Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, кроме того, активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Познавательную активность можно рассматривать как готовность и направленность личности к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям о предметах и явлениях окружающие действительность. Это стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение социального опыта. При этом свобода и самостоятельность - не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, необыденность неразрывно связаны с культурой поведения. Для выражения познавательной активности так же необходимо проявлять познавательный интерес, инициативность, нравственно-волевые усилия, целенаправленность и положительные эмоциональные отношения к данной деятельности. Всё это влияет на процесс и результат деятельности, и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Дошкольное детство – уникальный период в психическом развитии ребёнка. Этот период обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Умственное воспитание ребёнка (А.Н. Леонтьев) нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. Об умственном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию.

Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей – восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти. Ведь именно для формирования этих процессов, дошкольный возраст создаёт оптимальные возможности и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности. Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому, для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил общественный сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств.

Каждая из характеристик умственной деятельности дошкольников, опираясь на их физиологические особенности, показывает  необходимость психологического развития  ребёнка, т.е. развития  его психических процессов, т.к. познавательная активность и возникает и осуществляется на их основе.

При наблюдении за детьми 4-5 лет были выявлены отклонения в поведении и снижена познавательная активность. Некоторые дети на занятиях с воспитателями и педагогами отказывались заниматься, не вовлекались в деятельность группы. Они не желали принимать от взрослого познавательную задачу, самостоятельно составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. У некоторых детей проявлялась недостаточность развития нравственно-волевых качеств: вседозволенность, отсутствие границ между взрослым и ребёнком, не соблюдали нормы и правила поведения. Если вдруг что-то не получалось выполнить, то не стремились доделать начатое до конца. Присутствовали отклонения во взаимоотношениях со сверстниками. Проявляли агрессивность, импульсивность, неэффективное поведение.

В связи с этим возникла необходимость создания программы коррекции поведения и развития познавательной активности у детей. Главное правило коррекции – установление теплых, доверительных отношений с ребенком, наладить тесный контакт во взаимопонимании, снять отчуждение холодность при общении. Откликнувшись на теплое заинтересованное отношение, дети постараются сделать все, чтобы оправдать его, заслужить любовь. А это самая лучшая основа для любой коррекционной работы. Ведь причиной многих трудностей в поведении является недостаток тепла, ласки и уверенности в любви взрослых, испытываемый даже детьми из внешне благополучных семей. Поэтому любой шаг навстречу ребенку, похвала, ласка помогают детям, дают им чувство комфорта и защиты.

Для данного исследования были отобраны 8 человек. В качестве методических приемов использовались четыре задания: прослушивание сказки «Почему зайцы зимой белые шубы носят?», методика «Вырежи фигуры», «Раздели на группы», «Рисунок».

Для выявления уровня сформированности познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста были выделены следующие критерии:

1.     Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);

2.     Мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);

3.     Эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; устойчивость интереса к решению познавательных задач);

4.     Действенно  -   практический (инициативность  в  познании;  проявление  уровней  познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний, высокий.

Опираясь на теоретический анализ проблемы познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста и полученные диагностические данные, была разработана программа развивающей работы с детьми. Цель программы: повышение уровня познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста. Она основывается на методах сказкотерапии, что позволяет в мягкой, безопасной форме активизировать внутренние ресурсы и потенциал личности. Так как методы сказкотерапии подразумевают опосредованное воздействие, то есть исключают непосредственное обращение к личности ребенка, то они не оказывают давления на личность, не провоцируют включение различных видов сопротивления.

Программа включает три направления работы:

1      – коррекционно - развивающую работу с детьми с использованием методов сказкотерапии, непосредственно направленную: на работу с поведенческими и коммуникативными проблемами, на повышение у них уровня познавательной активности;

2     – информационно-просветительскую работу с воспитателями и привлечение их к развивающей работе по повышению уровня познавательной активности детей в процессе непосредственной образовательной деятельности;

3   –психологическое просвещение родителей опосредованно направленное на повышение у детей уровня познавательной активности через повышение психологической культуры родителей.


Таблица 1  

Программное содержание


 

 

Программное содержание

 

Ход занятия

1

 

Трудности в общении со сверстниками

Упражнение «Встаньте все те, кто…».

Сказка «Маленький медвежонок». Подвижная игра «Молекулы».

2

Нарушение поведения

Задание «Опиши друга». Сказка «Про Ёжика, который

хотел, чтобы на него обращали внимание». Упражнение

«Какой я есть, и каким бы хотел быть».

 

3

 

Трудности во взаимоотношениях.

Игра «Спина к спине». Сказка «Хвастливая чашечка»,

«Георгин и бабочка». Этюд «Потерянная варежка»

4

Проблема взаимоотношений

Сказка «Заяц с рюкзаком». Игра «Руки знакомятся. Руки

ссорятся. Руки мирятся». Подвижная игра «Нападающий и защищающийся»

 

5

 

Проблема с детскими капризами

Сказка «Слонёнок с шариками». Подвижная игра

«Внимание». Игра «Коллективный счёт».

 

6

Проблемы с недостаточной

внимательностью

Сказка «Золотая рыбка». Подвижная игра «Лишний стул».

Упражнение «Маска»

 

7

Нарушено умение слушать и слышать

других

Сказка «Ёжики». Техника игры в песочнице «Умение

слышать и слушать»

 

8

О проявлении  познавательного

интереса

 

Сказка «Два желудя». Подвижная игра «Молекулы».

 

9

О проявлении познавательного

интереса

 

Сказка «Колючка». Подвижная игра «Путаница»

10

О проявлении активности

Сказка «Ручейки». Игра «Контакт»

 

Информационно-просветительская работа с родителями

Работа с родителями проводилась в форме лекции. Она направлена на информирование родителей о проблеме развития познавательной активности, познавательного интереса и инициативности у детей. На ней была рассмотрены особенности воспитания детей дошкольного возраста. Рассмотрены типичные ошибки и директивы родителей. Как стимулировать активность ребенка? Что мешает ребёнку развиваться в соответствии с возрастом. Так же были предложены рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.

Информационно-просветительская работа с воспитателями

С воспитателями была проведена консультация об особенностях развития познавательной активности у дошкольников с целью привлечения к совместной коррекционно-развивающей работе. На консультации были рассмотрены:

1. Основные проблемы с поведением детей,

2. Понятие познавательной активности у дошкольников,

3. Дидактические принципы и особенности развития активности.

Подводя итого диагностики можно сказать, что произошла динамика развития познавательной активности и инициативности у детей дошкольного возраста в результате программы развития. Низкий уровень развития познавательной активности снизился на 24 %, средний уровень повысился на 8, 35 %, появился высокий уровень 15,6 %. Это говорит о том, что дети способны проявлять свою активность при поддержке педагогов и родителей.

В дальнейшем планируется продолжать развивать познавательную активность у детей старшего возраста для повышения успешности обучения. При этом сформировать у детей способность к активной познавательной деятельности. Так же необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Ребенок должен вырасти уверенным в себе человеком, способным развивать свои нравственные и личностные качества.

 

Список литературы

1.     Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. - 144 с.

2.     Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

3.     Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников  /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. – 1984. - № 1.- С.14.

4.     Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19.

5.     Гризик  Т.  Методологические  основы  познавательного  развития  детей  /Т.  Гризик//  Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. – С.22.

6.     Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007. – 176 с.

7.     Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – 3-е изд., перераб. И доп. - СПб.: Речь, 2014. – 320 с.

8.     Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 141 с

9.     Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников.– М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 400 с.

10. Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки. Академический проект, 2005. – 176 с.

11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. — 176 с.