Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЯХ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Ситуации служебно-боевой деятельности сотрудников полиции, которые влекут за собой непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудников и граждан, очевидно, следует считать экстремальными.

Однако, в последнее время термин «экстремальные ситуации» стал часто употребляться в средствах массовой информации, не отражая сущности своего содержания. Необходимо дать объективную оценку и раскрыть сущность экстремальных ситуаций.

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что в широком смысле под экстремальными ситуациями следует понимать совокупность факторов, вызываемых явлениями природного, техногенного или общественного характера, которые резко нарушают нормальные условия жизни, общественную безопасность и правопорядок, влекут за собой рост преступности, сопровождаются трудно предсказуемыми тяжкими последствиями, часто являющимися по своему характеру общественным бедствием. (Торопов В.А., 2006, Ендальцев Б.В., 2008, Евсиков А.И., 2010).

Анализ деятельности сотрудников ОВД в специальных операциях и в составе различных нарядов свидетельствует о том, что физическая, огневая и тактико-специальная подготовка лежат в основе индивидуальной боевой готовности. В крайних по сложности ситуациях служебно-боевой деятельности, связанных с отражением нападений  и захватом (задержанием с применением физической  силы) правонарушителей оказывающих активное сопротивление, в том числе и вооруженное, перед сотрудниками стоит задача, задержать их, эффективно применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Наиболее типичные и крайние по трудности  ситуации, требующие от сотрудника полиции  высокого уровня физической, тактической и огневой подготовленности могут быть отражены в обобщенном виде в деятельности по схеме "поиск - преследование - силовое задержание - огневое поражение правонарушителей" (Кутасин А.Н., 2001, Phillips R. G., 1988, Jurkanin T., 1989).

Подготовка к деятельности по данной схеме имеет много общего с физической подготовкой, поэтому закономерности спортивной тренировки могут быть использованы при соответствующей их адаптации в физической, тактической и огневой подготовке сотрудников ОВД.

Тренировка и соревнование в любом виде спорта содержит в себе физическую, техническую, тактическую, психологическую, морально-волевую и интеллектуальную подготовку. Все эти стороны подготовки, как показали многочисленные исследования, имеют место в физической, тактико-специальной и огневой подготовке сотрудников полиции.

Практика деятельности правоохранительных органов показывает, что исход любой операции по пресечению преступных действий зависит не только от умения владеть табельным оружием и уверенно использовать боевые приемы борьбы, но и от степени развития профессионально значимых двигательных способностей: быстроты, выносливости, силовых и координационных способностей (Шамрай С.Д., 2000, Троян Е.И., 2006, Евсиков А.И., 2010, Кочергин А.Н., 2011, Maher P.T., 1984, Farenholtz D., Rhodes E.C., 1986, Balkin J., 1988, Trottier A., Brown J., 1994, Henderson J., 1995).

Под боевыми приемами борьбы следует понимать приемы рукопашного боя, которые применяют сотрудники при задержании преступников или вступив с ними в рукопашную схватку. Рукопашный бой – это разновидность ближнего боя с применением противниками личного огнестрельного оружия, а также подручных средств и приемов единоборства без оружия (Торопов В.А., Ушенин А.И., Куликов М.Л., 2010). Деятельность сотрудников ОВД в процессе выполнения служебных задач в экстремальных, служебно-боевых ситуациях, в первую очередь характеризуется необходимостью сохранять и перерабатывать информацию, необходимостью интенсивного мышления, сопровождающегося различными эмоциональными состояниями. В процессе такой мыслительной деятельности происходит выбор оптимальных средств для решения служебно-боевых задач, быстрого принятия правильного решения.

Высокий уровень физической подготовленности существенно влияет на такие показатели, как задержание преступников, слаженность работы групп служебно-боевого порядка, максимальное использование боевых возможностей оружия и техники, эффективность ведения огня из боевого оружия устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности, снижение потерь при проведении спецопераций и иных поражающих факторов (Торопов В.А., Ушенин А.И., Куликов М.Л., 2010).

Интенсивная физическая и боевая подготовка являются основными факторами и психологической подготовки личного состава (Ендальцев Б.В., 2008).

Физическая подготовка в «мирных условиях», помимо решения своих прямых задач по физическому совершенствованию сотрудников, может эффективно содействовать повышению качества и сокращению сроков подготовки специалистов, снижению заболеваемости и трудопотерь, увеличению профессионального долголетия специалистов ОВД, повышению дисциплинированности, организованности, уменьшению числа аварий, катастроф и предпосылок к ним, воспитанию морально-волевых и психологических качеств сотрудников.

Использование современных технологий в служебной подготовке повысило значимость физической подготовки как составной части обучения и воспитания сотрудников. Именно поэтому физическая подготовка является обязательной дисциплиной служебно-боевой подготовки сотрудников (Торопов В.А., Ушенин А.И., Куликов М.Л., 2010). Задачи специальной физической подготовки оперативных сотрудников ОВД представлены на Рисунке 1.


Анализ учебных программ по физической подготовке, научно-методической литературы и анкетирование специалистов позволил сделать некоторые важные выводы, которые необходимо использовать при разработке программы и методики обучения сотрудников полиции в рамках служебно-боевой подготовки:

-     изучение учебного материала должно начинаться с подготовительных (подводящих) упражнений и приемов самостраховки, которые по мере совершенствования должны переводиться из основной в подготовительную часть занятия;

-     тактический компонент подготовки должен формироваться на протяжении всего учебного процесса одновременно с техническим;

-   при проведении занятий необходимо не только моделирование типовых служебно-боевых ситуаций, но и

введение элементов неожиданности, нестандартности;

-   необходимо проведение комплексных занятий, предполагающих не только наработку «шаблонов», но и введение элементов внезапности (нестандартное поведение предполагаемого преступника).

-      приемы рукопашного боя, которым обучаются сотрудники ОВД, и курсанты образовательных учреждений МВД должны быть унифицированы, то есть применимы в различных служебно-боевых ситуациях.

Множество приемов и защитных действий рукопашного боя можно классифицировать с учетом целого ряда исходных признаков, из числа которых целесообразно выбрать виды и направления атакующих действий, от которых необходимо защищаться. Это имеет принципиальное значение для совершенствования содержания и методики обучения сотрудников ОВД рукопашному бою, так как:

-    во-первых, для всех групп приемов можно разработать однотипные подготовительные и подводящие упражнения, что позволит значительно сократить временные затраты на обучение;

-     во-вторых, тренировка  в выполнении очередной группы приемов за счет положительного переноса унифицированного (базового) защитно-ответного действия будет способствовать эффективному закреплению других групп приемов (например, «рычаг руки наружу» применим и как способ задержания, и как способ защиты от захвата, и как способ обезоруживания);

Фактически мы постоянно будем отрабатывать одну двигательную программу защитно-ответного действия в постоянно меняющихся вариативных условиях поединка с преступником. Следовательно, лежащие в основе разработанного алгоритма двигательные действия являются унифицированными базовыми элементами, которые могут быть положены в основу техники защитно-ответных действий с невооруженным преступником или вооруженным практически любым видом оружия или подручным средством (Ашкинази С.М., 2001, Никифоров М.Ю., 2012).

Уровень – «базовый прием» не является последним, от него логично перейти к понятию «базовые комбинации» и «базовое содержание» рукопашного боя для сотрудников ОВД.

Боевая и физическая подготовка являются специализированными педагогическими процессами обучения, поэтому понятие «базовое содержание» рукопашного боя должно отражать эту специфику.

Базовое содержание рукопашного боя можно определить как систематизированную совокупность минимума технических, тактических приемов и действий, методов психической саморегуляции эмоциональной напряженности, овладение которыми необходимо всем сотрудникам полиции для решения задач, возникающих в оперативно-служебной деятельности (Ашкинази С.М., 2001, Никифоров М.Ю., 2012).

Обучение приемам рукопашного боя для сотрудников полиции заключается не в разнообразии техники как таковой, а в разнообразии тактических вариантов применения этой техники, поэтому особое внимание следует уделять не изучению все новых и новых технических действий, а применению разученных простых (универсальных) базовых действий в различных служебно-боевых ситуациях и сочетанию с элементами специальной техники и тактики. Для этого в учебный процесс необходимо включать типовые и нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в служебно-боевой деятельности, соревновательные (спарринговые) упражнения с определенным заданием для каждого сотрудника.

 

Список литературы

1.      Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах РФ. – СПб.: Изд-во Военного Института физической культуры, 2001. – 210 с.

2.      Ашкинази С.М., Климов В.К. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств. – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2006. – 79 с.

3.      Горелов С.А. Физическое саморазвитие руководителя ОВД как фактор повышения его профессиональной работоспособности – Воронеж, Культура физическая и здоровье № 3, 2011. - 39 с.

4.      Евсиков А. И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2010. – 162 с.

5.      Ендальцев  Б.В.  Физическая  культура,  здоровье  и  работоспособность  человека  в  экстремальных экологических условиях: монография. – СПб. : МО РФ, 2008. – 198 с.

6.      Кочергин  А.Н.  Интеграция  технико-тактической,  физической  и  психологической  подготовки  к рукопашному бою: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 147 с.

7.      Торопов В.А. Огневая подготовка: учебник. – М.: Объединенная редакция МВД России, 2004. – 400 с.

8.      Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебно-прикладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 207 с.

9.      Физическая подготовка: учебник // под ред. Торопова В. А., Ушенина А. И., Куликова М. Л. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. – 312 с.