Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНУТРЕННИЙ МИР РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Успешность профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта определяется совокупностью объективных и субъективных факторов, но в современной психологической науке основной акцент ставится на объективные факторы, а роль субъективного фактора учитывается не в полной мере, между тем, научные данные свидетельствуют о его важной роли в успешности профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта.

Изучению объективных факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, было посвящено большое число исследований. В современной психологической науке исследованы вопросы связанные с требованиями, нормами и ограничениями, выдвигаемыми со стороны профессии к труду работника и наличием у него определённых свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств).

Для операционализации субъективного фактора нам представляется перспективным использовать концепцию внутреннего мира, понимаемого в качестве содержательного образования человеческой психики, отражающего специфику знания человеком себя, других людей, объектов и явлений окружающей действительности, передающего эмоциональное отношение к ним и определяющего особенности его поведения и деятельности [3]. В ряде современных исследований предпринимались попытки выявления особенностей внутреннего мира представителей различных профессий (Бахтина,  2004; Пивоварова 2005). В психологии существует ряд исследований, посвященных работникам железнодорожного транспорта. Я.В. Примаченко определила структуру и составляющие лидерского потенциала руководителей на железнодорожном транспорте (2010), А.Л. Сыркина определила ценностно-смысловые компоненты профессиональной мотивации и особенности взаимосвязи их с  рядом профессионально-значимых характеристик субъекта деятельности для диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности персонала локомотивных бригад железнодорожного транспорта (2009) [1, 4, 5, 7].

В концепции Д.А. Медведева взрослый возраст лежит в хронологических рамках смыслового этапа развития внутреннего мира. Сущность данного этапа проявляется в формировании у субъекта системы самостоятельно выработанных им вербальных значений смысловых образов, а ведущим механизмом развития внутреннего мира выступает рефлексия и смыслообразование. Ведущую роль здесь играет смысловой блок — система самостоятельно выработанных человеком смысловых вербальных значений, как внутренних детерминант его поведения и деятельности. Главную роль на данном этапе развития внутреннего мира играет процесс осознанного саморазвития, а его основная цель состоит в формировании у человека основ интегральной — субъектной, планетарной — зрелости. Лишь осуществление творческо-преобразующей деятельности, детерминированной индивидуально выработанной системой смыслов, способно обеспечить субъекту достижение состояния гармонии с окружающим миром и с самим собой, а также адекватную реализацию его биопсихосоциального потенциала.

В современной психологической науке накоплен определенный материал о компонентах внутреннего мира работников железнодорожного транспорта. В современной психологической науке по «образом Я» понимается установка человека по отношению к самому себе. «Образ Я» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий относительно самого себя. В российской психологии внутренний мир работников железнодорожного транспорта не изучался системно. Изучались лишь отдельные индивидуально-психологические особенности работников железнодорожного транспорта, которые можно отнести к различным компонентам внутреннего мира. Так, исследователи (Костецкий В.Э., Коренюгина Т.Ю., Диденко И.В., Диденко А.А., Бугаев Л.А., Бугаева В.М.), изучая представления работников железнодорожного транспорта о себе («Я-реальный»), сделали вывод, что респонденты характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, высокой самооценкой. Также проявляются такие качества, как самостоятельность в принятии решений, желание давать советы и требовать к себе уважения [2].

Вторым элементом внутреннего мира является «образ Другого». Обобщая результаты исследований, которые можно отнести к «образу Другого», в частности образа руководителя, можно предположить, что в «образе перспективного руководителя» в системе железнодорожного транспорта, базовыми составляющим будут профессионализм и лидерство. Образ руководителя в системе железнодорожного транспорта включает три уровня. Первый уровень имеет два ядра: профессионально-ориентированные субъективные качества и лидерские субъективные качества. Второй уровень включает личностно-ориентированные субъективные качества и деятельностно-ориентированные субъективные качества. Третий уровень включает социально-ориентированные качества.

Третьим элементом внутреннего мира является «обобщенный образ предметного мира». Образ мира является отражением в психике человека предметного мира, опосредованного предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами, поддающимися сознательной рефлексии. «Обобщенный образ предметного мира» отражает опыт взаимодействия субъекта с различными объектами действительности. В него входят значения образов восприятия, образов-представлений, ценностных и смысловых образов. Работники железнодорожного транспорта согласно исследованию Сокольской М.В. и Васевой Н.М. в целом удовлетворены своей жизнью, профессиональной деятельностью, они целеустремлены, жизнь воспринимается ими как эмоционально насыщенная и имеющая смысл. Железнодорожники относят себя к сильным личностям, обладающим свободой выбора, чтобы построить свою жизнь с целями и представлениями о ее смысле, они удовлетворены качеством прожитого отрезка времени. В профессиональной деятельности доминируют аффилиативные ценности, которые являются одновременно факторами привлекательности профессии. В жизни работников железнодорожного транспорта ведущее место занимает семья, которая является источником вдохновения и сил для работы. С возрастом ценность семьи возрастает, как и потребность в уважительном отношении со стороны коллег и руководства [6].

Проведенный нами анализ научной литературы показал, что целостной картины внутреннего работников железнодорожного транспорта в современной психологической науке не существует. В связи с этим, нам представляется необходимым провести эмпирическое исследование внутреннего мира работников железнодорожного транспорта с применением психосемантических методов (семантический дифференциал Ч. Осгуда), в результате которого мы получим системное знание о внутреннем мире работников железнодорожного транспорта.

 

Список литературы

 

1.        Бахтина Н.Н. Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов рыбоохраны: дисс. … канд. Психол. Наук, М., 2004.

2.        Индивидуально-психологические особенности машинистов железно- дорожного транспорта различных возрастных групп / Бутаева В.М. [и др.] // Научный журнал КубГАУ. – 2015. - № 112. – С. 178-189.

3.        Медведев Д.А Онтогенез вербального отражения действительности. - Автореф. дис… д. психолог. наук., СПб. – 2006.

4.        Пивоварова С.В. Сравнительный анализ образа жизни учителей. Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: материалы научно-практической конференции (Москва факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 17-20 ноября 2015 г.), М.: АНО УМО «Инсайт», С. 342-343.

5.        Примаченко Я.В. Модель образа эффективного руководителя в системе железнодорожного транспорта // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2009. - № 4. – С. 131-136.

6.        Сокольская М.В. Личные и профессиональные смыслы в структуре ценностно-мотивационной сферы машиниста локомотива / Сокольская М.В., Васева Н.М. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2009. - № 4. – С. 89-95.

7.        Сыркина А.Л. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной мотивации (на примере специалистов локомотивных бригад): дисс. … канд. Психол. Наук, М., 2009.