21 апреля 2019г.
В настоящее время проблемы здоровья детей становятся наиболее актуальными. Здоровых детей рождается всё меньше, количество и выраженность симптомов возрастает. Одним из средств коррекции различных нарушений является арт-терапия.
Методы арт-терапии являются относительно новыми в психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время этим термином обозначают все виды занятий искусством. Эффективность применения методов арт-терапии основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их.
В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности [2]. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
Механизм воздействия методов арт-терапии заключается в формировании новых нейронных связей, которые налаживают и формируют более здоровый процесс работы мозга ребенка. Правое полушарие, являясь доминирующим до 7 лет, обрабатывает информацию глобально (оно связано с интуицией, движениями, эмоциями, с бессознательными психическими процессами в целом), затем информация поступает в мозолистое тело, которое связывает правое и левое полушария и передает информацию в левое полушарие, рационально-логическое, обеспечивающее анализ и синтез принимаемой информации. Этот процесс и отвечает за формирование новых нейронных связей.
Методы арт-терапии являются одним из эффективных элементов психологической абилитации и коррекции. В настоящее время эти методы активно применяются отечественными и зарубежными специалистами, в том числе и в работе с детьми с ОВЗ. С помощью методов арт-терапии дети могут выразить свои чувства. Особенно важным это является в работе с неговорящими детьми, детьми с РДА, а также с детьми, имеющими нарушения коммуникации и посттравматические стрессовые расстройства. Многим детям очень трудно вербализировать свои проблемы и переживания, а некоторым сложно даже осознать. С помощью рисунков, танцевально-двигательных движений ребенка во время занятий, можно проанализировать состояние ребенка, понять некоторые трудности и определить дальнейшие пути коррекции и абилитации.
В настоящее время появилось множество различных видов и направлений в искусстве. К основным видам арт-терапии относятся:
· изотерапия;
· библиотерапия (в том числе сказкотерапия);
· музыкальная терапия;
· танцевальная терапия;
· фототерапия;
· песочная терапия;
· лепка;
· игротерапия.
Использование изотерапии предполагает создание рисунков с помощью красок, карандашей, восковых мелков, печатей и всего другого, что способно оставить следы на бумаге или другой поверхности. С помощью сказкотерапии ребенок может раскрыть свои способности, войти в роль любого героя и проиграть все ситуации, которые его беспокоят. Музыкальная терапия дарит детям возможность придумать свою уникальную мелодию, насладиться музыкой и формирует чувство ритма. С помощью танцевальной терапии любой ребенок может выразить свои эмоции в виде различных движений, в сочетании с музыкой это дарит детям множество положительных эмоций. Фототерапия помогает детям вспомнить приятные моменты, проанализировать различные ситуации и проблемы. С помощью песочной терапии дети могут расслабиться, получить множество приятных тактильных ощущений, создать свой сюжет или рисунок на песке, дополнив его игрушками или декоративным материалом. Лепка помогает в создании новых образов, каких-либо предметов или героев, которых ребенок хотел бы увидеть. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому игровая терапия используется всеми специалистами и во всех странах мира.
Все перечисленные виды арт-терапии являются очень эффективными в работе с детьми с ОВЗ и активно используются специалистами многих центров. В образовательных учреждениях часто используются: сказкотерапия, изотерапия, музыкальная терапия, игротерапия и лепка. В специализированных центрах, кроме перечисленных видов арт-терапии, используют песочную терапию, фототерапию и коллажирование.
Многие методы арт-терапии используются зарубежными специалистами, что доказывает востребованность этих методов. С увеличением количества направлений искусства растет и возможность увеличения видов арт-терапии, что дает надежду на более полноценное всестороннее воздействие и развитие.
Список литературы
1. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. /Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2001.
2. Барсукова О. В. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями // Образование и воспитание. — 2016. — №5.— С. 33-35;
3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
4. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.
6. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980.
7. Кантор С. Первые поделки вашего малыша. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 112с.
8. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с;
9. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Карвосарского СПб., 1999;
10. Скрябина О. А., Матанцева Т. Н. Арт-терапия как метод психолого-педагогической помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – обучающихся высших учебных заведений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 109–111;
11. Coroiu Petruta-Maria // Procedia - Social and Behavioral Sciences 187 (2015) 277 – 282.