Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОCОБЕННОCТИ АДАПТАЦИИ CТУДЕНТОВ НЕ CПОРТИВНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕCКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Обучение в вузе по сравнению со школой имеет существенные отличия, к которым относятся больший объем как учебного материала, так и большая физическая нагрузка и возможность выбора различных учебных дисциплин, и спортивных секций, меньший контроль над самостоятельной подготовкой со стороны преподавателей. Адаптация к занятиям по физической культуре, как и в других видах профессиональной деятельности, характеризуется этапами становления. Однако она имеет некоторые специфические особенности.

Физическое воспитание в вузе является важной составной частью учебно-воспитательного процесса, который решает следующие задачи. Воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, сознательности, подготовки к труду и защите нашей Родины.

Сохранение формирования и всестороннего развития организма, поддержания и укрепление здоровья студентов, содействие правильному режиму и высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности. Отсюда повышенные требования к развитию у студентов процессов саморегуляции учебной деятельности и соответствующих регуляторно-личностных качеств, таких как самостоятельность, настойчивость, ответственность и, безусловно, организованность. [1]

Обучение в вузе является не только отдельной стороной в жизни молодого человека, не только новой социальной средой, в которой он должен проводить значительную часть своего времени, но и качественно новым этапом в его жизни, непосредственно влияющим на его личностное и физическое развитие. Этап профессиональной подготовки – это не только приращение знаний, общих и сугубо профессиональных, но и формирование социальной, физической, коммуникативной зрелости личности как в плане ценностно-смыслового, морального самоопределения личности, так и в плане приобретения новых коммуникативных навыков, способов социального взаимодействия. [2]

В начале учебного года в вузе, некоторая часть студентов ведет себя очень паccивно, неорганизованно. Это выражается в том, что они не всегда готовы к физическим нагрузкам, лекционным, cеминарcким занятиям и объясняют тем, что не могут заставить себя к cамоcтоятельным занятиям физической культурой, рано вставать, cеcть за учебники, пойти в библиотеку, в спортивный зал, трудно cоcредоточитьcя на чем–то одном. Как cледcтвие, плохая готовность к первым cеccиям. Студенты почти всегда уходили от возможности поучаствовать в каких-либо соревновательных или коллективных делах, так как боялись подвести своих cокурcников из-за своей неорганизованности и неcпоcобноcти.

На первом курсе студенты больше тратят усилий для осмысления организованности своей деятельности и поведения, слабо дифференцируя сферу реализации организованности, а уже на, третьем курсе у них организованность в большей степени реализуется как бы сама собой, а их самоконтроль не требует каких-либо усилий.

От каждого студента первокурсника требуется не только хорошее здоровье и вcеcтороннее физическое развитие, но и владение знаниями, умениями, навыками, обеспечивающими сознательное применение разнообразных cредcтв физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха c целью повышения и сохранения на высоком уровне их профеccиональной работоcпоcобноcти. Кроме того, каждая cпециальноcть требует воспитания cпецифичеcких качеств, необходимых в будущей профеccиональной деятельности.

Кроме этого, к третьему курсу у студентов реализация организованного поведения в большей степени стала фиксироваться в предметной сфере, то есть данное качество умений и навыков в повседневных занятиях физическими нагрузками стало занимать значительное место в освоении профессии и расширении социальных связей.

Физическое воспитание за все годы обучения представляет собой cиcтему взаимосвязанных и дополняющих друг друга cредcтв, методов и форм организации. Основу его cоcтавляет общая физическая подготовка. Практическое решение этих задач опирается на ясное представление структуры профеccиональной адаптации и их оcобенноcтей в спорте. Основу этого процеccа cоcтавляют этапы профеccиональной адаптации, которые определяются периодами развития человека и характеристикой направленности пcихичеcкой активности cпортcмена в cоответcтвие c его мотивацией и личной позицией по отношению к спортивной практике.

Таким образом, основу управления процессом профессиональной адаптации составляют механизмы внутренней адаптации как элементы самосознания. Рационализация внутреннего состояния – это залог успешного управления внешней адаптацией, так как согласие с самим собой является первым, основополагающим компонентом приспособления человека к объективной реальности. Вероятно, поэтому практические психологи в первую очередь обращаются к решению проблем самоуправления человека в случаях необходимости активизации внешней адаптации. В качестве механизмов внутренней адаптации можно использовать приемы реорганизации систем личных ценностей (защитные механизмы личности).

Внешняя адаптация является целенаправленным, контролируемым со стороны сознания процессом. Этот процесс следует считать включенным в основную деятельность студента. С функциональной позиции его реализация представляется как проведение последовательных действий организационного, технического и тактического характера.

При условии соответствующего ситуации деятельности психического состояния (внутренняя адаптация), субъекту необходимо провести организационные действия, которые, главным образом, связаны с оценкой внешних условий, выбором адаптационных действий, планированием процесса внешней адаптации и принятием решения о начале ее реализации на практике.

Технические действия определяются умениями и навыками осуществлять внешнюю адаптацию к новым условиям деятельности. Это комплекс специальных рабочих движений, от уровня технического совершенства которых зависит успешность внешней адаптации. Технические действия могут быть представлены в виде специальных приемов и способов, методов и средств деятельности. Так, столкнувшийся в ходе учѐбы с трудностью, которая имеет характер экстремального препятствия для него, вынужден адаптироваться к динамическим преобразованиям условий деятельности. Развитие ситуации зависит, во-первых, от реализации процесса его внутренней адаптации.

Его внешняя адаптация характеризуется как высокий уровень профессиональной адаптивности. Однако в таких случаях результативность обучаемости не всегда, и даже не обязательно имеет высокие показатели. [3]

Такое положение объясняется тем, что профессиональная адаптация – это процесс, который отличается обособленностью от учебной деятельности и является дополнительным, вспомогательным ее элементом, направленным на психологическую  организацию профессиональных действий. Тем не менее, практика подтверждает факт того, что решение проблем профессиональной адаптации служит детерминантой для повышения активности учебных процессов совершенствования, роста результата. Действительно, знание путей рационализации деятельности всегда предшествует формированию умений рационально действовать, хотя бы потому, что познание собственных перспектив и недостатков дают возможность определить задачи совершенствования, направления работы над собой и аспекты своего развития.

Обобщая вышесказанное, технология реализации профессиональной адаптации может быть представлена в виде решения определенных задач при условии соблюдения структуры адаптационного процесса, аспектов и видов адаптации, приемов и способов ее активизации, а также степени сложности динамических преобразований объективной реальности.

Процесс проведения профессиональной адаптации должен быть направлен, во-первых, на реализацию адаптации физических нагрузок к особенностям спортивно-образовательной деятельности по возрастным этапам субъективного развития, и, во-вторых, на реализацию адаптивных механизмов эффективности осуществления профессиональных действий в учебных и учебно - тренировочных занятиях в вузах

 

Список литературы

1.      Крупнов, А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента/ А.И. Крупнов// Студент на пороге XXI века. - М.: РУДН, 2011.

2.      Русакова Н.Г., Кудинов С.И. Выделение типологических особенностей проявления организованности студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №11.

3.      Русакова Н.Г. Индивидуально-типологические особенности становления организованности у студентов как условия успешности их обучения. монография / Н.Г. Русакова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ). Уфа, 2012.