Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

«Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения» 

Антуан де Сент-Экзюпери


Значительную категорию детей с нарушениями в развитии составляют дети с различной степенью нарушения слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, возможность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется благодаря звуковому анализатору, который дифференцирует и воспринимает звуковые раздражения. Само же ухо, преобразуя звуковые колебания, усиливает их.

Потеря слуха взрослым человеком не является аналогичным дефектом потери слуха ребенком. Нарушение слухового анализатора у  ребенка оказывает влияние на его психическое развитие, и становится фактором, способствующим возникновению вторичных дефектов. Нарушения слуха ведут к отклонениям в речевом развитии, а если глухота врожденная, то речь будет полностью отсутствовать. Проблема речевого развития детей с нарушениями слуха привлекает внимание как отечественных (Р. М. Боскис, А. Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, К.Г. Коровин, Т. В. Розанова и др.), так и зарубежных ученых (В. Вейс, К. Леймитц, О. Перье и др.). Согласно утверждению И. В. Тимошенко, проблема речевого развития детей с нарушениями слуха приобретает особую актуальность в силу того, что «…активизация речевой деятельности способствует более гармоничному психофизическому и личностному развитию детей, а также их дальнейшей социализации в обществе».

Отклонения в речевом развитии негативно сказываются как в целом на формировании личности, так и на отдельных психических процессах, в частности, на формировании словесного мышления. Тем не менее, потенциал развития речи детей с нарушениями слуха при сохранной интеллектуальной сфере носит практически неограниченный характер. Коррекционная работа по развитию речевой способности у детей с нарушениями слуха всецело зависит от учета особенностей их речевого развития.

Работы Р. М. Боскис, Г. А. Головчиц, К. Г. Коровина позволяют утверждать, что слабослышащим дошкольникам, которые потеряли слух в раннем возрасте, характерно недоразвитие таких компонентов речевой системы, как лексика, грамматика и фонетика. Нередко у них наблюдается неправильное согласование слов, пропуск или лишнее употребление предлогов. Также наблюдается фонетико-фонематические нарушения речи, которые проявляются в затруднении дифференцирования различных звуков речи. Значительным отклонением от нормы у слабослышащих является формирование звукопроизношения, вследствие невозможности речеслухового анализатора в нужной степени осуществлять свои функции в отношении речедвигательного анализатора, т. е. ребенок не может воспринимать звук речи на слух и овладеть его правильной артикуляцией. В речи слабослышащих отсутствует интонационное окрашивание и характерна общая смазанность. Голос, как правило, глухой, темп речи замедленный.

Одной из наиболее ярко выраженных особенностей у детей с нарушениями слуха - ограниченное понимание речи. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений. В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов).

Речь глухого и слабослышащего, в отличие от речи слышащего, формируется при специальном обучении. Особенности речи слабослышащих детей зависят от характера дефекта, и методов своевременного коррекционно- педагогического воздействия.

В первую очередь, при эффективной педагогической работе, благодаря слуховым тренировкам при использовании звукоусиливающей аппаратуры, развивается слуховое восприятие глухими детьми речи на слух. В результате у ребенка накапливается речевой опыт, и он получает возможность научиться пользоваться словесной речью в общении. Также большое значение в формировании речи детей с нарушениями слуха уделяется фронтальным занятиям педагога-дефектолога, в которых дети учатся различать пение и речь, воспринимать музыкальные и неречевые звуки. Овладение речью глухими и слабослышащими детьми при развитии слухового восприятия осуществляется в процессе формирования навыков произношения слов при подражании речи воспитателя с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Иначе это называется информальное обучение и предполагает формирование у детей слухозрительного восприятия.

Следующим видом обучения речи является специальное обучение, которое предполагает работу на индивидуальных и музыкально-ритмических занятиях при проведении фонетических зарядок, а также в специальном слуховом кабинете с использованием технических средств (логопедических зондов для формирования навыков речи). В процессе  обучения речи используются разнообразные способы постановки звуков, голоса и дыхания. Например, опора на тактильно-вибрационные ощущения, на основе слуха и зрения, на подражание речи учителя. Существует механический способ, при котором сурдопедагог воздействует на органы речи и тем самым приводит их в движение. При повторении такого упражнения в коре головного мозга запоминаются кинестетические раздражители, которые соотносятся с положением речевых органов, и в дальнейшем ребенок сам воспроизводит требуемый звук. Также есть смешанный способ, который является объединением подражательного и механического способов.

Таким образом, развитие речи и слухового восприятия происходит одновременно, в единстве. Развитие слухового восприятия создает у детей с нарушениями слуха новую полисенсорную основу для коррекции и развития устной речи при единстве слухового, зрительного анализатора и кинестетической связи. Это позволяет ребенку с нарушением слухового анализатора приблизиться к детям с нормальным речевым развитием.

 

Список литературы

1.     Барабанов, Р.Е. Этиология нарушений слуха и речи у глухих и слабослышащих детей / Р. Е. Барабанов // Молодой ученый. – 2011. - № 5. – С. 174-176.

2.     Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М.: Советский спорт, 2004. – 303 с.

3.     Головчиц, Л.А. Дошкольная  сурдопедагогика:  Воспитание и  обучение дошкольников  с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

4.     Коровин,  К.Г.  Книга  для  учителя  школы  слабослышащих:  Обучение  русскому  языку,  чтению, произношению / К.Г. Коровин, И. М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др. – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.

5.     Корсунская, Д. Б. Методика обучения глухих дошкольников речи / Д. Б. Корсунская. – М.: Просвещение, 1969. – 295 с.

6.     Рау, Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению / Ф.Ф. Рау. – М.: Учпедгиз, 1960. – 342 с.

7.     Тимошенко, И.В. Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями слуха в разных условиях обучения / И. В. Тимошенко: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 22 с.