Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СОЦИУМ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Как известно, что процесс становления личности достаточно сложен и разнообразен. Ведь чем раньше начинается приобщение детей к социальной действительности, тем легче в последующем, они будут ориентироваться в окружающем мире.

В настоящее время существующие в стране коренные изменения в общественно-политической, экономической и социальной жизни приводят к появлению новых социальных проблем, что требует принципиально новых подходов к их решению. Среди них отмечаются вопросы социализации детей с особыми нуждами, в том числе и детей с нарушением зрения.

Стоит отметить, что причины потери зрения разнообразны. В общем можно сказать, что нарушение зрения могут быть вызваны различными факторами:

-наследственной патологий органа зрения,

-различными травмами,

-некоторыми заболеваниями органов зрения,

-злоупотреблением наркотическими и алкогольными средствами,

-неблагоприятными условиями окружающей среды

Также отмечают случаи, когда слепота является не первичным дефектом, а производным от различных заболеваний. У каждой категории инвалидов по зрению имеются свои особенности, возможности и проблемы.

Как отмечает Н.М. Назарова от времени наступления зрительного дефекта зависит физическое и психическое развитие ребенка. Потеря зрения формирует у детей особенности эмоционально-волевой сферы, чувственного опыта и характера. У них наблюдаются трудности в игре, обучении, в овладении профессиональной деятельностью. Также дети с нарушением зрения имеют трудности вхождения в общество. Им тяжело общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, дети испытывают трудности в овладении практическими навыками [1, с.283].

Основоположником тифлопедагогики и обучения людей с нарушением зрения считается В.Гаюи. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение людей с нарушением зрения, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, которые нуждаются в образовании и социально-трудовой реабилитации [1, с.280].

Тифлопедагог Парижского национального института слепых Л. Брайль, стал автором изобретения, которое изменило систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, что даѐт возможность слепому свободно писать и читать.

Важно отметить, что первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых.

Работы таких специалистов как: М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Крачковская, Н.В. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Гордин, Р.С. Сермеев, В.Л. Стернина, И.С. Моргулис и др. наиболее полно отражают особенности проблем социализации детей с нарушением зрения.

В педагогике под социализацией подразумевается оптимизация отношений индивида и группы, сближение целей и задач их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение личностью норм и традиций определенной группы, вхождение ее в ролевую структуру [2, с.26].

Как отмечают Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю социализация детей с нарушением зрения осуществляется в трех основных направлениях:

-    увеличение способности детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений,

-    расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения. Следовательно, в данном направлении рекомендуется по возможности максимально приближать процесс обучения к настоящим, жизненным условиям, например, можно моделировать жизненные ситуации. При обучении детей с патологией зрения рекомендуется включать их в процесс интенсивной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при формировании условий для эмоционального и делового общения со взрослыми,

-   развитие у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия себя и своей социальной значимости, окружающих его людей, для успешной социальной и трудовой адаптации [2, с.28].

Исходя из вышесказанного важное значение приобретает то, что процесс социализации детей сн арушениями зрения предполагает решение основных проблем в обучении и воспитании, таких как:

-   подготовка к самостоятельной жизни,

-   развитие его личности и межличностного общения,

-профессиональная подготовка

В связи с этим стоит обозначить то, что в специальных учреждениях III и IV вида процесс воспитания и обучения детей с нарушениями зрения ориентирован на то, чтобы обеспечить их эффективную социализацию в общество. С целью того чтобы дети с нарушениями зрения имели возможность социализироваться в общество нормально развивающихся детей, им нужно овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети не имеющие нарушения зрения:

-уметь ориентироваться в окружающей реальности,

-владеть навыками самообслуживания быть и самостоятельным,

-стремиться к выполнению трудовых обязанностей,

-включаться в общение со взрослыми и сверстниками,

-иметь отчѐтливые представления о многообразии профессий,

-   проявлять трудолюбие и бережное отношение к результатам труда,

-добросовестность и честность [3, с.8].

Заслуживает внимания и тот факт, что для социализации таких детей особое значение имеет семья. Забота, любовь и поддержка со стороны родных людей благоприятно сказывается на их развитии. Вместе с этим особое внимание уделяется тому, что воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения в семье требует от родителей знаний особенностей развития ребенка, характера влияния первичного дефекта на формирование двигательных, учебных, социальных и психических возможностей.

В связи с чем хотелось бы сказать, что усвоение ребенком с патологией зрения общественного и культурного опыта подразумевает, в первую очередь, активность самого ребенка, ведь без его желания и стремления процесс включения его в жизнь общества будет осложнен. А также способность педагогов и родителей передать этот опыт в ясной для ребенка форме [4, с.101].

В итоге рассмотрения данного вопроса хотелось бы сказать, что одной из главных задач социализации детей с нарушениями зрения является постижение ребенком того, что он является равноправным членом своего общества. Эффективность будет зависеть от того, какие индивидуальные качества личности  будут у детей сформированы, к моменту вступления их в самостоятельную жизнь. Ведь для успешного вхождения ребенка в общество важным является не только овладение им навыками общения, обучение различным видам деятельности, самообслуживания, но и установление общественных связей, без которых жизнь человека становится просто невозможной.

 

Список литературы

1.      Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2000г., 400с.

2.      Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

3.      Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения. Журнал «Дефектология», №2, 1997г. – С. 8

4.      Соболева А.В. Особенности работы логопеда в детском саду с глазной патологией (косоглазием и амблиопией) // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М.; Новокузнецк, 2003. - C. 99-103.