07 апреля 2015г.
Как известно, что процесс становления личности достаточно сложен и разнообразен. Ведь чем раньше начинается приобщение детей к социальной действительности, тем легче в последующем, они будут ориентироваться в окружающем мире.
В настоящее время существующие в стране коренные изменения в общественно-политической, экономической и социальной жизни приводят к появлению новых социальных проблем, что требует принципиально новых подходов к их решению. Среди них отмечаются вопросы социализации детей с особыми нуждами, в том числе и детей с нарушением зрения.
Стоит отметить, что причины потери зрения разнообразны. В общем можно сказать, что нарушение зрения могут быть вызваны различными факторами:
-наследственной патологий органа зрения,
-различными травмами,
-некоторыми заболеваниями органов зрения,
-злоупотреблением наркотическими и алкогольными средствами,
-неблагоприятными условиями окружающей среды
Также отмечают случаи, когда слепота является не первичным дефектом, а производным от различных заболеваний. У каждой категории инвалидов по зрению имеются свои особенности, возможности и проблемы.
Как отмечает Н.М. Назарова от времени наступления зрительного дефекта зависит физическое и психическое развитие ребенка. Потеря зрения формирует у детей особенности эмоционально-волевой сферы, чувственного опыта и характера. У них наблюдаются трудности в игре, обучении, в овладении профессиональной деятельностью. Также дети с нарушением зрения имеют трудности вхождения в общество. Им тяжело общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, дети испытывают трудности в овладении практическими навыками [1, с.283].
Основоположником тифлопедагогики и обучения людей с нарушением зрения считается В.Гаюи. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение людей с нарушением зрения, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, которые нуждаются в образовании и социально-трудовой реабилитации [1, с.280].
Тифлопедагог Парижского национального института слепых Л. Брайль, стал автором изобретения, которое изменило систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, что даѐт возможность слепому свободно писать и читать.
Важно отметить, что первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых.
Работы таких специалистов как: М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Крачковская, Н.В. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Гордин, Р.С. Сермеев, В.Л. Стернина, И.С. Моргулис и др. наиболее полно отражают особенности проблем социализации детей с нарушением зрения.
В педагогике под социализацией подразумевается оптимизация отношений индивида и группы, сближение целей и задач их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение личностью норм и традиций определенной группы, вхождение ее в ролевую структуру [2, с.26].
Как отмечают Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю социализация детей с нарушением зрения осуществляется в трех основных направлениях:
- увеличение способности детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений,
- расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения. Следовательно, в данном направлении рекомендуется по возможности максимально приближать процесс обучения к настоящим, жизненным условиям, например, можно моделировать жизненные ситуации. При обучении детей с патологией зрения рекомендуется включать их в процесс интенсивной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при формировании условий для эмоционального и делового общения со взрослыми,
- развитие у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия себя и своей социальной значимости, окружающих его людей, для успешной социальной и трудовой адаптации [2, с.28].
Исходя из вышесказанного важное значение приобретает то, что процесс социализации детей сн арушениями зрения предполагает решение основных проблем в обучении и воспитании, таких как:
- подготовка к самостоятельной жизни,
- развитие его личности и межличностного общения,
-профессиональная подготовка
В связи с этим стоит обозначить то, что в специальных учреждениях III и IV вида процесс воспитания и обучения детей с нарушениями зрения ориентирован на то, чтобы обеспечить их эффективную социализацию в общество. С целью того чтобы дети с нарушениями зрения имели возможность социализироваться в общество нормально развивающихся детей, им нужно овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети не имеющие нарушения зрения:
-уметь ориентироваться в окружающей реальности,
-владеть навыками самообслуживания быть и самостоятельным,
-стремиться к выполнению трудовых обязанностей,
-включаться в общение со взрослыми и сверстниками,
-иметь отчѐтливые представления о многообразии профессий,
- проявлять трудолюбие и бережное отношение к результатам труда,
-добросовестность и честность [3, с.8].
Заслуживает внимания и тот факт, что для социализации таких детей особое значение имеет семья. Забота, любовь и поддержка со стороны родных людей благоприятно сказывается на их развитии. Вместе с этим особое внимание уделяется тому, что воспитание и обучение ребенка с нарушением зрения в семье требует от родителей знаний особенностей развития ребенка, характера влияния первичного дефекта на формирование двигательных, учебных, социальных и психических возможностей.
В связи с чем хотелось бы сказать, что усвоение ребенком с патологией зрения общественного и культурного опыта подразумевает, в первую очередь, активность самого ребенка, ведь без его желания и стремления процесс включения его в жизнь общества будет осложнен. А также способность педагогов и родителей передать этот опыт в ясной для ребенка форме [4, с.101].
В итоге рассмотрения данного вопроса хотелось бы сказать, что одной из главных задач социализации детей с нарушениями зрения является постижение ребенком того, что он является равноправным членом своего общества. Эффективность будет зависеть от того, какие индивидуальные качества личности будут у детей сформированы, к моменту вступления их в самостоятельную жизнь. Ведь для успешного вхождения ребенка в общество важным является не только овладение им навыками общения, обучение различным видам деятельности, самообслуживания, но и установление общественных связей, без которых жизнь человека становится просто невозможной.
Список литературы
1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2000г., 400с.
2. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
3. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения. Журнал «Дефектология», №2, 1997г. – С. 8
4. Соболева А.В. Особенности работы логопеда в детском саду с глазной патологией (косоглазием и амблиопией) // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М.; Новокузнецк, 2003. - C. 99-103.