Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Аннотация: В данной статье рассматриваются и сопоставляются различные подходы и методы исследования из различных источниках литературы по профилактике, выявлению и преодолению нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Дошкольники, дисграфия, механизм нарушений, обзор, подходы и методы, профилактика.

 С каждым годом увеличивается число детей, младшего школьного возраста с нарушением чтения и письма. И это на сегодняшний день одна из актуальных тем.

Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито внимание мышление, восприятие, продуктивность запоминания, наглядно-образное мышление, анализ и синтез речи, речевой слух. Также ребенок должен обладать достаточно развитой общей и мелкой моторикой рук. Все эти процессы формируются в старшем дошкольном возрасте. Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть, ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Исходя из этого, можно сказать, что письменная речь, в частности письмо – это высшая форма речи. Она функционирует в отсутствии собеседника, более полно реализует содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей произвольностью, чем внутренняя и устная речь.

Известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного периода хорошо усваивают словарный запас, грамматический строй речи, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.

Поэтому в старшей и подготовительной к школе группе важно на занятиях обязательно включают упражнения по профилактике дисграфии и дислексии, что значительным образом облегчает обучение ребенка навыкам чтения и письма в школе. В наше время данной проблемой занимаются такие науки как: психология; нейропсихология; психолингвистика; логопедия; медицина.

В связи с этим существуют различные методы и подходы к одной и той же проблеме. Что определяет значимость профилактики дисграфии уже в дошкольном возрасте.

В последние годы исследования в логопедии направлены в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии детей и раннего начала комплексной коррекционной работы с ними. Что дает возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет для их коррекции.

Теоретической базой для изучения данной проблемы являются работы следующих авторов: М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Л. Г. Парамонова, А. В. Ястребова, И. Н. Садовникова. У каждого автора свой взгляд на данную проблему. Данное нарушение изучается специалистами разных областей: учителями; логопедами; врачами; нейропсихологами.

В ранних работах М. Е. Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями   звукопроизношения.   Механизмом   этого   вида   дисграфии   является   неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквой. В более поздних работах М. Е. Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляются достаточно обоснованными и до настоящего времени.

Разработана классификация дисграфии М. Е. Хватцевым [4]. С позиции психофизиологического анализа механизмов нарушения письма, ученый рассматривал не только психофизиологические механизмы нарушения, но и расстройства речевой функции и языковых операций письма. Он связал дисграфию с недостаточностью языкового развития детей и выделил пять видов дисграфии, два из которых на почве расстройств устной речи и оптическая, которая присутствует в современной классификации.

Р. Е. Левина [1]считает, что недостатки произношения отражаются на письме, когда нарушена слуховая дифференциация, а также несформированность фонетических представлений.

Но подробнее всего этот вопрос изложен А. Н. Корневым. Он рассматривал дисграфию с позиции клинико-психологического подхода. Его исследования позволили выявить неравномерность психического развития у детей с нарушениями письменной печи, определить то, что разные виды дисграфии сопровождаются у детей различными по степени выраженности и сочетаниями нервно-психической деятельности. Автор выделил дисграфию, обусловленную нарушением языкового анализа и синтеза, дисфонологические дисграфии и диспраксическую.

Л. Г. Парамонова[2]говорит относительно дошкольников о комплексном нарушении формирования всех составляющих речевой системы.

У этих детей нарушено звукопроизношение, слоговая структура слова, фонетические процессы, языковой анализ и синтез; страдает связная речь, лексико-грамматический строй речи, память, внимание, мышление, моторные функции. Ввиду всего этого не сформированы неречевые и речевые условия для овладения письмом. И как следствие – плохая успеваемость учащихся по русскому языку. Поэтому, говоря о профилактике дислексии и дисграфии, нужно говорить одновременно о профилактике речевых нарушений.

Как указывает Л. Г. Парамонова [2],предпосылки дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это нарушение затрагивает высшие психические функции: память, внимание, что влечет за собой недостаточную сформированность данных функций, а так же влияет на развитие сенсомоторных и интеллектуальных функций. Это может рассматриваться как нарушение, обусловленное анатомическим или функциональным недоразвитием высокоорганизованной структуры головного мозга. В работе она рассматривает предпосылки каждого из основных видов дисграфий. Также описывает конкретные способы их профилактики, выявления и преодоления.

Многие авторы отмечают, что у детей с дисграфией отмечаются как специфические дисграфические ошибки, так и характерные для всех детей, у которых еще недостаточно сформировались навыки правильного письма[4].

А. В. Ястребова [5] отмечает, что нарушение письменной речи часто возникает не только на фоне недостаточности церебральных функций, но и сопровождаются когнитивными, неврозоподобными и психоорганическими нарушениями.

И. Н. Садовникова [3] выделяет ошибки, характеризующие эволюционную дисграфию, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму: 1) отсутствие обозначения границ предложений; 2) слитное написание слов; 3) нетвердое знание(забывание) букв, особенно прописных; 4) нехарактерные смешения; 5) зеркальная обращенность букв. И. Н. Садовникова обращает внимание на то, что наличие таких ошибок не доказывает существования дисграфии, если они единичны и нестойки. На основании оценки ошибок И. Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, которые не связаны с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта [3].

Существует много научных мнений относительно происхождения дисграфии, что говорит о важности и сложности данной проблемы. Изучение этого нарушения затруднено тем, что к моменту начала школьного обучения вызвавшие расстройство факторы заслоняются новыми, более серьезными вновь возникшими проблемами.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по ряду признаков можно предвидеть заранее, у кого проявится дисграфия и начинать раннюю коррекцию.

 

Список литературы

 

1.                        Левина, Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. /Р. Е. Левина – М.: Наука,2004. – 234 с

2.                        Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 240с.

3.                        Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников .– М.: Просвещение, 1995. – 267 с.

4.                        Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия /М. Е. Хватцев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,1997. – 655 с

5.                        Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.