Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

Авторы:
Город:
Нововоронеж
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Среднее специальное профессиональное образование ставит цель-подготовку профессионально компетентных специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении профессионального образования. Обеспечить это призван профессионально-образовательный процесс в системе среднего профессионального образования.

По мнению А.М. Саранова, процесс может быть представлен как целостная динамическая система учебно- воспитательных мероприятий, позволяющих преподавателю учитывать многообразие, интегральное единство факторов развития личности будущего профессионала, вести поиск механизмов оказания психологического воздействия и др. [6].

На основе анализа специфики профессиональной деятельности специалиста атомной отрасли (А.А. Вагнер, М.В. Кравцова, В.А. Спиваки др.), профессиограммы (А.П. Двинин, Е.С. Романова, В.Н. Чернышев и др.),функциональных обязанностей будущего специалиста показано, что, профессия-энергетик относится к типу «человек-техника» (Е.А. Климов). В связи с этим, специалист атомной отрасли должен обладать такими способностями как: стрессоустойчивость, нравственное сознание, мобильность, критичность мышления и др. (Н.С. Бабаев, И.Я. Емельянов, Т.Х. Маргулов и др.). Как видно, наличие у специалиста указанных характеристик позволит не только качественно выполнять профессиональные обязанности, быть удовлетворенным своим трудом, но и достигать высоких вершин в профессии и жизнедеятельности в целом, быть признанным в профессиональном сообществе. Рассмотрение процесса профессиональной подготовки будущего специалиста атомной отрасли, на наш взгляд, целесообразно посредством различных подходов, используемых в колледже (НВПК НИЯУ МИФИ).

Если профессионально-образовательный процесс - это целостная психолого-педагогическая система, то для его изучения и оптимизации необходим теоретический анализ сущности образовательного процесса как системы (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов и др.).

С позиции системного подхода образовательный процесс колледжа следует рассматривать как включающий следующие функциональные компоненты: целевой (проектировочный), коммуникативный, содержательно-организационный,    аналитико-результативный.

Одно из значений понятия «система» - это упорядочение, расположение чего-либо в определенной последовательности, в определенном порядке. Поскольку образовательный процесс – это не только и не столько сумма или набор каких-то последовательных элементов, то необходима целенаправленная, специально организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью студентов, которые не только управляются, но и самоуправляются. Такая система обязательно обладает свойством целостности, и добавление или изъятие какого-либо компонента преобразует ее в уже иную, новую систему, а иногда разрушает ее.

Включение компетентностного подхода в профессионально-образовательный процесс учебного заведения обусловлено не только предписаниями, но и тем, что понятийное содержание термина «компетентность» гораздо шире и может быть произвольно задано; смещением акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений[4]. Кроме того, компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования, в том числе его психолого- акмеологической составляющей [3].

Учитывая междисциплинарный характер проблемы, личностный подход обозначил ориентацию при конструировании и реализации данного процесса на его личность как ценность, цель, результат и главный критерий эффективности процесса. «..Учитывалось методологическое замечание С.Л. Рубинштейна о том, что любое внешнее воздействие на личность всегда преломляется через ее внутренние свойства, которые играют часто преломляющую, опосредствующую влияние внешнего воздействия роль внутреннего в виде таких характеристик как активность, специфичность, избирательность…» [4; 117].

Мы полагаем, что эффективность образовательного процесса личности будущего специалиста может быть обеспечена такими профессионально важными и личностно значимыми качествами преподавателя и студента: ценности саморазвития, гуманизм, целеустремленность, креативность, энергичность, гражданственность, ответственность, коммуникабельность, толерантность и др. Субъектный подход (А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин и др.) приводит к пониманию того, что сам студент является центром организации учения, познания, труда, общения, самоосуществления, выступает «источником самопричинности», своих ожидаемых карьерных достижений[5], позволяет повышать уровень профессиональной активности индивида в его профессиональном, деловом, социальном взаимодействии с различными участниками [4 ].

Вслед  за  К.А.  Абульхановой,  мы  считаем,  что  «студент  как   субъект  учебно-профессиональной деятельности определяется:

-     способностью личности разрешать различного рода противоречия в будущем профессиональном и карьерном становлении;

-   силой «Я-концепции»;

-   степенью свободы владения внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности…» [цит. по 1;19].

Гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс, В.В. Сериков и др.), утверждает неиссякаемую потребность каждой личности в самоактуализации и самореализации, которая обусловливает эффективность учения, овладения студентом  профессией. В ходе учения студент не только воплощает  свои возможности, способности, но и обретает новые профессиональные ценности, смыслы, компетентности, качества и свойства. В настоящем исследовании мы опирались на следующие принципы гуманистического подхода: человек целостен и должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален и открыт миру, переживание им мира и себя в мире –      главная психологическая реальность; фундаментальным компонентом личности является «Я-концепция», формирующаяся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и выступающая интегральным механизмом саморегуляции его поведения; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации, благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек есть активное, интенциональное, творческое существо [4].

Акмеологический подход (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьмина и др.) позволил выявить психологические факторы, способствующие достижению студентом высших уровней развития в профессии, в развитии карьерного потенциала личности. Преимущества данного подхода проявляется в «…направленности на прогрессивное развитие личности будущего специалиста; ориентации на выявление и учет психологических факторов…» личностной, профессиональной, деловой самореализации [1; 20]. Именно акмеологический подход, диалектично интегрировал в себе теоретико-методологические и эмпирические достижения философии, педагогики, психологии, что позволило нам отразить в  нем динамичный характер гармоничного взаимодействия студента с окружающим миром и самим собой[2].

Важно отметить, что разные подходы не исключают друг друга, хотя некоторые могут развивать и совершенствовать предыдущие.

Таким образом, основной задачей преподавателей и администрации колледжа является создание развивающей среды, стимулирующей поиск, обогащение смысла и ценностей профессиональной подготовки, совершенствование специальной, социальной, личностной компетентности, раскрытие и реализацию каждым своих актуальных и потенциальных способностей, возможностей, ориентирующей на высокий уровень карьерного продвижения, на полноценную и созидательную самореализацию в жизнедеятельности.

 

Список литературы

1.      Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М.: РГСУ, 2008. – 327 с.

2.      Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ.ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2006. – 424с.

3.      Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.

4.      Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 20с.

5.      Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / Ростов н/Д : Феникс, 1996. − 512с.

6.      Саранов А.М. «Системный подход в исследованиях учебно-воспитательного процесса средней школы (на примере системы воспитательной работы классного руководителя)» Дисс. … конд. эконом. наук. Волгоград , 1984 г. – 211с.