деятельности переходит на другие стороны человеческой жизни, например, авторитет и положение в обществе, трудовую занятость, ценностных ориентаций, эстетических идеалов, нравственно-интеллектуальных характеристик.

Основой физической культуры служит принцип триединства двигательного, интеллектуального  и социально-психологического формирования личности, представляющая возможность самореализации человека [3].

В постоянно трансформирующемся процессе жизни общества роль физической культуры, как сложного социального явления, выполняющего конструктивные функции общества в области педагогической сферы, морали и этики, весьма велика и в дальнейшем лишь будет усиливать обращение к ней. Однако в масштабах нашей страны данный процесс находится на «эмбриональной стадии» развития, функционируя на низком уровне в сфере жизнедеятельности человека, он уже не является ценностью для большинства. Все вытекающие последствия создают ряд проблем в нескольких масштабах одновременно. На уровне частных единиц – субъектов, охватывающие вопросы отсутствия знания  и регулирования прочности здоровья, эмоциональной удовлетворенности, психической устойчивости, а также на уровне сплетения групп общества.

Проанализировав сложившуюся обстановку настоящего в воспитательно-образовательном процессе Р.Ф. и сравнив с опытом стран Запада, а также ссылаясь на труды философов, социологов, психологов и педагогов, отражающих в своих теориях философские и психолого-педагогические идеи и проблемы формирования социальной активности личности, коренным образом следует пересмотреть теоретические и практические подходы к процессу формирования физической культуры личности студента.

Долгое время рассматриваемая дисциплина имела узкий характер обращенности к ней, поверхностную ориентацию, направленную на изменение внешнего прироста результативных показателей: степень развития физических способностей [5, с. 304]., активности на учебных занятиях. Информационное и техническое развитие современного мира требует отказаться от такого подхода, ориентировав социально-активную личность на сущность социокультурного единства,  приспособления к успешному функционированию в окружающей его среде, активного освоения окружающего пространства с целью жизненного, социального саморазвития личности. Перестройка образовательной программы теории и практики физической дисциплины формируется из принципиальных установок и задач настоящего и будущего. Представление индивида о включенности в физическую деятельность создает свободное восприятие, превращаясь из объекта педагогического воздействия в субъект творческой деятельности, личность становится высшей социальной ценностью – реализация гуманистического подхода [5, с. 304]. Объектом труда в любом  виде деятельности выступает сам  студент, совершенствуя свой индивидуальный набор особенностей, способностей, интересы и уровень развития психофизических показателей. Две стороны процесса: субъект и объект деятельности уже не существуют разрывно и самостоятельно. Практическая сторона физической деятельности не сводится к прямому получению и расширению узконаправленных знаний, сущность претерпевает изменения и выступает как эффективный инструмент, запускающий более глубокие механизмы личностного развития. Итак, «техника» реального исполнения физических упражнений уже не рассматривается как самоцель.

Подведем итоги, физическая культура имеет огромный вес для «матричного строительства» системы общества. Приобретенные навыки самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования, заложенные в стержень дисциплины, вырабатывают активную жизненную позицию, гражданственность, научное мировоззрение. Физическая культура проявляет себя в прогрессирующем цивилизованном обществе как неотъемлемый компонент образа жизни [4] социально активной личности, органически связанного с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности.



Список литературы

1.     Айвазова Е.С. Социализация и развитие личности студентов – будущих госслужащих средствами физической культуры//Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. - Ростов- на-Дону. - № 2. - 2011. С.155-165.

2.     Айвазова Е.С., Дорофеева Е.Н. Технология формирования нравственно-волевой сферы студенческой молодёжи средствами физической культуры//Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2015. - № 3 (41). – С. 104.

3.     Зинцова А.С. Физическая культура как способ формирования социально - активной личности школьника // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/04/6511 (дата обращения: 12.11.2015).

4.     Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991. – 312 с.

5.     Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей, вып.13. Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. – СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012. – 364 с.