Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ИНКЛЮЗИИ В ГЕРМАНИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Проблема инклюзии с ее многовековой, трагической и полной противоречиями историей остается остро актуальной и востребованной на современном этапе развития цивилизации,  раздираемой многочисленными напряженными ситуациями в различных сферах общества. Новая философия общества диктует необходимость решительного поворота от атмосферы агрессии, недоверия и обособления в сторону расширения границ сознания и улучшения социальных отношений для решения проблемы инклюзии в общество здоровых детей и детей, требующих к себе особого внимания. И в первую очередь это касается детей с особыми потребностями и особенностями развития, число которых, к сожалению, увеличивается из года в год.

У истоков инклюзии в России стояли выдающиеся ученые (Г.Я.Трошин, В.П. Кащенко, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский и мн. др.) - яркие представители антрополого-гуманистической концепции, исходящей из важности таких принципов, как всестороннее изучение личности ребенка, создание комфортной подготовленной педагогической и окружающей среды, системный междисциплинарный подход к изучению личности ребенка, опора на не  затронутый болезнью потенциал каждого ребенка, вера  в него и его значительный потенциал психического развития, опора на общность законов и закономерностей развития нормального и аномального ребенка и др.

В этих работах большое внимание уделено адаптации детей с аномалиями развития к условиям окружающей среды и к их посильному, но необходимому участию в социальной жизни общества.

Зарубежная лечебная педагогика (термин, принятый за рубежом) также накопила немалый опыт по интеграции и образованию детей с особыми потребностями. В их ряду следует назвать Г. Ганзельмана, который в своей работе «Введение в лечебную педагогику» сумел выделить индивидуальные и социальные факторы, замедлившие психофизическое развитие детей. К ним он отнес недостаточность органов чувств; заторможенное развитие центральной нервной системы, а также нейро- и психопатии; соматические болезни; несходство супружеских пар; причиненные средой аномалии. Его называют одним из первых энциклопедистов в области специальной педагогики. Педагогическое направление развивали в этой области А. Бинэ, Т. Симон, Ж. Филипп, П. Бонкур, О. Декроли, А. Пете, М. Хари, Р. Фойерштейн, М. Монтессори и мн.др.

Современная форма интеграции (инклюзии) появилась в конце 60-х-начале 70-х годов XX в., когда впервые в истории цивилизации было признано равенство людей вне зависимости от их состояния здоровья и особенностей развития, равенство, гарантирующее им право самоопределения и саморазвития в открытом, развитом гражданством обществе.

В основу интеграции в свое время легла концепция «нормализации» шведского ученого Nirje (1976), принципы которой были закреплены позднее международными правовыми актами о правах ребенка и о правах людей с отклонениями в развитии. Представляется важным в этой связи отметить, что задолго до этого времени отечественный ученый Н.Н. Вентцель в 1917 г. написал «Декларацию прав ребенка», являющуюся, таким образом, первым документом подобного рода.

Стоит отметить, что термин «интеграция» сменился в последнее время за рубежом на термин «инклюзия», представляющий собой более широкое понятие, куда включаются и дети-мигранты, и дети из неблагополучных и неполных семей, и одаренные дети, испытывающие барьеры в обучении, воспитании и социализации. В это понятие входят не только разнообразные виды совместной деятельности, но и весь мир жизни детей и их образ поведения, в частности. Сюда относят не только детей, но и взрослых, находящихся долгое время без работы; малоквалифицированных людей, функционально безграмотных людей без свидетельства об окончании школы и без перспектив на работу. Таким образом, инклюзия включает себе широкий круг людей, но мы будем говорить об инклюзии детей с особыми потребностями.

Особое место в этом ряду принадлежит уникальному немецкому педиатру и педагогу, крупному общественному деятелю Т. Хелльбрюгге, создавшему в 1968 г. первый в Германии Мюнхенский Центр реабилитации развития и создавший концепцию реабилитации развития и интеграции, которая является ключевой идеей его концепции.

Созданная им инновационная модель интегрированного обучения и воспитания опирается в качестве базовой педагогической системы на педагогику М. Монтессории охватывает следующие ступени: индивидуальную Монтессори-терапию (которую проводит Монтессори-терапевт – это термин, введенный в научный оборот Т. Хелльбрюгге, обозначает особо обученного Монтессори-педагога) и Монтессори-терапию малых групп, рассматриваемые как подготовительные ступени для интегрированного обучения и воспитания в детском саду и школе. С самого начала Т. Хелльбрюгге встал на путь тесного междисциплинарного сотрудничества специалистов разных специальностей, и поэтому его Центр, существующий почти пятьдесят лет и доказавший право на свое существование, объединяет в себя детский сад, школу, обширные клинические и амбулаторные отделения, психолого-педагогические отделения и социально-педиатрическую клинику, поскольку в основе его концепции лежит принцип социального развития. В Мюнхенскую интеграционную Монтессори- школу (1970г.), первую в мире, принимались дети, достигшие того уровня социального развития, когда они были способны к самостоятельной работе, при этом доля детей с ограниченными возможностями составляет 25 % от общего количества учащихся. Для наиболее интенсивной интеграции особое внимание обращается на различность видов нарушений в рамках одного класса (ребенок с нарушениями слуховой функции, с нарушениями речи, с нарушениями зрительной функции, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с Даун- синдромом, с нарушениями в поведении и обучении). Важно отметить, что в интеграционной школе Монтессори, называемой «Школой без оценок и страха», разработана иная система оценивания, основанная не на сравнении детей друг с другом, а на сопоставлении достижений конкретного ребенка: «что я знаю и могу сегодня по сравнению с тем, что я знал и умел вчера», при этом ключевым звеном данной системы является «Книга учебных нагрузок», исходящая из двух принципиальных посылок:

-    в школе осуществляется совместное обучение и воспитание детей с различными образовательными возможностями;

-     в школе действует принцип свободного выбора материала и индивидуального (внутреннего) ритма работы.

Каждое личное достижение ребенка заносится в «Книгу учебных нагрузок», которую по праву можно

назвать «Книгой достижений ребенка». Необходимой предпосылкой интеграции детского сообщества выступает отказ от любой селекции и изоляции детей. При этом индивидуализация способствует эффективному осуществлению принципа социального развития и оптимальному протеканию социальных процессов.

В заключение  считаем важным подчеркнуть,  что положительный многолетний опыт реализации концепции реабилитации развития и инклюзивного процесса образования детей с различными возможностями в Мюнхенском детском Центре является весьма ценным и для отечественной науки и практики при соблюдении технологии данного процесса (обучение и привлечение к интеграционным процессам родителей  в качестве сотерапевтов, междисциплинарное сотрудничество специалистов различных специальностей в организации диагностико-терапевтических мероприятий, применение Монтессори-педагогики в процессе реабилитации развития, обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями).

Таким образом, плюсы инклюзивного образования в реализации концепции Т. Хелльбрюгге как принципиальной альтернативы изоляции детей с особенностями развития и псевдоинтеграции весьма показательны и ценны.

 

Список литературы

1.      Ратнер Ф.Л. Вопросы интеграции в трудах отечественных ученых// Materials of the X International scientific and practical conference «Fundamental and applied science», October 30 -November 7, 2014.-Англия, г. Шеффилд.- 2014.-Volume 10.-Pedagogical sciences. Sheffield. Science and education LTD-88стр.-С.79-83.

2.      Ратнер Ф.Л. Пути решения проблем инклюзивного образования за рубежом (на примере Мюнхенского Центра реабилитации развития)// «Идеи инклюзивной педагогики в  свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию»: Матер. Всеросс. научн.-практ. конф. с международным участием, 20 февраля 2013 года, г. Зеленодольск (Татарстан).- Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013.-564с.-С.28-33.

3.      Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей.-М.: ВЛАДОС, 2006.-175с.

4.      Anderlik L. Montessori – Ein Weg zur Inklusion.-Dortmund: Verlag „Modernes Lernen―, 2011.-173 S.

5.      Berger M. Das Kindsteht im Mittelpunkt. M.Aurin– Pionierin integrierter Erziehung in Schulalter // Zeitschrift fur Montessori – Padagogik.-2009.-Heft 1.-132-137.

6.      Handbuch Inklusion: Grundlagen vorurteilsbewusster Bildung und Erziehung.-Freiburg-Basel-Wien: Herder- Verlag, 2013.-301 S.

7.      Sander A. Konzepte einer inklusiven Padagogik // Zeitschrift fur Heilpadagogik.-2004.-№5.-S.240-244.

8.      Wege zur Inklusion: Fruhdiagnostik, Fruhlherapie, kindliche Sozialisation: Mater. des internationalen und interdisziplinaren Symposiums.- Lubeck: Schmidt-Romhild, 2014.-255 S.