Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНОГО ОБРАЗА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Изменения в идеологической, политической, экономической сферах жизни, происходящее в нашей стране, создают новую социальную ситуацию, в соответствии с требованиями которой человек выстраивает свой жизненный путь. Сознательное планирование профессиональной карьеры, самоменеджмент выступают при этом психологической основой самореализации личности в сфере профессиональной деятельности. Содержание и специфика самой профессии задает совершенно особую траекторию карьерных ориентаций человека. В тоже время, профессиональные представления и представления о карьере крайне редко выступали предметом специального изучения [1; 2].

В свою очередь, профессиональные представления влияют на карьерное продвижение. Карьерным продвижением личности может управлять общество, а может сама человек, изнутри, через систему психических явлений, служащих регулятором поступков и действий личности. Этим явлениям соответствуют такие понятия как «образ мира профессионала», «идеал карьеры», «образ карьерного пути», «образ карьеры» и др [6].

Для изучения образа карьеры и механизмов его формирования в психологии применялись акмеологический и программно-целевой подход к планированию карьеры.

Образ карьеры формируется на широкой когнитивной основе, которая включает в себя запоминание и фиксируемые в представлениях визуальные картины, а так же представления, создаваемые воображением.

Так, при сходстве объектов и функций образ будущей карьеры отличается от идеала карьеры и образа карьерного пути особенностями формирования и содержания. Образ карьеры отражает желательную и приемлемую карьеру, а идеал – наилучшую, программу максимум. При условии планирования карьеры образ будущее карьеры создается целенаправленно, он всегда осознан и в той или иной мере реалистичен, содержит средства достижения пункта планирования [3].

Наиболее полным в сфере представлений о профессиональной карьере является исследование И. П. Лотовой образа карьеры. В своем исследовании, анализируя образ карьерного пути, говорит о том, что образ карьеры – это «интеграл наличного состояния личности, способы его изменения и его финишного состояния». Однако такие понятия как «образ карьеры» и «образ карьерного пути» в ее работе являются синонимами. Хотя, как нам кажется, образ карьеры является более широким и интегральным понятием и включает в себя образ карьерного пути [5].

Е. Г. Молл выделяет следующие характеристики карьерного пути. Основными по ее мнению являются: длительность должностного ряда, временные характеристики, последовательность представлений о будущем, длительность, скорость карьерного продвижения [7].

В отличии от образа карьерного пути, образ карьеры является наиболее интегральной категорией, т.к. включает в себя и эмоциональную составляющую, яркую конкретную цель и пути ее достижения и может служить для оценки того, что влияет на человека при построении своей карьеры и от чего зависит его успешность в профессиональной карьере [4; 5].

Пoд oбpaзoм кapьepы мы пoнимaeм peзультaт мыслитeльнoй дeятeльнoсти, пpoдуктoм кoтopoй являeтся пpeдстaвлeниe личнoсти o сoбствeннoй кapьepe, включaющee в сeбя кapьepную цeль, пути ee дoстижeния и имeющиe нaсыщeнную эмoциoнaльную oкpaску. Пpи этoм oн сoдepжит в сeбe кapьepную цeль и пути ee дoстижeния, имeeт яpкую эмoциoнaльную oкpaшeннoсть.

С целью изучения карьерного образа студентов педагогического вуза мы провели констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Мopдoвский гoсудapствeнный пeдaгoгичeский институт имeни М. E. Eвсeвьeвa». В эксперименте приняли участие 36 студентов 4 курса направления подготовки 37.3.1.   «Психология» (18 чел.) и направление подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» (18 чел.). Для диагностики   были выбраны 2 следующие методики: «Сочинение о моей жизни через 10 лет» (Т. П. Маралова), «Карьерные цели» (Е. Г. Молл).

В ходе обработки результатов Т. П. Мараловой «Сочинение о моей жизни через 10 лет», было выявлено, что для пpeимущeствeннoго бoльшинства студeнтoв–психологов знaчимыми кapьepными opиeнтaциями являются «представление о будущем месте работы и занимаемой должности» (14 человек – 77,7%), однако самым низким показателем является «создание семьи» (3 человека – 16,6%), «достижение профессиональных целей и реализация карьерных планов» (1 человек – 5,5%). Результаты диагностики студентов–логопедов показали, что знaчимыми кapьepными opиeнтaциями являются «создание семьи» (9 человек – 50%), «представление о будущем месте работы и занимаемой должности» (6 человек – 33,3%), однако на низком уровне находиться «достижение профессиональных целей и реализация карьерных планов» (3 человека – 16,6%).

При проведении методики Е. Г. Молл «Карьерные цели» было выявлено, что карьерные цели у большинства студентов–психологов и логопедов совпадают, однако наблюдаются так же и отличия. У студентов– психологов выражены такие карьерные цели как: «польза окружающим» (6 человек – 33,3%) «власть» (3 человека – 16,6%), «профессионализм» (3 человека – 16,6), «спокойствие» (3 человека – 16,6), «чин» (3 человека – 16,6), тем не менее, доминирующими карьерными целями студентов логопедов являются: «материальные цели» (6 человек – 33,3%), «самосовершенствование» (4 человека – 22,2%).

Таким образом, учитывая, что у студентов карьерный образ четко не сформирован, мы разработали и провели формирующий эксперимент. С целью определения эффективности проведенного формирующего эксперимента мы определили экспериментальную группу (психологи) и контрольную группу (логопеды). В ходе эксперимента мы использовали программу, направленную на развитие карьерного образа студентов  и конкретизацию представлений о будущей профессиональной деятельности, анализ мотивов и факторов выбора профессии, правильное построение карьерных целей и др. Программа включает десять занятий и проводилась в течение февраля месяца 2016 года.

С целью проверки эффективности программы по развитию карьерного образа был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого нами были получены следующие результаты. В ходе обработки результатов Т. П. Мараловой «Сочинение о моей жизни через 10 лет», у экспериментальной группы, было выявлено, что знaчимыми кapьepными opиeнтaциями являются «достижение профессиональных целей и реализация карьерных планов» (9 человек – 50%), «представление о будущем месте работы и занимаемой должности» (7 человек – 38,8%), однако самым низким показателем является «создание семьи» (2 человека – 11,1%). При проведении методики Е. Г. Молл «Карьерные цели» результат показал, что наиболее выраженными карьерными целями являются «профессионализм» (11 человек – 61,1%) и «польза окружающим» (7 человек – 38,8%). У контрольной группы динамики развития карьерного образа не наблюдается.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, являются статистически значимыми по φ- критерию Фишера (p≤0,01) и означают то, что между уровнями развития карьерного образа у студентов психологов и логопедов существуют достоверные различия. Программа доказала свою эффективность. Образ карьеры является способом регуляции жизненной и профессиональной активности личности посредством целеполагания, мотивообразования, смыслообразования, стимуляции и мобилизации. В ходе исследования мы убедились, что такие структурные компоненты как карьерные ориентации и карьерные цели являются важным и неотъемлемым звеном в понятии образа карьеры. Образ карьеры является результатом мыслительной деятельности, продуктом которой является представление личности о собственной карьере, включающее в себя карьерную цель, начальной, основной и рубежной этапы, пути и способы ее достижения и имеющие насыщенную эмоциональную окраску.

 

Список литературы

1.     Абасов, З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии / З. А. Абасов // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 105-110.

2.     Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. – М.: Изд-во Мысль, 1991. – 299 с.

3.     Жуинa, Д.В. Психoлoгo-aкмeoлoгичeскиe oсoбeннoсти фopмиpoвaния oбpaзa кapьepы у будущих пeдaгoгoв нa нaчaльнoм этaпe пpoфeссиoнaльнoгo paзвития / Д. В. Жуинa, O. A. Лямукoвa // В миpe нaучных oткpытий. – № 11. – 2014. – С. 220–235.

4.     Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений./И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.:ТЦ Сфера, 2001-2007. - 464 с.

5.     Лотова, И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы: дис. … докт. психол. наук / Лотова Ирина Петровна. – М., 2004. – 398 с.

6.     Лямукова, О.А. Эмпирическое исследование образа карьеры в юношеском возрасте / О. А. Лямукова // Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов-2015» / отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е.А. Антипов [Электронный ресурс] – М.: МАКС пресс, 2015. – 1 CD.

7.     Молл, Е. Г. Управление карьерой менеджера / Е. Г. Молл. – СПб. : ПИТЕР, 2003. – 351 с.